HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Виктор Нюхтилин

Мелхиседек. Иисус

Обсудить

Философский роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 7.10.2007
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


В одном фильме пришлось даже увидеть, как зелот дает Иисусу пощечину. Это – последствия как раз того самого постного понимания Этой Фигуры. На самом же деле, если вчитаться в то, что написано, невозможно себе представить не то, чтобы кто-то мог поднять на Него руку, но даже и то, чтобы кто-то мог вообще как-то непочтительно с Ним обойтись в любой форме. Он к этому явно не располагал и явно этого не позволил бы. Достаточно сказать, для начала, что Его рост (источник этих сведений мы укажем ниже) был около 180 сантиметров, а вес около 80 килограммов. Согласимся, что даже для нашего времени, это мужчина крупный. А ведь с тех времен человечество подросло на 25-30 сантиметров! Гигант Портос по анкетным данным полка королевских мушкетеров едва дотягивал до 1 метра 60 сантиметров, а остальные мушкетеры были и того ниже. Доспехи богатырей древнего мира не налезают сейчас на наших подростков! Теперь представим себе, как смотрелся в то время человек под два метра ростом и с таким весом, составленный из одних только мускулов, потому что питался не обильно по бедности, много ходил пешком, и всю жизнь до этого проработал плотником. Пожмите и сейчас плотнику руку, и вы почувствуете бешеную силу этой руки, которая обрабатывает дерево разными современными приспособами, созданными только для того, чтобы сократить мышечные усилия. А во времена Иисуса плотники работали самыми примитивными инструментами, компенсируя их несовершенство выносливостью и силой. Понятно, что это не тот человек, которому можно дать пощечину, перед этим несколько раз хорошо не подумав, все ли дела в этой жизни ты уже привел в порядок.

Помимо физического облика, который совершенно не тот, к которому мы привыкли, почему-то проходят мимо исследователей и те черты характера, которые делают его уникальным по силе и мощи воздействия и на врагов и на друзей. Сейчас это назвали бы "крутой нрав". Приведем простой пример. В Евангелиях написано, что Иисус выгнал бичом из храма торгующих и менял, опрокинул их лотки, и стоял у входа в храм, не давая никому из них туда больше войти. Картина прямо из боевика! А ведь это были не простые мелкорозничные торговцы! Это была торговая мафия, которая под крышей священников обирала прихожан и наживалась на этом безмерно! Дело в том, что по иудейским законам каждый иудей должен был один раз в год придти в храм, отдать в жертву домашнее животное и заплатить определенную сумму в сокровищницу храма. Священники очень требовательно осматривали животных, которые приносились иудеями со всех краев, и, если у животного был хоть какой-либо изъян, оно в жертву не принималось и, естественно, им предлагалось купить для жертвы животное тут же в храме у тех самых торговцев, у которых, естественно, животные были заранее без всяких изъянов, и даже просто идеальные. Цена у этих животных, правда, была тоже идеальной, и всегда много выше рыночной, но что поделаешь – один раз в год ведь… Менялы наживались по-другому. Для приношения взноса принималась только определенная валюта, которой не было у тех иудеев, которые жили не в Иудее, а жили в других странах, и таких было очень много, добрая половина. Они приносили менялам настоящие деньги, а те их обменивали по невероятному курсу на местные. И вот этот спаянный коллектив Иисус разогнал! Кто скажет, что это был кроткий и неслышный уже на расстоянии трех метров человек, тот пусть пойдет на какой-нибудь рынок и попробует прогнать оттуда хоть одного торговца. Или пусть подойдет к автобусной остановке и прогонит оттуда левых таксистов. Бичом. Возможно, это будет то, о чем потом ему в подробностях расскажут только врачи, потому что некоторые детали происходящего на каком-то этапе начнут от него ускользать.

Кто скажет, что это был мягкий и кроткий характер, склонный только к прощению и непротиворечию, тот пусть войдет в здание любой налоговой инспекции, подойдет к любому налоговому инспектору, и скажет: "Бросай ты это грязное дело. Пойдем со мной. Будем под открытым небом ночевать, есть, если повезет, ежедневно, и много ходить пешком, повсюду наживая себе врагов среди руководителей данного региона". У кого хватит чего-то неведомого в характере, чтобы после этой речи инспектор послушно отбросил папки с недоимками и пошел вслед за ним? А ведь именно так произошло у Иисуса с Матфеем, который был сборщиками налогов, и, проходя мимо которого, Иисус посмотрел ему в глаза и перевербовал в одно мгновенье!

Сила духа у Него была невероятная. Достаточно сказать, что перед казнью он гордо отказался пить вино со смирною – обезболивающее тех времен, типа наркотика, которое давали перед распятием приговоренным, чтобы те не вопили от боли. Дело в том, что смерть на кресте наступает от медленного удушья, обеспеченного своеобразием позы, а боль от этого, и от гвоздей, настолько невыносима, что крики мучимых раздирали душу даже палачам. Для этого им и давали вино со смирною, от которого они забывались и умирали в негромких мучениях. Иисус все это знал и отказался. И ни разу не закричал. Даже разговаривал с креста. Это надо оценить.

Кстати до распятия его били плетками. Это тоже надо оценить. Били его римские солдаты, которым сказали, что это враг Цезаря. Били от души, от скуки и от злости, что в этот жаркий час их заставляют делать потную работу. А надо знать, что такое римская плетка – это несколько жгутов, на концах которых приспособлены металлические и костяные утяжеления с острыми зазубринами. При каждом ударе они не только пробивали кожу, но и буквально взрывали мясо. Иисус вел себя настолько мужественно, что после избиения Пилат удрученно-восхищенно сказал: "Вот человек!".

Но не только в последний час проявилась Его сила характера. До этого тоже нет совершенно никаких обратных примеров. Когда Он уже знал, что принято решение убить Его, и Ему нельзя было идти в Иерусалим, наступил иудейский праздник. Все ждут – не появится ли Он снова в храме, как это было раньше? Братья спрашивают Его – не собираешься ли Ты идти в храм, (намереваясь, очевидно, отговаривать Его), на что Он их успокаивает – нет, не пойду. И вот "в половине праздника вошел Иисус в храм и учил" (Евангелие от Иоанна, 7:14). Он не просто пришел, а пришел тогда, когда было больше всего народу и все было в разгаре – в половине праздника. Он не просто пришел, а "учил", то есть нарушил распорядок богослужения, которое было единственным законом и единственной надеждой для народа, который собрался в храме! В ответ раздаются оскорбления, отвечая на которые, Он еще больше намеренно распаляет толпу. Евангелист пишет "возгласил", когда говорит о его речи, то есть Он перекрикивал собравшихся. Возникает спор по сути Писаний, и ему говорят – мы знаем, откуда Ты пришел, а в Писаниях написано, что Христос придет из того места, которое никто не будет знать. Это, кстати, кто-то переврал Писания (пророчества), потому что там четко сказано – из Галилеи и из Вифлеема. Здесь Иисус может вступить в литературно-текстологический спор, где все аргументы на его стороне, потому что все всегда дивились, что Он, никогда не учившийся, (всех, кто учился тогда Писаниям, народ знал как избранных из себя), знал Писания лучше других, но Он этого не делает. Вместо этого он произносит фразу, которая сама за себя говорит о смысле всего происходящего для Него – Меня-то вы знаете, а вот Бога, Который послал Меня, не знаете. Возбужденной и распаленной толпе прямо в оскаленные лица Он говорит сразу две кощунственные для них вещи – во-первых, Меня послал Бог, и вы Мне не верите, потому что Моя весть противоречит вашей религии, а, во-вторых, ваша религия – ложь и ошибка. Умел сказать. И главное – вовремя. Далее происходит закономерное – оскорбленная в самом святом для нее месте, в самый святой для себя миг, толпа кидается убить Его. И что? В Евангелиях, как всегда скромно написано "но никто не наложил на Него руки" (Евангелие от Иоанна, 7:27-30). Он спокойно проходит сквозь яростную толпу, выходит из храма и удовлетворенно говорит ученикам – все, теперь недолго Мне осталось, скоро вернусь к Пославшему Меня. И про Него снимают кино, что где-то кто-то дает Ему пощечину?!

Это не первый случай, когда толпа сникла перед ним. Однажды, во время спора об истине, Иисус превращает этот спор просто в беспредметное издевательство на иудеями, которые, конечно же, затеяли этот спор не для истины, а для того, чтобы поиздеваться над Ним. Началось с того, что Иисус говорит иудеям – истина сделает вас свободными. На что те подначивают Его – мы и так свободны, начиная от самого Авраама, никому рабами не были. То есть, сами задают тон спору – разговор шел об истине, а они начали вертеть понятиями, пытаясь вызвать у Него раздражение. Он подхватывает этот тон, и с невинным участием говорит – всякий делающий грех становится рабом греха, а освободить из этого рабства вас могу только Я, а если вы ссылаетесь на Авраама, то и поступайте, как Авраам, а то замыслили убить Меня, дающего вам истину, а при этом об Аврааме вспоминаете, на которого такой образ поведения совершенно не смахивает. Следовательно, Авраама оставьте в покое, не позорьте его, не называйте себя "детьми Авраамовыми", потому что если сравнить вас и его, то у вас должен быть какой-то другой отец. Крыть иудеям нечем, прозвучало обвинение в покушение на убийство, спорить они с этим фактом не могут, поэтому они выдвигают бастион, который, как священную корову, трогать нельзя – богоизбранность. Они говорят – да, есть у нас такой отец, Ты прав, это – Бог. Уводят разговор от опасной темы в тему бесспорную тогда для всех. И тут начинается: Иисус с доброжелательной озадаченностью говорит – если ваш отец Бог, тогда не пойму – почему Вы Меня не любите и не слышите слова Моего? Нет, какой-то другой отец должен быть! Кто бы он ни был, но получается, что вы, все-таки не от Бога. Дальше все срывается в ответную злобную ругань, среди которой раздается самое страшное слово, которым тогда могли назвать иудеи самого ненавистного человека – они называют Иисуса "самаритянином" и бесовским слугой. Они уже невменяемы, они уже не спорят, а просто истерично ругаются. Но Иисус по-прежнему издевательски участлив и показно наивен, он раздумчиво продолжает – это что же получается: я чту Отца Моего, а вы Меня бесчестите. А это не для Меня плохо, глупыши вы этакие, а для вас, потому что, бесчестя Меня, вы косвенно бесчестите Его; ой, смотрите, не прогадайте, потому что – кто Меня не слушает, тот умрет, а тот, кто слушает, тот не умрет. В ответ истерика – и Авраам умер, и пророки умерли, неужели Ты больше них, "Чем Ты Себя делаешь?". Но толпа еще держится, никто пока не кидается. Тогда Он подбрасывает еще хворосту в костер – да, конечно, немного нескромно славить Себя Самого, но ведь лично Моя слава – ничто, это Отец Мой Меня Прославляет, через Него все и идет, а если считаете, что Я лгу, то докажите, что Я лгу, а если не можете Меня опровергнуть, то, следовательно, Я прав, а если Я прав, то почему вы Мне не верите и т.д. Естественно, что по этой логической цепочке должно получиться, что опять они не от Бога. И тут толпа не выдержала, "тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него". Камнями тогда убивали по обычаю Второзакония безнаказанно, потому что неизвестно было, чей камень нанес рану, несовместимую с жизнью, а коллективное наказание за коллективное убийство не предусматривалось. В сегодняшней телевизионной хронике можно часто увидеть арабов, мечущих камни в евреев. Когда-то евреи были такими же семитами и хватались за камни с тем же азартом. Ну и чем все закончилось? А закончилось все тем, что Иисус "вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее". Красиво сказано, не так ли? Прошел посреди них! Каждый держал камень, замахивался и хотел кинуть в ненавистного галилеянина. Закон толпы превратил отдельные личности в одно бездумное и безумное существо, которое хотело только одного – убить! Достаточно было просто отшатнуться от одного из замахов, показать неуверенность – и забросают до смерти. А Он прошел посреди них, вышел из храма, и пошел далее. Евангелист трижды повторил один и тот же глагол, чего ни за одним из них, в общем, особенно не замечается. В этом и хитрость Евангелий – в мелочах, которые просто пропускаются. А в этих мелочах кроется Великое. Трижды повторенный глагол для того времени и для того народа, который уже знал поэзию Екклесиаста, это не случайность – это литературный прием усиления, который подчеркивает, что ни спешки, ни сумятицы не было. Вышел, пройдя, и пошел. Все в ровном темпе. Характер был.

Если говорить о литературных особенностях Евангелий, то в аспекте нашей темы, нельзя не отметить Евангелия от Марка. По предположениям Марк знал Иисуса поверхностно, буквально в последние дни Его жизни. Или не знал вовсе. Но Марк путешествовал с Петром и слушал его рассказы об Иисусе. Считают, что Марк – это пересказанный Петр. В итоге получилось Евангелие, как сухой документальный отчет, где нет ничего второстепенного. В этом Евангелии, если говорить о литературной стороне, нет эпитетов! Эпитеты – это украшательные элементы речи, которые дают авторскую характеристику описываемому. Например – он встал, подошел к окну, посмотрел куда-то, обернулся и сказал… Здесь все без эпитетов. А с эпитетами выглядеть может так – он порывисто встал, нервно подошел к окну, задумчиво посмотрел куда-то, не спеша обернулся и иронично сказал… Вот без этих эпитетов обходится все Евангелие от Марка, кроме двух случаев. И эти случаи для нас очень показательны! В одном из них Марк пишет об Иисусе "воззрев на них с гневом" (на фарисеев). Это ж надо было так посмотреть, что по прошествии многих лет даже Марку, не видевшему этого взгляда, обращенного не на него, до сих не по себе, и он этот эпитет оставляет! И второй эпитет звучит аналогично – "строго посмотрел". Это была Грозная Фигура, если из всех украшений речи применились только эти. Совсем не иконное лицо вырисовывается! И, кстати, Марк в одном месте говорит "повелел", а не просто "сказал". Для литературного стиля, который носит характер протокола, это очень важное свидетельство устрашающей силы Его влияния на собеседника. Ну и, если заканчивать с литературными подсказками в Евангелии от Марка, то можно привести здесь еще один пример усиления, который также для скупого на эмоции Марка говорит очень о многом. Когда уже известно было, что Его должны убить, что Его разыскивают и устроено что-то вроде тайной облавы на Него, Иисус получает сообщение о смерти своего друга Лазаря. Лазарь умирает в Иудее, куда Иисусу ходить нельзя, ибо Он там враг священства. Иисус находится в Галилее со своими учениками. Два дня Он думает и молчит, а потом говорит – идем в Иудею, к Лазарю. Всем было ясно, что это путь на верную гибель. И вот картина – Он идет впереди, направляясь в Иерусалим, а сзади, немного в отдалении, выражая этим свое тихое несогласие, идут Его ученики. От одной мысли о том, что ждет Его, а, может быть и их заодно, в Иерусалиме, у них отнимаются ноги. Но они не оставили Его. Был короткий бунт, но Фома сказал – пойдем, и мы умрем вместе с Ним. И они пошли. Итак, Он шел навстречу смерти "впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе" (Евангелие от Марка, 10:32). "Ужасаться" и "быть в страхе" – синонимы. Для литературного стиля того времени это сильный мастерский прием, акцентирующий особое внимание читателя на какой-то особой детали. Невитиеватый Марк таким способом подчеркивает ту глубину этого безнадежного страха, который охватил будущих апостолов. У Него же страха не было.


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.07: Художественный смысл. По проторённой дорожке (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!