HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Роман Оленев

Сергей Соловьёв

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июнь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 22.06.2015
Режиссёр Сергей Соловьёв

 

 

 

Может быть, главная уникальность нашего времени – в свободном доступе к абсолютно любой информации. Например, сегодня благодаря Интернету, кажется, можно посмотреть любой фильм в онлайн-режиме. Но, как выясняется, всё-таки не любой, и сам этот просмотр можно ждать годами. Я говорю сразу о двух картинах, прямо скажем, живого классика отечественного кино Сергея Соловьёва[1].

Он ещё в две тысячи девятом году закончил работу над «Ассой два» и фильмом «Анна Каренина». В «Анне Карениной», надо сказать, одну из последних ролей сыграл Олег Янковский, и последнюю роль – Александр Абдулов. Но обе картины до сих пор ни в широкий прокат не вышли, ни в Интернете их нельзя посмотреть. Там размещены только лишь вот эти трейлеры фильмов.

Естественно, что фанаты творчества Соловьёва по этому поводу нервничали. Уже даже пошли слухи, что такая ситуация недоступности выгодна режиссёру, мол, он хочет создать репутацию опальности своих фильмов и тем самым добавить им рейтинга. На что сам Соловьёв заявляет, что всё это глупости, и всему виной именно что глупость и жадность прокатчиков. Правда, в России с весны этого года обе картины всё-таки вышли в прокат, но в прокат очень и очень ограниченный.

Для украинских же поклонников творчества Соловьёва, кажется, единственное спасение – это Одесский кинофестиваль[2]. В прошлом году в его рамках показали «Ассу два», этакий постмодернистский кич с элементами фантастики – убитого Бананана воскресили, пришив голову к чужому телу. Ну а в этом году к нам доехала, чтобы погибнуть, Анна Каренина в исполнении Татьяны Друбич. Только жаль, что опять не привезли ещё и «Ассу два».

Во-первых, этот фильм, который сам Соловьёв определил по жанру как музыкальный триллер, с каждым годом устаревает, ведь делая картину о наступивших переменах, Соловьёв позвал Сергея Шнурова[3] как некоего наследника Виктора Цоя, как главного музыкального выразителя нового времени. Сегодня же Шнур уже таковым вряд ли является. Группу свою он распустил, да и в целом как-то уже подуспокоился.

Но главное, почему хотелось увидеть «Ассу два» вместе с «Анной Карениной», потому что две эти картины нужно рассматривать именно как кинодилогию. Достаточно сказать, что в «Ассе два» у главной героини, после того как она отсидела в тюрьме, открылся актёрский талант, и после того как она выходит на свободу, её утверждают на главную роль в фильме «Анна Каренина».

И вообще, связь двух фильмов хоть и неожиданна, но настолько серьёзна, что даже рабочее название второй «Ассы» было «Вторая смерть Анны Карениной». А сам Соловьёв шутит, что часто с утра даже путал, на какую ему съёмку ехать – фильмы-то он снимал ещё и одновременно.

Впрочем, теснейшая смысловая связь двух фильмов, представляющих собой кинодилогию – а с первой «Ассой» так и вообще кинотрилогию – это предмет отдельной аналитической передачи. А пока порадуемся возможности общения с самим режиссёром, предварительно посмотрев те самые трейлеры к его фильмам.

 

Кадр из фильма «2-Асса-2» (режиссёр Сергей Соловьёв, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «2-Асса-2» (режиссёр Сергей Соловьёв, 2009 г.):

 

– В окне помоек, в пустыне пустырей

И в слёзах наших, наших матерей,

Ковалось то, что мы несли с собою:

Мы выросли на фильмах про ковбоев!

Мы выросли на фильмах про ковбоев!

Мы выросли на фильмах про ковбоев!

 

Роман Оленев: Сергей Александрович, ваши фильмы в последнее время так просто не увидишь, только лишь на фестивалях. Я подумал: может быть, в этом что-то даже есть? Знаете, как в советское время некоторые фильмы можно было увидеть лишь избранным, и только на специальных закрытых показах. Может быть, в этом есть что-то положительное?

 

Сергей Соловьёв: Да чёрт его знает. Понимаете, кто-то мне даже сказал: это ты, наверное, сам делаешь, сам делаешь, чтобы так никто ничего не видел. Нет, я всё начал с того, что собрал прокатчиков, всех собрал, показал им картины, давайте. И они впали в такую задумчивость. Не то чтобы они сказали: «нет, это никому не нужно». Они впали в какую-то такую задумчивость. Я говорю: что вы думаете? – Да вот, чего делать. – А чего делать? – Да вот, никто же не знает, кто такая Анна Каренина. Ходят в кинотеатры от пятнадцати лет до восемнадцати лет, до двадцати лет, очень любят есть попкорн. Какая им Анна Каренина?. Как-то: «о-о-о, о-о-о…». Ну я думаю: ну чего? Ну ладно, будем тогда ориентироваться на аудитории, которые знают, кто такая Анна Каренина. Сразу нас пригласил Лондон, Национальная академия киноискусств. Там говорят: привозите, и «Ассу вторую» привозите, и «Ассу» первую привозите. И «Анну Каренину» мы привезли. И действительно, в Лондоне была потрясающе красивая премьера, такая международная премьера. Потом – есть такой человек в Санкт-Петербурге, Кехман[4], он генеральный директор Театра оперы и балета на площади Искусств. Он говорит: давайте сделаем в театре премьеру «Анны Карениной». Я говорю: а как мы сделаем в театре? Это совершенно огромное театральное здание, причём старинное театральное здание, бывшая Итальянская опера. Он говорит: а я всё сделаю. Я говорю: ну а что ты можешь сделать? Он говорит: я натяну экран на всю сцену, поставим там «долби» по всему залу. И они произвели гигантскую инженерную работу. И там была поразительная премьера «Анны Карениной». И на площади был практически весь Ленинград. Такая толпа была, невероятно. И было очень хорошее тоже ощущение. Потом в Доме кино – там зал без кондиционеров, вот-вот рухнет потолок – пол-Москвы туда набилось, лежали друг на друге. Причём, Таня Друбич сказала замечательную фразу: мне, говорит, так неудобно, – когда она увидела, что много народу, – так, – говорит, – неудобно перед ними. Я говорю: а что тебе неудобно-то? Она говорит: ну как, они же все прекрасно знают, чем там дело окончится. И всё равно… И вот дальше и пошло́, и пошло́, и поехало. И картина по миру очень много прокатывается. И каждый раз, что меня особенно удивляет, каждый раз – при битком набитом зале. Битком набитом зале. Вот. А потом с Эльдара Александровича Рязанова началось. Он говорит: а дай мне на недельку «Анну Каренину», я её прокачу у себя в клубе. Я ему говорю: да Эльдар Александрович, какая неделька, насколько хотите, настолько я вам её дам. Дал картину, и она там идёт уже четыре месяца. И стала она вдруг как-то идти. В кинотеатре «Пионер», такой престижнейший кинотеатр есть в Москве. Вот и «Два Асса два»…

 

Роман Оленев: По-моему, при советском теленачальнике, суровом таком, Лапине, ещё в советское время задумали, почувствовали, что «Анну Каренину» не просто надо экранизировать, но снять синема…

 

Сергей Соловьёв: Ну да. Это я дурака больше валял, чтобы чем-то поразить воображение Лапина, а в принципе, конечно, я где-то в начале семидесятых годов вдруг понял, что это сюжет, который чем-то меня исключительно волнует. Очень сильно волнует. Но я ещё раз говорю, что на самом деле это правда фильм-дилогия – «Асса два» и «Анна Каренина». Если всерьёз говорить, то нужно об этих двух фильмах. А ещё выросло поколение, которое-то и «Ассу первую» не очень хорошо знает. Поэтому ещё лучше показывать её как трилогию – вот как её показали в Британской киноакадемии.

 

Роман Оленев: Когда вы снимали «Ассу» первую часть, считается, что за основу вы взяли индийское кино…

 

Сергей Соловьёв: Это не считается, это я сам… Я просто изобретал… Единственным моим энергетическим посылом снять «Ассу первую» было, чтобы зритель «сломал» кинотеатры. Потому что мне было так жалко: картина «Чужая белая и рябой»[5], которая получала многие призы – зритель на неё не ходил, не смотрел. Я думаю: да ладно, ну можно ж придумать что-нибудь такое, чтобы они «сломали» кинотеатры. Я думаю: а как же, что же делать? И я понял: о, нужно делать индийское кино. Нужно делать индийское кино. И я сделал сценарий. Но потом думаю: но в индийском кино все поют и танцуют. А что же здесь, будут петь и танцевать? И кто-то мне сказал: поезжай в Питер, там поют и танцуют. И вот я их всех нашёл.

 

Кадр из фильма «Асса» (режиссёр Сергей Соловьёв, 1987 г.)

 

Кадры из фильма «Асса» (режиссёр Сергей Соловьёв, 1987 г.):

 

– Иди сюда! Я, кажется, договорился.

– Вот, пожалуйста, пункт два. «Приём на работу не допускается без предъявления справки из ЖЭК и диплома об окончании высшего и среднего музыкального учебного заведения». У вас есть?

– Нет.

– А кем вы, собственно, работаете?

– Машинистом в котельной.

– Это же неважно, кем он работает. Он музыкант, прирождённый музыкант.

– Ну хорошо, а справка ЖЭК?

– Нет.

– Ну а где вы живёте, где вы прописаны?

– Я нигде не живу.

– Он поэт. Он на белом свете живёт.

– Да, ребятки, вы, конечно, пользуетесь отчаянным положением администрации ресторана. Кому-то, конечно, надо в оркестре работать. Хорошо, идите в зал, я сейчас приду, послушаю, какой вы музыкант.

– Электрический свет продолжает наш день,

И коробка спичек пуста.

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе –

Эта схема проста.

И больше нет ничего,

Всё находится в нас.

Перемен! Требуют наши сердца.

Перемен! Требуют наши глаза…

 

Роман Оленев: Этот финальный выход Цоя эффектный – как вы думаете, не было ли в этом призыве русских рокеров конца двадцатого века чего-то общего с призывом русской интеллигенции начала двадцатого века? И те и те хотели перемен, а в итоге и интеллигенция едва ли не исчезла, и русский рок…

 

Сергей Соловьёв: Да, и те и те допустили, я думаю, ужасно трагическую наивность и своего рода такое даже интеллигентское безумие. Потому что кричать «Перемен!» это одно, а знать, каких именно ты хочешь перемен – это совершенно другое. И вот я сам был на этой съёмке и сам стоял в толпе, которая кричала: «Перемен! Хочу перемен!». И я ещё тогда подумал: каких, собственно, перемен? Но я как-то эту мысль заглушил. А она оказалась очень стойкой и серьёзной, и поэтому я и снял фильм «Два Асса два».

 

Роман Оленев: Почувствовали, что сегодня вновь [наступают перемены]?

 

Сергей Соловьёв: Я почувствовал, что нехорошо, если я вот таким идиотом просто останусь, даже просто в истории русского кино. Вот такой идиот, который [кричит]: «Перемен! Перемен!». – Каких? – «А хрен его знает! Перемен!». Вот очень важно знать, что это за перемены. Это важное дело.

 

Кадр из фильма «2-Асса-2» (режиссёр Сергей Соловьёв, 2009 г.)

 

Кадры из фильма «2-Асса-2» (режиссёр Сергей Соловьёв, 2009 г.):

 

– Всё слабей импульсация вен

Мы уже не ждём перемен

Пламени нет, остался дым

И никто не умрёт молодым

И любви нет. И нелюбви тоже нет

Мы закутались в клетчатый плед

Тёлки вернулись в срок

И незачем жать курок

Полно в кармане пачек сигарет

На самолёт всё посадки нет

Не видно неба из-за стен

Мы ждём, но не перемен

И где бы ты не был

Везде открыт тир

А между землёй и небом

Не заключали мир

 

Роман Оленев: Сергей Александрович, мне кажется, что, в принципе, то время, в которое мы живём, его можно обозначить как ситуацию межвременья. Постмодернизм уже вышел из моды, уже само слово «постмодернизм» стало старомодным. А в то же время дело постмодернизма живёт, а каких-то новых художественных течений нет. Что мешает, по-вашему, какому-то освежению восприятия художников, мышления [их]?

 

Сергей Соловьёв: Да ничего не мешает. Понимаете, это… Ох! Эта такая… Мы сейчас переживаем такое идиотическое время, и по-другому его нельзя назвать. Мы же сформулировали, так сказать, единственную ценность, которая существует на белом свете – бабло. Ну кто может выжить в так называемом божественном мире с такой ценностью как бабло? И ясно, что постмодернизм, он же сам себя угробил на бабле, в общем-то. Потому что они вдруг стали свои постмодернистские андеграундные произведения торговать за большие бабки по всему миру.

 

Роман Оленев: [Перестали быть художниками].

 

Сергей Соловьёв: Да, перестали быть теми художниками, которые… И поэтому отсюда идёт колоссальное вырождение художественного сознания. [Нужно] помнить про то, что это особый вид человеческого сознания, божественный вид человеческого сознания, который называется искусством.

 

Кадр из фильма «Сто дней после детства» (режиссёр ___, ___ г.)

 

Кадры из фильма «Сто дней после детства» (режиссёр Сергей Соловьёв, 1975 г.):

 

– Понимаете, однажды – это случается обыкновенно внезапно – ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку, или то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше всё это видел тысячу раз. Но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно поражённый: как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь.

 

Роман Оленев: Скажите, а вам когда было не то чтобы легче, но именно интереснее работать: во времена советской цензуры, в перестроечные годы, когда была абсолютная свобода [самовыражения или сейчас]?..

 

Сергей Соловьёв: Ну конечно, конечно. Конечно, в советские времена, конечно. Именно во времена цензуры. Потому что это была шахматная партия, понимаете?

 

Роман Оленев: Надо было обыграть…

 

Сергей Соловьёв: Это была шахматная партия личности огромного государства. И это была очень напряжённая и интересная, страшно интересная шахматная партия. Иногда она была подлой. Иногда, очень редко, но была – это я не мог не понимать. Но иногда это была просто напряжённейшая шахматная партия между тобой и государственным монстром. И даже каждая ничья очень была дорога для тебя.

 

 

 

26 августа 2011

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[1] Сергей Александрович Соловьёв (род. 1944) – русский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РФ (прим. ред.).

 

[2] Второй Одесский международный кинофестиваль 2011 года (прим. ред.).

 

[3] Сергей Владимирович Шну́ров (Шнур) (род. 1973) – русский рок-музыкант и актёр, лидер группы «Ленинград» (прим. ред.).

 

[4] Владимир Абрамович Кехман (род. 1968) – русский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC. Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета, генеральный директор Михайловского театра (прим. ред.).

 

[5] «Чужая белая и рябой» – художественный фильм 1986 г. режиссёра Сергея Соловьёва, снятый по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова» (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июня 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!