HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Роман Оленев

Сергей Маковецкий

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 15 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 24.03.2014
Сергей Маковецкий. Портрет с сайта http://umdb.org.ua/person/3239/images

 

 

 

Когда мысленно перечисляешь самых на сегодняшний день ярких, самых востребованных российских актёров среднего поколения, натыкаешься на любопытное совпадение – сразу несколько из них носят фамилию, начинающуюся на букву «м». О некоторых из них мы уже говорили – это Меньшиков, Машков, Миронов. А сегодня, наконец-то, коснёмся Сергея Маковецкого.

Из всех четырёх он если и не самый талантливый, то уж точно самый непредсказуемый. Я бы сказал, странный по своей актёрской природе. Есть какая-то особая загадка в его лице и всей психофизике. В случае с Маковецким даже трудно говорить об амплуа, ведь он способен быть всяким. Способен играть героев, одинаково готовых в своей мягкости и податливости и на плохое, и на хорошее. Плюс ко всему он наделён ярко выраженной комичностью. Ни Меньшиков, ни Машков, ни Миронов при всей своей исключительной одарённости не обладают таким диапазоном. Кто-то из кинокритиков даже назвал Маковецкого пустым сосудом, который можно заполнить чем угодно. И хотя ему самому такое сравнение не очень нравится, в нём определённо что-то есть.

Маковецкий никогда не боялся экспериментировать с новыми образами. И его неоднозначный выбор ролей как положительных, так и отрицательных героев, всегда вызывал повышенный интерес у зрителей и у критиков. Но, пожалуй, самым неожиданным и для многих шокирующим экспериментом Маковецкого в кино стала роль первого русского порнографа, владельца подпольной садомазо-киностудии начала двадцатого века. Его, мягко скажем, странный герой в каком-то гипнотическом умилении наблюдает, как отснятое им «искусство» идёт в народ.

 

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

 

Кадры из фильма «Про уродов и людей» (герой входит в кинозал во время демонстрации фильма и со слезами умиления наблюдает за происходящим на экране).

 

Уже само начало актёрского пути для Маковецкого по-своему было скандальным. Его взлёту, помимо собственных актёрских данных, в какой-то степени поспособствовала и скандальная слава Романа Виктюка[1], который тогда был культовым и запрещённым одновременно. Виктюк первый заметил Маковецкого, и на какое-то время он оставался для режиссёра любимым, самым лучшим актёром.

Во многом как индивидуальность, как современный артист, Маковецкий в театре Виктюка и сформировался. Но при этом большой удачей для актёра стало то, что он сумел уйти от Романа Григорьевича. А это просто так не делается. Часто артист, выращенный Виктюком, по большей части ни на что не годится, кроме как виктюковких же спектаклей. А когда режиссёр теряет интерес к такому актёру, тот становится никому не нужным.

Но Сергей Маковецкий оказался не из таких воспитанников. Современному российскому кинематографу он стал просто жизненно необходим. А его умение и готовность играть подчас патологических, маргинальных героев станет чуть ли не фирменным знаком Маковецкого в кино. В одной из его ранних работ, в фильме Киры Муратовой[2], это «виктюковское прошлое» актёра по-своему можно почувствовать.

 

Кадр из фильма «Три истории»

 

Кадры из фильма «Три истории»:

 

– Хотите по любви?

– Работа. Какая работа!

– Нет (смеётся).

– Вы не хотите?

– Он хочет, хочет. Ты попроси.

– Ну и не надо. Вы вообще не в моём вкусе. Вы какой-то… коренастый!

– Он не коренастый, он доверчивый.

– А я и доверчивых не люблю.

 

Тоже ведь, наверное, неожиданный для некоторых зрителей эпизод, хотя на самом деле в этом фильме заложено очень много того, что можно сказать о Маковецком как об актёре, входившем в кино девяностых готов. Тогда он часто играл рафинированных интеллигентов-недотёп. Его неврастеничный герой здесь настолько мягкий и податливый, что не только не может отбиться от парниши с нетрадиционной ориентацией, но и в целом абсолютно растерявшийся в жизни, безвольный неудачник. В принципе, и все последующие роли Маковецкого, за исключением разве что комических ролей, в той или иной степени объединяет какая-то напряжённая внутренняя растерянность.

Сам в жизни актёр, скорее, сангвиник, но в кино он, кажется, никогда не играл вполне весёлых и счастливых типажей. Чаще, наоборот, заблудившихся, потерявшихся в жизни. Во всяком случае, именно с таких образов Маковецкий начинал в кино.

 

Кадр из фильма «Три истории»

 

Кадры из фильма «Три истории»:

 

– Ну жить же невозможно стало ни днём, ни ночью!!! Если б ты знал! Как я вот так этого слова подобрать не могу, как это можно жизнь отравить! Ты знаешь, до чего дошло? Она ко мне на работу стала приходить. И всем рассказывать, какой я изверг, какой я алкоголик! Да, на работу приходит и всякое на меня наговаривает. На работу! Как ей объяснить? Это был такой угол. Бег, спасался, другая страна. А она и тут появляется как призрак, я даже вздрогнул.

 

Маковецкий создал в кино целую галерею современных интеллигентов и полуинтеллигентов с нелёгкой судьбой. Критики даже писали, что он идеальный исполнитель ролей негероев. Образ слегка затюканного интеллектуала ему очень органичен. Недаром, когда Михалков[3] снимал свой фильм «12», то на роль серо-скромного и сомневающегося присяжного он пригласил именно Маковецкого.

И любопытная вещь: Михалков, может, даже и не смотрел фильм Киры Муратовой «Три истории», фрагмент которого мы сейчас видели, но именно от этого героя, если приглядеться, очень много унаследовано в фильме «12», хотя сколько лет уже прошло с тех пор. Как минимум, сразу бросается в глаза почти одинаковая одежда героев. Прежде всего, шляпа. Атрибут ведь редкий. Но в фильме «12» он повторится. Ну, а главное, что интеллигентный герой михалковского фильма тоже пережил похожие тяжёлые дни в своей жизни. Можно сказать, что герой Маковецкого в фильме «12» – это как бы герой из «Трёх историй», только в развитии, пятнадцать лет спустя. И в михалковском фильме будет момент, когда он вспомнит те тяжёлые годы.

 

Кадр из фильма «12»

 

Кадры из фильма «12»:

 

– Я потерял работу, от меня ушла жена. А мне ничего не было важно, только выпивка. Утро, день, вечер. С утра до ночи я безобразно пьяный. Это было страшно.

 

Почти все герои Маковецкого, при всей своей, на первый взгляд, миловидной мягкости, на определённом этапе жизни приближаются к какому-нибудь пороку или полностью в него погружаются, как в случае с фильмом «Про уродов и людей». Эта внутренняя двойственность актёра и привлекает режиссёров. Она и не даёт ему застыть в амплуа скромного интеллигента-неврастеника.

В его актёрской природе есть какая-то неопределённость. В хорошем смысле. Он почти всегда играет персонажей с «двойным дном». Вроде бы, совершенно обычных, безобидных, но с какой-то непредсказуемостью внутри.

Как актёр, Маковецкий чрезвычайно пластичен и гибок, он может быть одновременно и злодеем, и милашкой. Такую актёрскую неоднозначность, ещё и в сочетании с комическим талантом, хорошо чувствуют режиссёры. Например, Чухрай[4] не зря позвал Маковецкого сыграть шулера в своём фильме по пьесе Гоголя «Игроки»[5]. И ведь в актёре, действительно, очень много от комичных и, в то же время, плутовских гоголевских персонажей.

 

Кадр из фильма «Русская игра»

 

Кадры из фильма «Русская игра»:

 

– Рекомендуюсь. Говорю: извините. (Отрыгивает). О, пардон, мадера. Говорю: извините. Я слышал, Бог наградил вас необыкновенным сыном? Да, говорит, да. Это действительно, в некотором роде, чудо. Миша, говорит, Миша. Подойди сюда. Покажи гостю свой дар. Мальчик!.. Просто дитя… А стал метать – я потерялся. И передёргивает, и меняет. И главное, ничего нельзя даже приметить.

– Феномен!

– Натуральный!

– Феномен! Феномен!..

 

В большей или меньшей степени тонкий комизм герою Маковецкого свойственен всегда. К этому располагает и сама внешность актёра: вздёрнутый нос, как бы мальчишеские черты лица, наконец, крупная голова – во всём облике есть какая-то забавность и детскость. При этом в его лукавых и, в то же время, грустных глазах чувствуется, что называется, второй и третий план.

Можно сказать, что у него лицо клоуна, а глаза трагика. Есть в нём какое-то чаплиновское смешение веселья и печали. Ну, а такие актёрские данные, ещё и помноженные на способность к душевной рефлексии и психологической глубине, и дают почти безграничные возможности.

Маковецкий не устаёт удивлять и радовать нас новыми неожиданными ролями. Вот, скажем, роль в фильме «Ликвидация». Он там так сыграл, что многие зрители никак не могли успокоиться, что его героя убивают уже во второй серии. И Фима Полужид, между прочим, тоже очень показательная роль. При всей забавности он ведь сложная натура. Фиме продолжил список сыгранных Маковецким героев с двойной природой.

 

Кадр из фильма «Ликвидация»

 

Кадры из фильма «Ликвидация»:

 

– Родя, скажу тебе как родному. Я нет-нет да думаю: может, я неправильно жил? Но даже брать деньги у богатых и давать их бедным, а таким как ты давать по морде… Шобы у мире была красота и гармония.

 

Снимаясь в кино, Маковецкий стремится удивить не только зрителей, но и, прежде всего, себя самого. Кино вообще ведь, в отличие от театра, обычно использует в актёре то, что он имеет и так. То есть, кинорежиссёр, приглашая на роль актёра, уже отталкивается от когда-то созданного им образа. Но для артистов это часто заканчивается самоповторами и штампами.

Именно поэтому, когда режиссёр Алексей Балабанов[6] предложил Маковецкому гротескную роль в фильме «Жмурки», он очень обрадовался. Обрадовался тому, что вновь можно поэкспериментировать и на этот раз сыграть такое одноклеточное, но очень обаятельное существо в малиновом пиджаке и золотых фиксах.

 

Кадр из фильма «Жмурки»

 

Кадры из фильма «Жмурки»:

 

– Так. Закурить дай. У меня два вопроса. Кто нас прокинул и что нам с этой… с этой кучей дерьма делать?

– У меня вопросы те же.

– И у меня.

– Очень хорошо. Значит, так. Во-первых… Не паниковать! А во-вторых, я сейчас поеду к мусору лягавому и узнаю, что это за байда такая. И почему в чемодане вместо денег такая огромная куча героина.

– Это хорошая мысль. Только ты уверен, что это героин, а не кокаин или стиральный порошок?

– Это тоже хорошая мысль. (Протыкает ножом один из пакетов, лежащих в открытом чемодане, окунает туда палец, облизывает его, окунает и облизывает ещё раз). Вроде, героин. (Собеседники делают то же самое). Правда, я несильно понимаю. Нет, точно. Не стиральный порошок. (Все сосредоточенно причмокивают).

– Бодрит.

 

 В этом русском ответе Тарантино[7], Маковецкий оказался удивительно органичным и естественным. Вообще, естественное поведение на съёмочной площадке – для него одно из главных свойств. Сам Маковецкий говорит, что есть тип актёров, которые играют очень откровенных людей, есть категория артистов, которые, наоборот, изображают очень скромных героев. Но вот лично он играет очень естественного человека. Но – в самых разных ситуациях. И его герои в «Жмурках» хотя и по-комедийному карикатурны, но ни в коем случае не фальшивы. Наоборот, его наивный отморозок абсолютно правдоподобен. В целом в роли Корона Маковецкий убедительно доказывает, что комедия – это абсолютно его жанр.

 

Кадр из фильма «Жмурки»

 

Кадры из фильма «Жмурки»:

 

– А дела наши очень плохие.

– Это почему это?

– Догадайся с трёх раз. Бабло кончается, а работы нет. После последнего мероприятия уже месяц как прошёл.

– Ну и?..

– Что «ну и»? Бабло кончается, перспектив никаких.

– Перспектив?

– Да! Потому что в прошлый раз из-за одного нервного придурка мы сильно наследили.

– Вот только не надо сейчас крайних искать.

– А почему бы не поискать? А давайте поищем крайнего, который думает, что, раз у него пушка, он может из неё шмалять направо-налево. Не предупредив о том своих коллег по опасному бизнесу.

– Слушай, ты пальцы не гни, ладно? Ну погорячился, со всяким может случиться.

– Со всяким, да не со всяким! Вот с Баклажаном это не случилось. И со мной не случилось. А с тобой – случилось! И репутацию нашу ты подмочил. Теперь люди думают, что мы на всю голову отмороженные!

– А раньше не думали. Ха-ха-ха!

– Раньше думали, что мы не на всю голову отмороженные! А теперь думают, что на всю!

 

Режиссёр фильма Алексей Балабанов говорит, что Маковецкого он будет снимать всегда, потому что, по его словам, он из тех актёров, который может в кадре даже ничего не делать, но на него будет интересно смотреть. Причём, на самой съёмочной площадке часто кажется, что ничего особенного не происходит. А потом смотришь материал и разводишь руками.

Балабанов утверждает, что у киноплёнки есть такое мистическое свойство: она не всякого любит. Но Маковецкий исключительно кинематографичен. Поэтому почти в каждом фильме для режиссёра важно присутствие Маковецкого. Пусть роль даже и второстепенна.

Например, в фильме «Брат 2» у актёра работы было не так уж много. Он, кажется, и не сразу согласился на эту роль, но снялся. Из-за одной маленькой знаменитой сцены страха. Потом он гордился, что его знакомые признавались в том, что просто физически ощущали страх героя фильма.

 

Кадр из фильма «Брат 2»

 

Кадры из фильма «Брат 2»:

 

– Руки на столе держи. Вот так. Там глушитель. Я на крючок надавлю – яйца твои на пол упадут. Что, страшно? Когда Костю убивал, не страшно было?

– Какого Костю?

– Громова.

– Это не я. Это… Это… Американец. Это он. Я… Я не мог… Я… Я отца его знаю. Я Константину пообещал, я не думал, что он откажется, он… Он жадный.

– Данные на американца, быстро! (В дверях появляется женщина). Вы простите, у нас тут разговор важный со спонсором. Буквально несколько минут. (Женщина уходит).

 

За свою творческую биографию мягкий и деликатный Маковецкий сыграл немало злодеев, правда, чаще всего – трусливых и с каким-то маньяческим налётом. Но в этом и есть его особое новое слово в российском кино. Тема зла для Маковецкого оказалась просто бездонной, но, пожалуй, квинтэссенцией в этом направлении стала роль, тоже, кстати, в балабановском фильме – «Про уродов и людей». Герой Маковецкого здесь – самый настоящий маньяк. Владелец первой подпольной киностудии с садомазохистским уклоном. Работу свою он очень любит и отдаётся ей без остатка.

В фильме есть эпизод, когда он смотрит на процесс съёмки. Поражает его извращённо-сумасшедший взгляд. Мёртвые зрачки маньяка просто застыли на одной точке, а веки так ни разу и не сомкнулись. В актёрском плане это, конечно, один из самых сильных, но и, скажем так, очень непростых моментов фильма.

 

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

 

Кадры из фильма «Про уродов и людей».

 

Не удивительно, что после такой роли Маковецкому очень быстро предложили сыграть… Чикатило[8]. Но вот тут актёр уже наотрез отказался, даже сценарий выбросил на помойку. Не захотел копаться в психологии такого монстра. Посчитал это просто рискованным делом. С него вполне хватило и проникновения в душу первого русского эстета-извращенца. И согласитесь, что не каждый актёр вот так бы впустил в себя и там, внутри, оправдал зло.

Но такой вымышленный герой, в отличие от реального, очень реального Чикатило, Маковецкого всё же заинтересовал как сложный персонаж. И чтобы создать более достоверный образ киноманьяка, актёр даже специально приобрёл линзы для глаз, в которых было чуть ли не минус тридцать диоптрий. В результате получился, как вы видели, невероятно холодный, пугающий, мёртвый взгляд. В целом, в этом странном и изысканно-холодном фильме образ Маковецкого символизирует собой ледяную и безнравственную сущность зарождавшегося в начале двадцатого века «гнилого» искусства, символизирует собой эстетику распада и саморазрушения.

 

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

 

Кадры из фильма «Про уродов и людей» (герой смотрит на ледоход с набережной, ступает на льдину и уплывает вдаль).

 

Роль в фильме «Про уродов и людей» определила для Маковецкого ещё одну очень важную работу в его фильмографии. Я имею в виду роль Душки в картине культового голландского режиссёра Йоса Стелинга[9]. Сам Стеллинг сказал, что Маковецкий его потряс в балабановском фильме. Он тогда понял, что актёр умеет играть нечто большее, чем просто реального человека, способен наполнить образ метафизической глубиной, какой-то ирреальностью. Главный же герой в фильме Стеллинга, при всей своей, на первый взгляд, обыденности, должен был быть как раз метафизическим персонажем.

Если вы помните, в интервью одной из наших прошлых программ сам Стеллинг сказал, что нежданный гость Душка, в глобальном смысле, – это Большое Ничто, как бы сама смерть. При этом, по сценарию, главный герой ещё и очень живой и естественный, по-детски естественный и простодушный. Вот такую сложную задачу Маковецкий и реализовал. Режиссёр говорит, что когда он видел, как Душка всего лишь размешивает сахар в чашке с кофе, то ощущал за ним какую-то странную дополнительную силу, что-то исключительное и поражающее его. Ну, и кроме того, в этой сцене с кофе, которую, между прочим, Маковецкий придумал сам, ещё очень много тонкого юмора.

 

Кадр из фильма «Душка»

 

Кадры из фильма «Душка». Гость под пристальным взглядом хозяина кладёт себе в кофе восемь ложечек сахара, садится в кресло, размешивает, пробует, встаёт, добавляет ещё три с половиной ложечки, поглядывая на хозяина, садится в кресло.

 

В роли Душки, впрочем, как и в роли эстета-маньяка, у Маковецкого почти нет слов, а это всегда для актёра высший пилотаж – лучший тест на профпригодность, на умение держать зрителей своим магнетизмом. И актёр не только бесподобен в этой роли, он ещё и показал, что абсолютно органичен в европейском кино.

У Маковецкого, действительно, какой-то международный типаж. Себя он называет «украинский москаль», но признаки национальности в нём стёрты. А когда смотришь, сколько совершенно не похожих друг на друга образов он создал в кино, то задумываешься: так какие же основные признаки его как актёра? Ведь он всегда не вполне равен самому себе.

Тут опять невольно вспоминаются слова о том, что актёр Маковецкий – это пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Он как будто даже способен сыграть человека без свойств. К этому он, собственно и приближается в фильме Стеллинга. И кстати, именно Йос Стелинг очень верно определяет Маковецкого как актёра – актёра, за которым кроется загадка и тайна.

 

 

11 мая 2009

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 



 

[1] Роман Григорьевич Виктюк (род. 1936) – титулованный русско-украинский театральный режиссёр со скандальной репутацией (прим. ред).

 

[2] Кира Георгиевна Муратова (род. 1934) – советский и украинский кинорежиссёр (прим. ред).

 

[3] Никита Сергеевич Михалков (род. 1945) – русский актёр и кинорежиссёр, председатель Союза кинематографистов России (прим. ред).

 

[4] Павел Григорьевич Чухрай (род. 1946) – русский кинорежиссёр (прим. ред).

 

[5] Художественный фильм «Русская игра» 2007 г. (прим. ред).

 

[6] Алексей Октябринович Балабанов (1959–2013) – российский кинорежиссёр, прославившийся жёсткими фильмами с чёрным юмором (прим. ред).

 

[7] Квентин Тарантино (род. 1963) – американский кинорежиссёр-постмодернист (прим. ред).

 

[8] Советский серийный убийца, на совести которого более 50 жизней детей и женщин (прим. ред).

 

[9] Йос Стеллинг (род. 1945) – нидерландский кинорежиссёр (прим. ред).

 

 

 

Владимир Хотиненко. Поп (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания =Православная Энциклопедия=, 2010 г.   Никита Михалков. Двенадцать (художественный кинофильм на DVD).  Киностудия =ТриТэ=, 2007 г.   Сергей Урсуляк. Ликвидация. Серии 1-14 (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Централ Партнершип, 2007 г.

 

 

 

Павел Чухрай, Владимир Щегольков, Виктор Шамиров, Евгений Звездаков. Самые лучшие комедии. Том 2 (5 DVD: 1.Русская игра, 2.Антидурь, 3.Дикари, 4.Неверность)

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!