HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Роман Оленев

Образ матери в кино. Часть вторая.

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 55 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf                           18+

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 9.05.2015
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Кадр из фильма «Глянец» (режиссёр Андрей Кончаловский, 2007 г.)

 

Кадры из фильма «Глянец» (режиссёр Андрей Кончаловский, 2007 г.):

 

– Мам, ну сколько можно? Попрощаться пришла.

– Я с тобой уже давно попрощалась.

– Уезжаю я, в Москву.

– Ты лучше сразу в эти, в Эмиранты. Там бл…ям больше платят.

– Ты ваще. Я те денег принесла, помочь.

– Помо-очь? Ты вон дров наколи! Да козу […] подои!

– А-а! Да я сдохну! Козу твою доить не буду. Вот те триста.

– Засунь их себе сама знаешь куда.

– Ы-гы! Доча!

– Куда вылез, скотина?

– Пап!

– Не трожь человека! Он не в себе!

– Уезжай, доча, беги, беги, я б сам уехал.

– А ну! В дом!!! И ты иди, откуда пришла! Иди прочь!

– Упёртая.

– Ты деньги дай мне, и никаких концов…

– Иди в дом! Ещё тебе денег! А ну пшёл на хрен!..

– Бешеная.

 

Бешенство, может быть, есть ключевое качество мам по типу ведьмы. Если держаться того же психоанализа, то явно, что так называемый архетип ведьмы включён не только там, где мать у избушки вот-вот схватится за топор, но и всё в той же бешеной матери-коммунистки времён сталинского террора, хватающейся за ремень. И конечно в одержимой, абсолютно бешеной матери Саре Коннор.

Причём, согласно психоанализу, с архетипом ведьмы как раз и связана недюжинная физическая сила. Но, повторюсь, что бешенство – это, пожалуй, главное. В том числе, в вопросах воспитания.

 

Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.):

 

– Ты будешь заниматься?! Ненавистный подлец, будешь учиться?! Учиться бу!.. Ах. Ах! Ах! О! А-а-а! А-а-а!

– Баба, что с тобой?

– Ты будешь заниматься-а-а?! А-а-а!!!

– Не делай так, пожалуйста!

– А-а-а!!!

– Пожалуйста, пожалуйста!

– А-а-а!!!

– А-а-а!..

– Уйди, мальчик. Я тебя не знаю.

 

А чтобы наши знания о ведьме как о термине психоанализа, обозначающем всё ужасное и тёмное в матери, были ещё более внятными, нам придётся всё вновь и вновь возвращаться к фильму Ларса фон Триера «Антихрист», где и главный герой – психоаналитик, а его жена и мать ребёнка, затянув мужа в тёмный лес, и ведёт себя как типичная бешеная ведьма, да ещё и в лесной избушке пишет диссертацию про ведьм.

 

Кадр из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.).

Но самое, может быть, интересное, что этот страшный фильм посвящён Тарковскому, и чем-то даже созвучен с некоторыми его картинами. Скажем, с фильмом «Зеркало». Неожиданно, но ведь в гениальной картине Тарковского действительно есть любопытные эпизоды. Мы уже говорили об этой страшной мистической сцене мытья головы. А чего стоит сам взгляд Маргариты Тереховой в одной из сцен. Посмотрите, здесь даже освещение передаёт именно какое-то ведьминское выражение лица.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

Фильм «Зеркало» в каком-то смысле даже подтверждает тезис психоанализа о том, что тёмная сторона есть в каждой матери. Во всяком случае, Тарковского явно интересовала теневая природа женщины. Свой фильм «Жертвоприношение» он вначале хотел назвать словом из скандинавской мифологии «Хультра», что означает «женщина-ведьма, живущая в лесу под землёй». Сразу же ключевой сценой фильма было сжигание женщины на костре. А ведь в фильме Триера, посвящённом Тарковскому, мать, похожую на ведьму, сжигают именно на костре. А уже в самом финале из земли вырастает как бы целая армия женщин, заполоняя собой весь лес. То есть параллели с фильмом Тарковского «Жертвоприношение» очевидны.

Возвращаясь же к «Зеркалу», любопытно, что сцена с жутким и одновременно сладострастным взглядом – выражением глаз – матери, следует сразу же после того, как она совершила своего рода жертвоприношение (отрубила топором голову петуху). И, конечно, Тарковскому, у которого всё в символах, убийство птицы понадобилось не для того, чтобы мать потом приготовила суп из петуха. Учитывая последовавший за убийством этот зловещий ведьминский взгляд, невольно думаешь: а ведь ведьма и петух на ассоциативном уровне всегда как-то рядом.

Неравнодушное отношение ведьмы к петуху отлично видно по первому советскому фильму ужасов «Вий».

 

Кадр из фильма «Вий» (режиссёр Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.)

 

Кадры из фильма «Вий» (режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.).

 

И то, что ведьма к петуху дышит так неровно, связано и с тем, что он символизирует свет, христианскую бдительность. Потому убийство петуха и его кровь часто используются в ведьминских ритуалах.

Но, в то же время, петух как бы вдохновляет ведьму. Ведь всем же известно, что это символ сексуальной потенции. И вот тут небезынтересным кажется то, что в «Зеркале» после убийства петуха и пугающе-сладострастного взгляда в камеру сразу же следует мистическая сцена, где в очень художественной форме передаётся именно любовный экстаз от общения с мужчиной. Героиня Тереховой аж парит над кроватью.

 

Кадр из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.)

 

Кадры из фильма «Зеркало» (режиссёр Андрей Тарковский, 1974 г.).

 

Нет, ну понятно, что в фильме «Зеркало» и в образе его матери, которую сыграла Терехова, лишь угадывается так называемый архетип ведьмы, способной парить над землёй. Поэтому для большей ясности этой связи ведьмы с петухами и сексуальностью опять возьмём фольклорный фильм «Вий».

 

Кадр из фильма «Вий» (режиссёр Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.)

 

Кадры из фильма «Вий» (режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967 г.).

 

Тут уже классическая ведьма-старуха, возжелав именно эротических удовольствий, со сладострастием надвигается на мужчину в соку, а когда видит, что молодой интересный Хома как-то не сильно ей вдохновляется, ведьма садится на мужчину сверху, отчего всё сразу приобретает сексуальный подтекст. И получение особого удовольствия для ведьмы пять же связано с парением над землёй.

Нет, ну если и этот пример кажется неубедительным в плане того, что даже старая ведьма не прочь сексуально похулиганить, вновь заглянем в совсем реалистичное и новое кино, где сама Светлана Крючкова не побрезговала сыграть, скажем так, ведьму в квадрате. Мы уже убедились, как она изысканно измывается над своим внучком, но особенно достаётся её дочери в исполнении Шукшиной.

 

Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Похороните меня за плинтусом» (режиссёр Сергей Снежкин, 2009 г.):

 

– Мама.

– Да?

– Верни мне, пожалуйста, дублёнку. А то мне ходить не в чем. Я у подруги пальто попросила на…

– На тебе, доченька.

– Ах…

– Дублёнку.

– Да что ж ты… при ребёнке-то… показываешь?.. Хулиганка ты!

– Ничего. Это его бабушки ж…па. А не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребёнка на пьяную сволочь. Что эта шлюха тебе принесла?

– Бабаня, не надо, не надо! Отдай, пожалуйста!

– А!

– А!

 – Всё! Сил моих больше нету терпеть всё это! Саша, одевайся! Я забираю его!!!

– А-ха-ха!

– Забираю!

– А-а-а!

– А-ха-ха!

 

Фильм со страшновато-смешным названием «Похороните меня за плинтусом» и обыгрывает две стороны материнства: одна мать кроткая, заботливая, её образ так или иначе восходит к образу Богородицы, а другая мать ужасная. И тут вместо кротости бешенство, а вместо заботы – издевательство. Этот образ уже восходит к хохочущей дьяволице.

Кстати, подобный, такой сатанинский хохот можно услышать от матери-коммунистки и воинствующей атеистки в фильме «Завтра была война». И интересно, что этот громкий хохот матери, которую как в народе, так и в психиатрии называют ведьмой, что этот сотрясающий всё тело хохот, как считают психоаналитики, также связан с сексуальной раскрепощённостью.

В психоанализе, где, как известно, особое внимание уделяется сексуальным инстинктам, даже есть специальный метод лечения фригидных женщин. Метод состоит в том, что в сознании пациентки надо как бы включить так называемый архетип ведьмы. Это ещё раз объясняет, почему образ ведьмы – конечно, желательно, молодой – так полюбился идеологам феминизма, ведь для них сексуальная свобода важный пунктик.

Ну а главное, всё это, скажем так, удовлетворённое состояние связано с тем, что для ведьмы, как для ужасной злой матери, едва ли не основное удовольствие жизни – это наблюдать, как страдает жертва. То есть, собственный ребёнок.

 

Кадр из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):

 

– Шла по кладбищу и нашла… Я же тебя на кладбище нашла. В мешке. А?

– Неправда.

– Правда. Ты не помнишь просто.

– Неправда.

– Правда. А ещё… А ещё… А ещё ты вся в шерсти была. Как зверь. Вся-вся-вся прям. Я испугалась аж. Но не убежала. А мешок взяла и домой принесла. Бабке показываю, та говорит: давай оставим. Мы шерсть у тебя выдергали и оставили. И оставили. Да? Всё так и было? Шерсть выдергали и оставили. Чё, не веришь?

– Нет.

– Тогда сказочке конец. Спать ложись.

 

То есть при помощи «сказочки» мать очень изощрённо и методично, по сути, отравляет жизнь своему ребёнку. И то, как это отравление происходит, в буквальном смысле, лучше всего понять именно по сказкам. Например, по сказке про Белоснежку, на которую любят ссылаться психоаналитики.

 

Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (Уолт Дисней, 1937 г.)

 

Кадры из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (Уолт Дисней, 1937 г.).

 

Там, кстати, есть образ и идеальной матери. Ей оказывается сама Белоснежка по отношению к гномам. Сами же семь гномов как семь мужских психотипов. И есть злая мачеха, которая, превратившись в безобразную старую ведьму, в буквальном смысле отравляет свою доченьку ядовитым яблочком.

Причём, обратите внимание, с каким восторгом ведьма наблюдает за действием яда. Ей это доставляет какое-то неописуемое наслаждение.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.10: Лачин. Диспут распятых (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!