Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 45 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.04.2015
Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 Часть 1
Претендуя на глубокий анализ тех фильмов, где исследуется сложный внутренний мир человека, его двойственная природа, мы, конечно, не можем не учитывать психоанализ, который, собственно, изучает глубинные слои психики, а главное – конфликтность сознания с подсознанием. И по-своему символично, что психоанализ и кинематограф родились в один год. Ведь именно в тысяча восемьсот девяносто пятом году, когда братья Люмьер изобретают первый кинопроектор, Зигмунд Фрейд выпускает свою работу «Исследование истерии», и положившую основу в развитие всей философии психоанализа. Сам Фрейд, правда, никогда кинематограф всерьёз не воспринимал, говорят, даже относился к нему с пренебрежением. Но зато мировой кинематограф и всё его развитие очень тесно связано с учением Фрейда. А началось всё с Америки, которую называют второй родиной психоанализа. И одним из первых режиссёров, кто озвучил идеи Фрейда, стал Хичкок[1]. Скажем, в фильме «Заворожённый»[2] он не только воплотил на экране загадочный парадоксальнейший мир снов – для чего, кстати, в качестве художника картины пригласили Сальвадора Дали, – но и само сновидение в фильме рассматривается в чётком согласии с теорией Фрейда.
![]()
Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.).
То есть сон, как своего рода инструмент реализации вытесненных, подавленных страхов и желаний, которые в момент сна попадают в сферу сознания, потому можно сон и запомнить, и пересказать. В общем, фильм Хичкока на то время стал как бы рекламой учения Фрейда, где сновидение называется «королевским путём к пониманию бессознательного».
![]()
Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.):
– Вам что-нибудь снилось? – Да. – Что снилось? – Я не верю в сны. Это фрейдистская чушь. – Ну и ну! Хорошенькое рассуждение. У него амнезия, комплекс вины, он не знает, откуда он вообще взялся и куда идёт, но «Фрейд это чушь». Это он знает. Умник. – Не любишь ты меня, папа. – Хотите, чтобы вам помогли или нет? – Простите. – Я объясню, почему сны – вовсе не чушь. Тайна вашей личности, тайна побега от самого себя и все прочие тайны скрыты у вас в мозгу. Но вы не хотите туда заглянуть. Люди часто не хотят знать правду о самих себе. Потому что боятся заболеть. Вот и заболевают сильнее, стараясь забыть. Улавливаете?
Так, согласно психоанализу, та правда о себе, которую мы не хотим знать, разные неприятные события, страхи, тайные желания, то есть всё то, отчего и возникает внутреннее напряжение – от всего этого человек в какой-то мере освобождается посредством сна. Замечательно, что и кино как вид искусства во много напоминает природу сновидений. Недаром же назвали Голливуд фабрикой грёз и неслучайно в ходу фразы типа «я люблю сны смотреть». А главное, известно, что самые успешные фильмы обычно связаны с удовлетворением у зрителя вытесненных тайных желаний, удовлетворения своего идеального «я». Ну а кроме того, в момент просмотра фильма, так же, как и в момент сновидения, может происходить освобождение от страхов, которые живут в подсознании. Причём, освобождение в комфортных условиях. Наверное, потому многие так любят смотреть фильмы ужасов.
![]()
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.):
– Фред! С тобой всё нормально?
То, что кино очень плотно контактирует с бессознательным, обусловлено и самой спецификой киноязыка. Ведь кино устроено так, что, в отличие от, допустим, живописи или литературы, оно через движущиеся образы и звуки разговаривает с нами на бессознательном уровне. А такие режиссёры, как Дэвид Линч, используют эти возможности именно для того, чтобы заглянуть в тёмный мир подсознания человека. У Линча даже названия фильмов порой указывают на интерес к внутренней реальности. Скажем, его последняя работа «Внутренняя империя»[3]. Такие фильмы представляют собой как бы материализацию таинственных, бессознательных психических процессов, о которой так думал Фрейд.
![]()
Кадры из фильма «Внутренняя империя» (режиссёр Дэвид Линч, 2006 г.).
И эти фильмы имеют особую логику сновидений. А соответственно, зритель, подобно психоаналитику, должен попытаться разгадать эти мрачные головоломки. Но, повторюсь, что, пожалуй, первым, кто в кино обратился в глубь тайной и тёмной стороны психики, в частности, в глубь сновидений, стал Хичкок.
![]()
Кадры из фильма «Заворожённый» (режиссёр Альфред Хичкок, 1945 г.):
– Итак, сны начинаются здесь. Они расскажут о том, что вы прячете. Но расскажут бессвязно, словно загадку или головоломку. Задача психоаналитика – взять эти куски, сложить их в правильном порядке и выяснить, какого дьявола вы там в себе прячете.
Стараясь держаться всё же современного кино и при этом пытаясь выяснить, какого же дьявола прячет в себе подсознание человека, обратимся опять к Дэвиду Линчу. В его фильмах очень выпукло ощутимы идеи Фрейда, который посредством психоанализа старался подобрать ключ к запертому внутри человека тёмному миру бессознательного. Вспоминается одна из его картин, где героиня видит сон, как её подруга открывает синим ключом синий куб. И этот синий куб, внутри которого зияющая темнота, символизирует собой подсознание героини, где как раз и прячется дьявол.
![]()
Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).
И сам образ синего куба с синим ключом родился в сновидении героини как ответная реакция её подсознания. Дело в том, что в реальности, ещё до того как увидеть этот сон, она заказывает убийство своей подруги, и киллер показывает ей ключ, который должен стать неким знаком, что дело сделано. И вот уже в сновидении синий ключ выступает ключом к её подсознанию, а соответственно, синий куб станет образом самого подсознания героини, оказавшейся во власти тёмных сил.
![]()
Кадры из фильма «Малхолланд Драйв» (режиссёр Дэвид Линч, 2001 г.).
– Эта девушка. – Правда, этого хочешь? – Больше всего на свете. – Когда всё будет кончено, я скажу, где его найти. – А что он открывает? – Ха-ха-ха!
Абсолютно во всех своих мистически-жутких фильмах, впитавших идеи психоанализа, Дэвид Линч показывает, что тёмные разрушительные силы ничуть не менее реальны, чем светлые созидательные. То есть, реально всё то, что вертится в психике, всё то, что сознание старается не замечать. Вообще, Фрейд, разработавший концепцию бессознательных психических процессов, противодействующих сознанию, тем самым констатировал разрыв между такими понятиями, как сознательное и бессознательное. А это значит, что человек – не хозяин своей собственной психики. В том смысле, что в нём живёт этот звероподобный монстр, и при определённых обстоятельствах он может всецело завладеть подсознанием. Которое в фильме Линча так образно изображено в виде синего куба, который вертит монстр в своих лапах. Синий цвет здесь, как цвет глубины подсознания, и тут, может, неожиданно, но как-то на ассоциативном уровне вспоминается уже мультфильм – «Очень синяя борода», который, кстати, любят психоаналитики. Хорошо, что здесь уже всё совсем не страшно. Но зато тоже есть синий цвет, символизирующий тёмные глубинные слои психики, которые выходят из-под управления сознания и персонифицируются в виде звероподобного монстра, всецело овладевающего личностью.
![]()
Кадры из мультфильма «Очень синяя борода» (режиссёр Владимир Самсонов, 1979 г.):
– Ну всё, дорогая. Ну всё, дорогая! Сейчас я приеду. – Дорогие жёны. Может быть, наша версия необъективна. В таком случае, простите, любимые. Так получилось.
Что-то подобное происходит с подсознанием героя и в одном из фильмов Дэвида Линча, где поначалу у мирного и спокойного семьянина тоже выходят из-под управления бессознательные тёмные процессы, и, одержимый ревностью, он несётся по ночной трассе, чтобы зверски убить свою жену.
![]()
Кадры из фильма «Шоссе в никуда» (режиссёр Дэвид Линч, 1997 г.).
В общем, кинематограф, показывая психологию убийцы, очень хорошо усвоил и освоил идеи психоанализа о подсознании человека, в котором скрывается врождённое стремление к агрессии и насилию. Даже в самом тихом с виду офисном работнике. Помните, как это тёмное бессознательное начинает вызревать и выходить наружу в герое фильма «Бойцовский клуб»[4]?
![]()
Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (режиссёр Дэвид Финчер, 1999 г.):
– А знаете ли, я бы не стал обращаться с этим к кому ни попадя. Ведь человек, написавший это, опасен. И этот тихий и приличный с виду псих может вдруг сорваться. И он начнёт метаться из офиса в офис, держа «Армалит Эй Ар десять карабин полуавтоматический» в руках, и будет выпускать обойму за обоймой в своих коллег и сотрудников. Возможно, вы знакомы с ним годы. И он совсем, совсем рядом с вами.
Тут мы уже потихоньку подходим к теме раздвоения личности, связанной опять-таки с жесточайшим конфликтом сознания и подсознания. Согласно психоанализу, эта тёмная бессознательная сторона, которая может как бы отделяться от эго, становиться автономной частью психики, и побуждает личность к агрессии, в том числе, и к убийству. Пожалуй, первый фильм, где исследуется психология убийцы с точки зрения раздвоения личности, это опять-таки американская картина, но ещё шестидесятого года – знаменитый фильм Хичкока «Психо»[5].
[1] Альфред Хичкок (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock, 1899–1980) – англо-американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист, мастер остросюжетного триллера (прим. ред.).
[2] «Заворожённый» (англ. «Spellbound») – психологический детективный триллер 1945 г. Альфреда Хичкока по роману Хилари Сент-Джорджа Сондерса и Джона Палмера (под коллективным псевдонимом Фрэнсис Бидинг) «Дом доктора Эдвардса» (1927) (прим. ред.).
[3] «Внутренняя империя» (англ. Inland Empire) – психологический триллер режиссёра Дэвида Линча 2006 г. (прим. ред.).
[4] «Бойцовский клуб» (англ. Fight Club) – художественный фильм 1999 г. режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика (прим. ред.).
[5] «Пси́хо», или «Психо́з» (дословный перевод – «Псих»; англ. Psycho) – чёрно-белый психологический триллер Альфреда Хичкока, традиционно причисляемый к вершинам творчества Хичкока и жанра в целом. Вольная экранизация одноимённого романа Роберта Блоха (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|