HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Роман Оленев

Кочегар

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 40 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за апрель 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 19.04.2015
Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Часть 4


 

 

 

Кадр из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.).

 

Стилистически и композиционно «Кочегар» похож на фильм «Брат» как чисто мужскими сценами сбора оружия, так и сценами интимного свойства. Помните, как с русским богатырём Данилой нежилась на диване очень русская девушка Света на фоне очень русского ковра с тремя богатырями? Вот и в «Кочегаре» есть богатырского вида бандит на фоне ковра с другой, очень русской девицей. Но только есть в «Брате» камера с деликатностью уходила в затемнение, то здесь Балабанов, кажется, снимал особенности национальной порнографии.

Но, в общем-то, это лишь подтверждает, что его новый фильм – это как бы концентрат главных тем режиссёра. Ведь для него исследование порока на русской почве во всех его формах давно стало постоянной заботой. Абсолютно – ну практически – во всех его картинах есть сцены чисто механичного секса, а одна из картин так и вовсе о зарождении в России порноиндустрии.

Вообще, чувствуется, что Балабанов полностью отдаёт себе отчёт о роли киноискусства в распространении порока в народные массы. Эта теснейшая связь кинематографа со всякого рода пошлостью хорошо видна даже в его фильме по Булгакову – «Морфий». Да и в целом можно сказать, что сам экран – причём не обязательно киноэкран, но и телевизионный экран – в его фильмах нужен разным плохим людям, чтобы смотреть сексуальные сцены, порнографию и тому подобное. У благородного же героя в его фильмах телевизора вообще нет. Данила – так он даже расстреливает телевизор.

Ну и вот в новом фильме телевизор выполняет всё ту же порочную функцию, как такой уютный голубой огонёк, от которого заряжаются всякие маньяки. Только здесь Балабанов ещё и хочет сравнить светящийся экран с домашним очагом. Ведь раньше не телевизор, а огонь был центром любого дома, вокруг которого собиралась вся семья. И это сравнение нельзя не почувствовать, когда к по-детски чистому Кочегару приходят ещё не испорченные девочки, чтобы посмотреть на чистые языки пламени в печном окошке. Усаживаются девочки перед печным окошком так, будто они уселись перед телеэкраном.

 

Кадр из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.):

 

– Дядя Кочегар, а можно мы с Верой посмотрим на огонь?

– А, Лена? Здравствуйте. Проходите, пожалуйста.

 

В новом фильме Балабанова, где минимальное количество героев и все образы чётко разбиты на пары, как в случае с двумя девочками, соответственно, и напрашивается детская логика сравнений. Так, в фильме есть намёк, что эти две подружки, когда вырастут, превратятся уже в тех двух взрослых подруг в фильме, которые мечтают выйти замуж за отморозка Бизона. А когда одна из подруг узнаёт, что они, оказываются, спят с одним и тем же бандитом, заказывает убийство своей лучшей подруги.

В целом, судя по фильмам Балабанова, к женщинам он относится так, что хочется перефразировать слова Данилы: «Я евреев как-то не очень». То есть, Балабанов женщин «как-то не очень». Во всяком случае, в его фильмах даже лучшие из них, кажется, нужны лишь для того, чтобы предоставить герою временное убежище от бандитов. Ну или для самих бандитов. Соответственно, говорить о какой-то там семейной ситуации или женщине-матери в фильмах Балабанова сложно.

Ну а герои-мужчины, способные к деторождению, это, в основном, бандиты-отморозки. Новый фильм это доказывает почти без слов.

 

Кадр из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.)

 

Кадры из фильма «Кочегар» (режиссёр Алексей Балабанов, 2010 г.):

 

– Словно ветер в степи…

– Вася, а ты меня любишь?

– Словно в речке вода…

– А мы поженимся?

– День прошёл и назад не придёт никогда... Не придёт никогда…

 

Кто знает, может быть, отморозок Вася и женился бы на якутской девушке, но так уж вышло, что, получив задание убить свою невесту, Вася выполнил его в своём же молчаливом стиле. А вообще, если раньше Балабанова обвиняли в русском национализме, то здесь единственный положительный герой – это якут, ну и в какой-то мере его дочь. Все же русские – это абсолютные моральные уроды.

Отсюда понятна и реакция тех, кто назвал фильм антирусским. Но сам Балабанов говорит, что он и русских очень любит, и якутов. И по их внутренним качествам даже не сильно проводит между ними разницу. Видимо, в этом смысле неслучайно, что у якутского героя фамилия Иван Скрябин. Правда, и у самого актёра тоже фамилия Скрябин, а зовут его, хоть и не Иван, но русским именем Михаил – но Балабанов, видите, даже усилил эту русскость, скажем так, добавив к фамилии Скрябин самое что ни на есть русское имя Иван.

Кроме того, что касается фамилии Скрябин, то тут, безусловно, есть и другой подтекст. Ведь в фильме, где герой занят постоянным поддержанием огня, да и сам огонь это как бы действующее лицо в фильме – огонь горит везде, то есть огонь это как бы стиль фильма – так вот, в таком контексте фамилия Скрябин приобретает особые ассоциации. Я говорю о русском композиторе Скрябине[12] и его знаменитой «Поэме огня»[13].

«Поэма огня» это последняя работа Скрябина, и в этом величественном произведении композитор впервые в мире применил светомузыку. И, конечно, Балабанов знал, что закрепляя за героем, жизнь которого посвящена огню, фамилию Скрябин, он неизбежно вызовет ассоциации и с композитором Скрябиным, и его «Поэмой огня».

Вообще, чего только не вместил Балабанов в свой очень скромный по форме фильм. Судя по всему, он снимал фильм как бы на стыке культур. Ведь, сделав героя с раскосым лицом и поселив его в одну из кочегарок Петербурга, Балабанов не мог не понимать, что это неизбежно вызовет ассоциации ещё с одним музыкантом, Виктором Цоем. Тут же уж всем известно, что Цой работал в одной из кочегарок Петербурга, в последствии ставшей даже культовым местом для паломников, причём Цой, как и одиночка-кочегар фильма Балабанова, использовал котельную ещё и как своего рода творческий кабинет. Многие незамысловатые песни типа «Я хочу быть кочегаром» написаны именно там. Потом, известно, что Цой тоже был, в общем, закрытым и внутренне одиноким человеком, и в кочегарке он мог лучше всего почувствовать себя ни от кого не зависящим.

 

Кадр из фильма «Рок» (режиссёр Алексей Учитель, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Рок» (режиссёр Алексей Учитель, 1987 г.):

 

– Во всяком случае, я не представляю себе, чтобы меня чему-то можно было научить. Я предпочитаю как бы узнавать всё сам, учиться на основе собственных каких-то наблюдений. Не верить на слово непонятно кому. Я просто чувствую себя свободным, в конечном счёте, свободным. То есть, я не завижу, в общем, ни от чего. Работа как таковая, она, [как бы это] сказать, натуральная. То есть, ты реально видишь, так сказать, плоды труда, у тебя нет никаких начальников и так далее. То есть, это не то, что там сидеть в конструкторском бюро и что-то чертить непонятно зачем. А тут ты кидаешь уголь в эту топку, а люди, которые живут наверху, им там тепло от этого. То есть, сразу всё это видно.

 

Ну а теперь вернёмся к раскосому и независимому Кочегару из фильма Балабанова. Там сразу видно, что «люди, которые наверху», это бандиты. Балабанов расположил над кочегаркой подпольное казино. Там бандиты и дела свои решают, и отдыхают. В общем, на втором этаже такая штаб-квартира зла. И если посмотреть на кочегарку и на казино как на единое целое, то чем это вообще не универсальная модель современного общества? То есть за счёт бедных и хороших людей на первом этаже греются богатые и плохие на втором.

Но, как мы увидели, другого кочегара, то есть Цоя, очень согревала мысль, что он своими руками греет людей, живущих наверху. И в этом смысле в фильме Балабанова, где, безусловно, ощутима тень самого Цоя, ощутима и ирония к тем иллюзиям, которые испытывал самый главный кочегар русского рока. Недаром же даже есть – кое-кто называет кочегарку, в которой работал Цой, не просто колыбелью русского рока, но колыбелью перемен в российском обществе.

Вот и фигура Цоя интересна Балабанову как раз как фигура, связанная с ожиданием перемен, вернее, с то, к чему эти перемены приведут, то, как советская эпоха сменится бандитским капитализмом. Именно для этого образ Цоя понадобился Балабанову ещё в фильме «Груз 200». Пока лидер группы «Кино» пел песни свои, будущие олигархи – а пока юные дельцы – на ходу решали, строили большие планы на будущее.

И вот новое кино Балабанова, где нет фигуры самого Цоя, но где очень сильны ассоциации с самим лидером группы «Кино» и его главными песнями о пульсации вен и о группе крови на рукаве. Кто не верит – для тех опять-таки самый финал фильма, когда раскосый кочегар режет себе вены, причём, даже не закатывая рукав белой рубашки – это чтобы нам лучше вспомнились слова песни Цоя.

 И видимо, здесь тоже неспроста и то, что герой в военной форме, в той форме, в которой он прошёл Афганистан. Ведь по одной из версий, песня «Группа крови», написанная в восемьдесят седьмом году, как раз посвящена тем, кто воевал в Афганистане. И, соответственно, фраза «мой порядковый номер на рукаве» может говорить о нашивке на одежде солдат с указанием группы крови для оперативного её переливания в случае ранения.

Сам Цой, правда, такие интерпретации своей песни никак не комментировал. Он, кстати, подобно Балабанову, очень не любил отвечать на вопросы, связанные с художественными образами его творчества. Да и в целом, Балабанова как художника кое-что сближает с Цоем. Хотя первый, скорее, последний циник, а второй – последний романтик, оба художника сумели, при этой небывалой простоте формы и использовании очень, очень простых контрастов (типа «огонь – кровь»), сумели выходить на глобальнейшие художественные обобщения.

Ну или вот скажем, постоянный мотив в фильмах Балабанова – это злая ирония на сонное царство обывателей, которым противопоставлен герой-одиночка, романтический герой, не знающий, что такое быт и находящийся в постоянном движении. Конечно, классический пример – это всё тот же Данила Багров. Да и в новом фильме главный герой – это одиночка, отправляющийся в путь.

И ведь всё это и в поэзии Цоя постоянные мотивы. Возьмём песню «Спокойная ночь» с её саркастическим пожеланием спокойного сна. То есть опять же, как и у Балабанова, сонному царству городских жителей противопоставлен романтический герой-одиночка, отправляющийся в путь.

 

 

 



 

[12] Александр Николаевич Скря́бин (1871–1915) – русский композитор и пианист (прим. ред).

 

[13] Прометей (Поэма огня) Op. 60 – музыкальная поэма (продолжительность 20–24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора ad libitum) и партии света Luce (итал. tastiera per luce) (прим. ред.).

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

3. Часть 3
4. Часть 4
5. Часть 5

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

30.11: Яна Кандова. Задним числом (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!