HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Роман Оленев

Александр Петров – уникальный художник-мультипликатор

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 10 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.01.2014
Иллюстрация. Название: «Александр Константинович Петров, художник-мультипликатор». Автор: не указан. Источник: http://www.rau.am/gazeta_old/?v=280&r=3014

 

 

 

Наша отечественная мультипликация – я имею в виду, прежде всего, российская – переживает сегодня если и не самые лучшие времена, то явно и не самые худшие. Умирать она уж точно никогда не собиралась. Даже в тяжёлые девяностые годы. То, что она перестала быть нужна массовому зрителю, это другое дело, но на всевозможных фестивалях она и в смутные девяностые уверенно занимала лидерские позиции.

Скажем, американские киноакадемики, которые обычно игнорировали российскую анимацию, как раз с начала девяностых годов обратили на неё особое внимание. И, прежде всего, на мультипликатора Александра Петрова. В итоге он стал первым и пока единственным российским аниматором, получившим «Оскар». Причем, всего он выдвигался на эту премию четыре раза!

Американцы сразу поняли, что Александр Петров – это настоящий феномен и целый жанр мультипликации. То, что он предложил в своих мультфильмах, не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Его работы, в частности, оскароносный мультфильм «Старик и море» – это настоящая ожившая живопись. «Просто мультфильмом» его назвать трудно.

 

Кадры из мультфильма «Старик и море» (сцена нападения акул на лодку).

 

Кадр из мультфильма «Старик и море»

 

В это трудно поверить, но такая потрясающая техника, которой сегодня восхищается весь мир, родилась в какой-то степени из-за банальной бедности. Сам метод работы основан на росписи масляными красками по стеклу, причём, не кисточками, а пальцами. Собственно, пальцевая живопись, как называют её искусствоведы, существует давно. Энергично прикладывал руки к своим произведениям, например, Ван Гог или даже Леонардо Давинчи. Но рисовать пальцами маслом по стеклу и в мультипликации впервые догадался именно Александр Петров.

Сами стёкла он устанавливает ярусами под камерой и специально подсвечивает стёкла снизу таким образом, чтобы в кадре возникал воздух. Для этого он использует краски, которые пропускают свет. И вот, после того, как кадры снимает оператор, на стекле рисуется новая фаза движения. За день художник может сделать максимум пятнадцать-двадцать рисунков – но это всего лишь одна секунда мультфильма. Для минуты фильма, соответственно, нужно нарисовать более тысячи рисунков. Но зато такая техника, дающая эффект воздушности, акварельности, и принесла художнику «Оскар».

 

Кадр из мультфильма «Старик и море»

 

Кадры из мультфильма «Старик и море» (пейзаж с одинокой лодкой в бескрайнем море, перетекающий в облака).

 

На самом деле уже дебютная работа художника номинировалась на «Оскар». Кстати, она в чём-то напоминает эстетику мультфильмов Юрия Норштейна, автора «Сказки сказок», «Ёжика в тумане». В ней та же тема детства и трогательного наивна, та же хрупкая и светлая печаль.

И всё это неудивительно, потому что Юрий Норштейн – один из главных учителей Александра Петрова. Личность и творчество Норштейна имели и имеют для художника огромное значение. Он даже говорит, что старается бороться с этим влиянием, что очарование его фильмов настолько велико, что невольно начинаешь повторять мастера. Под художественным руководством Норштейна и был создан первый мультфильм Петрова. Деревенская история по произведению Андрея Платонова о судьбе коровы, увиденной глазами ребёнка.

 

Кадр из мультфильма «Корова»

 

Кадры из мультфильма «Корова».

 

Но, несмотря на все «Оскары», мультфильмы Петрова, конечно, никак не отнесёшь к продукции, предназначенной для массового зрителя. Для большинства он слишком уж сложный и чересчур серьёзный, что называется, академичный. Петров действительно принадлежит к элитарной традиции анимации как серьёзного искусства. Да, в них нет точной прорисовки в деталях, всё кажется немного расплывчатым и нечётким, но зато с живописной точки зрения они виртуозны. Хотя, опять же, для массового зрителя такая техника художника, да и сама тематика его мультфильмов во многом осложняет сам просмотр.

Особенно это ощутимо в его ранних мультфильмах. Например, «Корова», которую мы сейчас видели, или в экранизации Достоевского, а ведь само желание перевести мистический петербургский мир произведений Достоевского на язык мультипликации – уже явление уникальное. И посмотрите, как оно реализовано.

 

Кадр из мультфильма «Сон смешного человека»

 

Кадры из мультфильма «Сон смешного человека».

 

Как это ни печально, но гениальные работы аниматора до сих пор можно увидеть только в фестивальных программах. Даже «Оскар» не сумел изменить ситуацию. Видимо, для нашего общества Петров слишком уж элитарен. Но зато на Западе его ох как оценили. Там есть такие специальные кинотеатры с экраном высотой в шестиэтажный дом и соответствующей шириной. И вот Петрову зарубежные спонсоры выделили деньги для создания мультфильма «Старик и море» в формате именно для таких кинотеатров. Но, правда, как говорит сам художник, мультфильм «Старик и море» – это в какой-то степени коммерческий проект. Так как эти кинотеатры показывают фильмы, где, например, вертолёты ныряют в пропасть или что-то в таком духе, то в мультфильме должны были быть сцены, которые надо было сделать тоже подчёркнуто эффектными. Но этот гениальный мультфильм они уж точно никак не могли испортить.

 

Кадр из мультфильма «Старик и море»

 

Кадры из мультфильма «Старик и море» (эпизод перетекания морского пейзажа в небо, затем в глаз Рыбы, а затем – в сцену успешного броска гарпуна).

 

Свои работы Петров называет фильмами. Действительно, слово «мультик» к ним мало подходит. Каждый кадр его фильмов уже сомодостаточно живописен. По силе воздействия, присутствию воздуха, света, по свободной манере наложения и смешения красок его мультфильмы сравнимы с ожившими полотнами импрессионистов.

Его ленты, помимо акварельной нежности, прямо пульсируют мазками, мерцают текучими красками и закручиваются в кадре вихрем, напоминая суровый стиль Ван Гога. Дрожание и вибрация продолжаются даже в статичных кадрах. Если бы импрессионисты увидели его работы, они бы, конечно, тоже захотели заниматься мультипликацией.

 

Кадр из мультфильма «Моя любовь»

 

Кадры из мультфильма «Моя любовь» (сцена с поцелуем):

 

– Паша…

– Как хорошо с тобой. Чумовая! Кого люблю, мальчика совсем. Ах я глупая, ужасть счастливая… Ах! Не надо этого!

– Паша.

– Ей богу, миленький.

– Паша…

 

Это кадры уже из самого нового мультфильма художника по произведению Ивана Сергеевича Шмелёва. Вообще, все мультфильмы Петрова имеют литературную основу. Причём, всегда эта проза таких писателей, которых экранизировать-то сложно: Платонов, Хемингуэй, Достоевский, Шмелёв… Их произведения наполнены невизуальной поэтикой, они психологичны, состоят из тонких полутонов, настроений, снов. Всё это перевести на язык экрана ведь очень непросто. Но Петров сумел превратить великую классическую литературу в ещё нечто совершенно гениальное с живописной точки зрения.

А Шмёлев, кстати, мечтал о том, что его произведения будут экранизировать. Фильм Петрова, посвящённый одному из произведений писателя, рассказывает о внутреннем мире юноши, живущем ещё в дореволюционной России, о его первой и чистой любви, и о противопоставлении этого чувства низменной страсти. Фильм Петрова обладает той же духовной напряжённостью, с какой создавал свой роман Шмелёв.

 

Кадр из мультфильма «Моя любовь»

 

Кадры из мультфильма «Моя любовь»:

 

– Нате вот! Ничего мне вашего не надо.

– Паша, голубушка, что ты…

– Ох, не трожьте, не могу, закричу сейчас!

(Сон, преисполненный страсти и бреда, обрывается криком)

– Тонечка, Тонечка… Кого-то там убили у пастуха!

 

Потрясающая техника и психологизм мультфильмов Петрова погружает зрителя в какое-то странное состояние, в какой-то сон наяву. Вообще, во всех своих мультфильмах художник стремится совместить реальность с вымыслом. Для него это любимый художественный приём. Ему нравится через сон, через своего рода электрошок воспоминаний найти образ и передать состояние героя или подчеркнуть важную философскую мысль.

С потрясающей художественной силой Петрову удалось это сделать в ещё одной экранизации – уже произведения Достоевского – «Сон смешного человека». Мультфильм получился совсем не смешной, а даже страшный. Это одна из лучших работ художника, тоже, кстати, номинировавшаяся на «Оскар», несмотря на всю её тяжёлую мистику.

 

Кадр из мультфильма «Сон смешного человека»

 

Кадры из мультфильма «Сон смешного человека»:

 

– А ведь жизнь и мир теперь от меня зависят? Застрелюсь – и мира не будет, по крайней мере, для меня. Я ещё подумал тогда, что если б я жил прежде на Луне или на Марсе и сделал бы там какой-нибудь бесчестный поступок. Было бы мне отсюда всё равно или нет? Вот тут-то я и заснул. Заснул незаметно и как бы продолжая рассуждать о тех же материях... (Герой проваливается в небытие). А, стало быть, есть и за гробом жизнь.

 

Сновидческая природа образов в мультфильмах Петрова, объясняется, во-первых, тем, что сновидения и подобные провалы сознания открывают аниматору беспредельные возможности художественной выразительности, а во-вторых, позволяют коснуться мистики, к которой тяготеют художники, и выйти к анализу внутреннего мира человека, к размышлению над смыслом жизни. Ведь каждый мультфильм Петрова – это ещё и философская притча, буквально выношенная автором.

Может быть, особенно насыщена философией, мистикой экранизация именно произведения Достоевского «Сон смешного человека». Что и неудивительно: такой уж автор. Мультфильм получился глубоко мистический. Это настоящая дантова история о путешествии в потусторонний мир.

 

Кадр из мультфильма «Сон смешного человека»

 

Кадры из мультфильма «Сон смешного человека» (эпизод с неприкаянными грешниками):

 

– Кто здесь? Кто здесь?

– Кто здесь?

 

Апокалиптическая мистика и вообще христианская философия, где темы греха и покаяния занимают ключевое место, стали и основой фильма Петрова «Русалка». Апофеозную сцену бури, в которую русалка – в данном случае образ бесовской силы – пытается соблазнить и утопить юного монаха, художник рисует чёрными мутными мазками и завихрениями красок, словно апокалипсис. Художнику виртуозно здесь удалось применить свою технику. Краски растекаются и будто стекают струями, сливаясь с динамическим изображением. Это просто какая-то водоворотная живопись. И этот мультфильм тоже номинировался на «Оскар».

 

Кадр из мультфильма «Русалка»

 

Кадры из мультфильма «Русалка» (эпизод с похищением монаха русалкой).

 

Самый новый мультфильм Петрова – «Моя любовь» по произведению Ивана Шмелёва, – помимо того, что вновь засвидетельствовал абсолютную художественную гениальность автора, стал очередным подтверждением, что философия творчества художника замешана на столкновении платонической мечты, то есть, чистой любви и тёмной стихии, на этой внутренний борьбе, на духовных метаниях между ними.

 

Кадр из мультфильма «Моя любовь»

 

Кадры из мультфильма «Моя любовь» (разговор в беседке во время грозы):

 

– Ой! О господи! Ой, батюшки…

– Я представляю себе любимую женщину как идеальное существо. Для неё я готов, ну… испустить последний вздох в подошвы её ног.

– А если она сама придёт к тебе ночью с распущенными волосами?

– Неужели сама женщина может прийти к мужчине?

– Ха! Это бывает часто. Идеология.

– Ты не понимаешь! Я хочу смотреть на женщину духовно, подымать до себя...

– Да врёшь ты всё. Брось. Тьфу! Ты просто в душе мечтаешь… знаю, о чём.

– Ты… ты просто скотина!

 

Ещё раз напомним, что вся эта удивительная красота выполнена кончиками пальцев художника на стекле. Вот уж действительно можно сказать, что Александр Петров оставил свои отпечатки пальцев в искусстве.

Многие склонны относить его фильмы к категории христианского искусства. Хотя, может быть, это и неправильно. Но, так или иначе, все его фильмы в той или иной степени затрагивают тему любви, милосердия, покаяния, взволнованной горячей веры.

Вообще, главное требование, которое выдвигает художник к анимации – сотрясти душу. И вот, новый фильм «Моя любовь» не стал исключением. Художника на этот раз на примере судьбы юноши волнует тема любви. Причём, на всех её уровнях. От любви-страсти – к любви чистой, взволнованной, и, наконец, к высшей форме любви – любви жертвенной.

 

Кадр из мультфильма «Моя любовь»

 

Кадры из мультфильма «Моя любовь»:

 

– Паша.

– Пропала наша Пашуха, в монашки постриглась. Это она за вас Господу обещалась. Уйду и уйду, если он жить будет. Вот и ушла. Ох, Господь с ней…

Пашу я больше не видел никогда. Я рыдал в подушку, я оплакивал свою любовь. Первую радость жизни. Первую, самую чистую мою любовь…

 

 

 

05 марта 2009

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Аудиокнига Эрнест Хемингуэй. Собрание сочинений (аудиокнига MP3 на 9 CD)

 

 

 

Иван Шмелев. Собрание сочинений в одной книге. Издательство: Клуб семейного досуга, 2013 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!