HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Патриотизм в кино

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 15 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 20.06.2014
Иллюстрация. Кадр из фильма «Сибирский цирюльник» (режиссёр - Никита Михалков, Россия, 1998 г.). Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Решив затронуть сегодня такую тему в новом российском кино, как патриотизм, я, признаться, почувствовал замешательство: слишком уж она спорно сегодня реализуется. Даже такая в целом удачная картина, как «Тарас Бульба», некоторыми кинокритиками была обвинена в зашкаливающем ура-патриотизме по-голливудски. Видите, всё-таки высокопатриотический текст Гоголя в форме блокбастера кое-кого смутил. Ну а что же говорить про фильмы, снятые куда менее талантливыми режиссёрами, чем Владимир Бортко, и не на основе гоголевского текста, а по откровенно слабым и вторичным сценариям? Но вот начнёшь тут критиковать – и обязательно кем-то будешь обвинён в антипатриотизме. Ну что ж, значит, так тому и быть.

Начну специально с фильма, который бы сразу вам дал понять проблему нового российского патриотического кино. Это фильм с каким-то до боли американским названием «Код апокалипсиса». Что важно, снят он по заказу и за деньги такого учреждения, как государственный Фонд поддержки патриотического кино[1] России. Сам Фонд создан при участии Администрации Президента и входят в него разные члены Правительства, Счётной палаты и чиновники ФСБ. Вот фильм, собственно, и должен был красиво рассказать о силе российских спецслужб.

Но на выходе мы имеем скорее американский третьесортный боевик про шпионов. Новинка же в том, что героем стала девушка, русская разведчица Даша – в лице главной няни страны Анастасии Заворотнюк. Даша, понятное дело, успешно расправилась с террористами и спасла мир от апокалипсиса, утерев ещё и нос американцам. Но забавно, что весь фильм при этом выполнен по откровенно американским шаблонам. Наша Даша – это что-то среднее между Джеймсом Бондом и Рэмбо с его «Первой кровью». Причём, такое старательное копирование уже подустаревших американских киноштампов не помешало авторам фильма аккуратненько так принизить Америку: полковник американских спецслужб перед нашей супер-Дашей ведёт себя ну прямо как дисциплинированный школьник.

 

Кадр из фильма «Код апокалипсиса»

 

Кадры из фильма «Код апокалипсиса»:

 

– Нет, я не собираюсь воевать с русскими. Есть, сэр.

 

Этот пафосный и очень самобытный – в кавычках, естественно – фильм, пожалуй, не имело бы смысла рассматривать в контексте национально-патриотического кино, если бы, во-первых, сам режиссёр не утверждал, что его цель была вернуть российскому кино национальную идеологию, ну а главное, повторюсь, что фильм создан усилиями госфонда Поддержки патриотического кино.

Чтобы вы окончательно почувствовали то, как авторы фильма стремились вдохнуть в него национальную идеологию – любовь к Отечеству, нам нужно увидеть ещё один, тоже «сильный» момент фильма, когда крутая и сексапильная разведчица Даша в расстёгнутом плаще, под которым лишь одно нижнее бельё, гордо стреляет по иностранным врагам.

 

Кадр из фильма «Код апокалипсиса»

 

Кадры из фильма «Код апокалипсиса».

 

Фонд поддержки патриотического кино, созданный для воспитания молодого поколения в духе любви к Родине, видимо, понимал, что юные зрители, да и не только они, уже давно мечтают увидеть голые стройные ноги очаровательной няни. Ну ладно, к этому «киношедевру» мы ещё вернёмся, а пока давайте вспомним, откуда вообще растут ноги у современного российского патриотического кино.

Всё начиналось с таких, хоть и во многом ориентированных на коммерческий успех, но всё же, несомненно, художественно сильных фильмов, как «Брат 2» и «Сибирский цирюльник». Именно два таких абсолютно разных режиссёра, как Алексей Балабанов и Никита Михалков, что называется, застолбили тему. В «Брате 2», как вы помните, патриотизм был очень неофициальный, очень искренний и, можно сказать, какой-то партизански-отчаянный. Больше такого патриотизма мы вряд ли уже и увидим. Притом что любовь к Родине в нём буквально-таки зашкаливала, в нём и близко не чувствовалось намёка на госзаказ. Наоборот, в нём явно улавливались антигосударственный нотки.

 

Кадр из фильма «Брат 2»

 

Кадры из фильма «Брат 2».

 

– Я Родину люблю.

– А, патриот, русская идея, Достоевский, держава. А где твоя Родина, сынок? Сдал Горбачёв твою Родину американцам. Чтоб тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым проср…ла. Русских людей в Прибалтике сдала. Себров на Балканах сдала. Родина! Сегодня родина там, где задница в тепле, и ты лучше меня это знаешь. Затем и приехал.

 

Совсем другую разновидность патриотического кино ещё за два года до Балабанова основал Никита Михалков со своим историческим и нарядным «Сибирским цирюльником». Единственное, что общего в этих двух непохожих друг на друга фильмах – это тема национальной гордости и чувства Родины. А, ну ещё общее – противопоставление России и Америки, из чего следует и общий сюжетный ход, но только как бы в зеркальном отражении: у Балабанова бескорыстный русский герой приезжает в Америку; у Михалкова – американская героиня, уже в корыстных целях, приезжает в Россию. Данный художественный приём, то есть, как бы экскурсия русского в Америке и американца в России, конечно, очень удобен. Так гораздо доходчивее можно коснуться темы национального самосознания и самоидентификации. Но Михалков, как вы помните, в таком экскурсионном подходе, пожалуй, слегка перестарался. Но иначе бы фильм и не обвинили в квасном патриотизме.

 

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»

 

Кадры из фильма «Сибирский цирюльник».

 

– Смотри, смотри, медведь! Что он делает?

– А это национальная забава – распитие водки. Я ж вам говорил: у нас в России звери пьют как люди, а люди – как звери.

– А кто это, куда они все едут?

– На реку, на кулачный бой. Это такая дикая забава, стенка на стенку, это старая русская традиция.

– Старая русская традиция.

– Это русский хлеб.

– Сушка?

– Нет, нет. Маленький бублик – это сушка.

 

Долго останавливаться на фильме Михалкова мы не будем, он уже давно всем известен. Но и обойти его, касаясь темы развития патриотического кино новой России, никак нельзя. Именно «Сибирский цирюльник» стал первым масштабным и подчёркнуто патриотическим фильмом после долгого игнорирования кинематографом этой темы. Помните, когда грянула перестройка, в моде было повальное саморазоблачение и критика собственной истории. Тогда на какой-то момент многим даже показалось, что любое патриотическое кино – это позорный пережиток тоталитарного прошлого. Но, правда, нельзя сказать, что патриотизм в те годы совсем уж исчез. Из кино – практически да, но – не из жизни. И приобрёл он другие формы. Он стал протестным и обличительным.

И нового в этом, в принципе, ничего не было. Ещё такие литературные мэтры и мыслители девятнадцатого века, как Чаадаев, Салтыков-Щедрин, Гоголь умудрялись любить Родину по-особому, что называется, обнажая её общественные язвы. И такой вот колючий, обличительный патриотизм находится в прямом контрасте с тем патриотизмом, которому свойственно сглаживание неприглядных сторон жизни страны, в общем, своего рода открыточность. И Михалков первый засвидетельствовал в обществе возникшую вновь тягу к торжественно-патриотическому кинематографу.

Ну, а кроме того, Михалков стал заново развивать в кино имперскую эстетику и, надо отдать ему должное, даже не то что вернул, а, пожалуй, впервые наполнил кино таким триединым патриотическим тезисом, как православие, самодержавие и народность.

 

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»

 

Кадры из фильма «Сибирский цирюльник».

 

– Ура!

– Ура! Ура! Ура!

– Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

 

Вообще, роль Михалкова в формировании современного патриотического кино первостепенна. Он хоть и не царь, но, как известно, друг Путина, и во многом благодаря Никите Сергеевичу Кремль вновь стал проявлять живой интерес к фильмам, в которых усматривается патриотическая тематика. Государство вновь, как и в советскую эпоху, пытается – но, правда, к сожалению, не всегда успешно – превратить кино в средство общения с народом и в способ демонстрации общегосударственных приоритетов.

Относительно удачным образцом такого кино за последние годы стал фильм «Адмирал». Он как бы продолжает традицию, заложенную ещё Михалковым, и тема клятвенной верности Отечеству, подкреплённая православной верой, в нём тоже звучит. И тоже – подчёркнуто торжественно и официально.

 

Кадр из фильма «Адмирал»

 

Кадры из фильма «Адмирал».

 

– Обещаю и клянусь служить ему по долгу верховного правителя России, не щадя жизни своей, не увлекаясь ни родством, ни дружбой, ни враждой, ни корыстью, но памятуя единственно о возрождении и преуспеянии государства Российского! Осеняю себя крестным знаменьем и целую слова и крест Спасителя своего. Аминь.

 

Сегодня всем понятно, что фильм «Адмирал» – это пример завуалированного государственного заказа. В Госдуме ещё несколько лет назад решили снимать фильмы, несущие идею патриотизма, в обязательном порядке. То есть, в отечественную киноиндустрию вернулась традиция госзаказа, идущая от Сталина. И плохого в этом ничего нет. Такое понятие как кинопропаганда вообще неизбежно и, пожалуй, даже необходимо в любом обществе. Вопрос лишь, какой она будет. Сам госзаказ – он ведь вовсе не отменяет и художественной ценности фильмов. Вспомним, что все великие картины Эйзенштейна сняты именно как заказ от Сталина. Но это им не помешало стать абсолютными шедеврами мирового кинематографа.

Да что говорить, если заглянуть подальше в историю, то сам Микеланджело творил по госзаказу. Вся штука в том, способен ли художник этот заказ выполнить на высоком эстетическом уровне. Сегодня же режиссёры, к сожалению, с такой задачей явно не всегда справляются, и это притом, что государство выделяет денег на съёмки патриотических фильмов больше, чем в лучшие советские годы могли получить такие режиссёры, как Михалков и Кончаловский.

Возникает парадокс. Деньги есть, цензуры вроде как нет, но вместо по-настоящему высокохудожественных и глубоких фильмов о любви к Родине порой выходят картины вроде «1612», где русская история и патриотический пафос показаны в какой-то комиксной манере.

 

Кадр из фильма «1612»

 

Кадры из фильма «1612».

 

– Ишь, вырядился в харю, колдун! Бей, жги, топчи беса!

– Из праха вышел – прахом и обратился. Разворачивай на запад! Откуда пришёл – туда и вернём. Пли!

 

Любопытно, что такой комиксный патриотический фильм с явным прогибанием под американский стиль был снят специально к торжественной дате – к новому российскому празднику, Дню национального единства. Фильм должен был объяснить – доступно объяснить – корни нового праздника, ну и пробудить в народе чувство национальной гордости. Кстати, снимать фильмы вот так, к торжественным датам – традиция тоже ещё сталинского кинематографа. Но сегодня, как видим, история повторяется почти в виде фарса. И такая кинопропаганда – на американский лад – кому-то кажется забавной, а кому-то и жалкой, в сравнении с великими советскими образцами.

Авторы фильма, рассказывая о страшном периоде русской истории, так боялись наскучить зрителю, что решили это сделать почти в стиле фэнтези, ориентируясь на такие фильмы, как, например, «Властелин колец». Не пожалели они добавить побольше крови, насилия, а потом всё это смонтировали в рекламно-клиповой подаче. Очень часто кадр больше двух-трёх секунд не держится.

 

Кадр из фильма «1612»

 

Кадры из фильма «1612».

 

– Ксенушка!.. Пойдём, пойдём, Ксенечка, пойдём!

 

Несмотря на русские народные распевы, фильм «1612» явно получил бы «Оскара» по количеству голливудских штампов и клише, если бы такая номинация существовала. Но, видимо, авторы фильма считают, что картину во славу России можно снимать, пользуясь достижениями другой мировой державы, то есть Америки, и причём ведь не только в техническом плане, но и в образном построении фильма.

Сегодня о костюмах, об антураже, о спецэффектах – что, конечно, тоже очень важно – создатели картин думают больше, чем о теме и идее фильма. Но ведь сила российского киноискусства всегда была не в спецэффектах и не во взрывах.

 

Кадр из фильма «1612»

 

Кадры из фильма «1612».

 

– А-а!

(В различных ракурсах смакуется мощный взрыв с многочисленными кровавыми жертвами).

– А чё? Мы их в гости не звали. А?

 

По словам режиссёра фильма, Владимир Хотиненко[2], воля Кремля в данном случае сводилась к следующему пожеланию: побольше юмора. Вряд ли у Хотиненко американское чувство юмора. Скорей всего, уже само государство, признав, что общий уровень населения сегодня низкий, а средний возраст зрителей кинотеатров составляет от двенадцати до двадцати двух лет, как бы согласилось с правилами игры, и в результате сегодня патриотическое кино должно обязательно развлечь зрителей, не мешая им кушать попкорн. Сам режиссёр признаётся, что его фильм рассчитан чуть ли не на подростков, что это увлекательное кино для молодёжи о смутном времени. Допустим. Но при этом в нём почему-то столько насилия, крови из горла, оторванных голов и вообще кровавого мяса, что думаешь: а не поменять ли слово «увлекательный» на какое-нибудь другое.

 

Кадр из фильма «1612»

 

Кадры из фильма «1612».

 

Такие патриотические фильмы с их, если не рублеными головами, так излишне рубленным монтажом, с их спецэффектами, псевдомодной клиповой съёмкой, иногда больше напоминают бизнес-проекты. В этих фильмах практически нет попыток разобраться в исторической ситуации, по сути, нет сколько-нибудь серьёзных, продолжительных, драматургически выстроенных сцен, и часто такой патриотизм не только упрощает историю, не только снимает остроту и правдивость национального мироощущения, но и порой использует откровенно гламурно-глянцевую эстетику. И в результате мы имеем такой причудливый союз попсы и государственной идеологии.

Непревзойдённым примером тут пока является фильм «Код апокалипсиса», снятый, как я уже говорил, по заказу и за деньги госфонда Поддержки патриотического кино. Но что показательно: в прокате-то фильм провалился. Вот что значит неискренний подход. Фильм посмотрели и забыли. Не помогла даже прекрасная няня – ну, вернее, Анастасия Заворотнюк в роли гламурной разведчицы российских спецслужб, воюющей с мировым терроризмом под умилительно-приторную российскую попсу.

 

Кадр из фильма «Код апокалипсиса»

 

Кадры из фильма «Код апокалипсиса».

 

Российские спецслужбы в лице Анастасии Заворотнюк, окружённые взрывами до небес, но ещё более, кажется, окруженные вот этой сладкой попсой, довольно странно видеть как результат государственной инициативы. Странно тем более, что тема спецслужб – особая для российского правительства и лично для самого Путина. В своё время для внедрения в сознание российских граждан благоприятного мнения относительно ФСБ было сделано очень много. В том числе были сняты фильмы-сериалы, в которых формировалось однозначное отношение российских граждан к действиям властей и по разрешению чеченского конфликта, и вообще по борьбе с терроризмом в целом. Так вот, эти фильмы, хоть и простые, но в сравнении с «Кодом апокалипсиса» выглядят достойно и серьёзно. Да и музыка в них другая.

 

Кадр из фильма «Спецназ»

 

Кадры из фильма «Спецназ».

 

– За родину! Вперёд!

 

Мало кто не знает, что группа «Любэ», с её действительно высокопатриотическими текстами песен, глубоко симпатична Путину. По всей видимости, и фильм произвёл на Владимира Владимировича должное впечатление, хотя этого утверждать с уверенностью мы не можем. Но вот что касается общего понимания с сегодняшним примером ситуации вокруг нового патриотического кино, то известно, что его очень беспокоит явная нехватка достойных сценариев.

Близкий друг Путина, Никита Михалков, обсуждая с ним эту проблему, предлагает снимать ремейки. Ремейки на старые монументально-патриотические фильмы, такие как «Суворов», «Кутузов», «Нахимов». Ну, а чтобы ремейки смотрелись свежими, Михалков предлагает выбрасывать из них старую сталинскую идеологию и заполнять новой. Ну что ж, в условиях дефицита достойных сценариев идея, наверное, не такая уж и плохая.

А вообще, конечно, патриотическое кино – очень сложный жанр киноискусства. Такое кино должно быть обязательно и художественным, и искренним. Сегодня же сформулировать на экране национальную идею государству, кажется, совсем нелегко. Пока что у многих вообще сомнение: несёт ли Россия своё, скажем так, идеологическое послание миру языком кинематографа.

Если вернуться к одному из новых или, может быть, даже к одному из лучших фильмов на эту тему, фильму «Адмирал»… Хотя, правда, самой удачной картиной пока что считается «Тарас Бульба». Ну, мы ей в своё время посвятили целую передачу. Так вот, фильм «Адмирал» почти вся российская интеллигенция приняла с холодком. Это факт. Кинокритики посчитали картину предназначенной для одно-, двухразового просмотра. А многие историки обвинили автора фильма в сознательном упрощении реальных событий того времени. То есть, получается, что «Адмирал» всё-таки, не обладая особой художественной ценностью, воспринимается и не столько как историческое, сколько как ура-патриотическая картина.

 

Кадр из фильма «Адмирал»

 

Кадры из фильма «Адмирал».

 

– Братцы! Патронов нам ждать неоткуда. Да и чёрт с ними! С нами Бог. А с Богом и с молитвой мы всегда врага били и будем бить! На всё воля Божья. Раз суждено умереть, так умрём с честью. Или грудь в крестах, или голова в кустах! За веру, за Отечество, в штыковую – вперёд!

– Примкнуть штыки!

– Примкнуть штыки!

– Примкнуть штыки!

– Вам нельзя. Вы командующий, за вами армия!

– Где музыканты? Музыку, я сказал!

– Музыканты! Вперёд! Вперёд!

 

Лично для меня одним из образцов русского патриотического кино без приставки «ура» является фильм с необычным названием «Моонзунд». Фильм, кстати, об этом же периоде истории, но снятый в восемьдесят девятом году. То есть, строго говоря, в рамки рассматриваемой нами темы нового российского патриотического кино он не входит, поскольку новая Россия возникнет лишь через два года. Но обойти его было бы неправильно. Во-первых, снят он на фоне всеобщего упадка советского кино, тем более, кино патриотической тематики, и уже этим интересен. Ну а главное, он занимает особое положение: ещё не принадлежит к патриотическим фильмам новой России, но его уже и нельзя назвать классической советской картиной. Старая коммунистическая идеология на тот момент уже заглохла, а новой, имперской – ещё не появилось. Оттого фильм получился свободным от какой-либо государственной опеки и, наверно, потому максимально искренним. Он – о том патриотизме, который не зависит от государственной власти и сменяющихся политических режимов. То есть, как бы и не о патриотизме, что ли. А о самой совести человека – по отношению к Родине.

 

Кадр из фильма «Моонзунд»

 

Кадры из фильма «Моонзунд».

 

– Я не хочу говорить вам о долге. Скажу за совесть. Совесть – с ней, братва, жить, с ней и умирать. Ну а у кого глаза бесстыжие – пускай забирает свои портянки и мотает к едрене фене! Ну а у кого совесть… Вот так.

 

 

 

26 сентября 2009

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[1] Официальный сайт этой организации.

 

[2] Хотиненко Владимир Иванович (род. 1952) – русский режиссёр, актёр, сценарист, заведующий кафедрой режиссуры во ВГИКе, народный артист РФ (прим. ред.).

 

 

 

Владимир Хотиненко. 1612. Хроники смутного времени. Кинокомпания: Централ Партнершип, 2007 г.   Алексей Балабанов. Брат 2. Кинокомпания: Кинокомпания СТВ, 2000 г.   Вадим Шмелев. Код апокалипсиса. Кинокомпания: Русское Радио, 2007 г.

 

 

 

Вадим Шмелев. Код апокалипсиса. Кинокомпания: Русское Радио, 2007 г.   Никита Михалков. Сибирский цирюльник. Кинокомпании: Barrandov, Le Studio Canal+, France 2 Cinema, Госкино России, Medusa Produzione, Киностудия ТриТэ, Camera One, 1998 г.   Никита Михалков. Сибирский цирюльник. Кинокомпании: Barrandov, Le Studio Canal+, France 2 Cinema, Госкино России, Medusa Produzione, Киностудия ТриТэ, Camera One, 1998 г.

 

 

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!