HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 г.

Павел Парфин

Цунами в саду

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: , 26.02.2008
Иллюстрация.  Автор:  zuza207.  Название:  Свет.  Источник:  http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2556986&ref=section&refid=999

 

 

 

Началась эта история в том далеком году, когда страной овладели хаос, разочарование и гиперинфляция. Цены абсолютно на все, в особенности на жилье, взлетели до заоблачных высот. Я потерял работу и теперь не мог оплачивать свою скромную квартиру. Не долго думая, я собрал нехитрый свой скарб и уехал в один приморский город. На мое счастье, в том городке я повстречал добрых, отзывчивых людей, давших мне приют в своем доме.

Дом семьи Купченко – моих новых друзей – был небольшой, старый, но очень уютный. От него до моря рукой было подать. Вокруг дома раскинулся тенистый фруктовый сад. Я любил бродить под его зелеными деревьями или наблюдать из окна своей комнаты, как летний дождь барабанит по упругим листьям. При этом я часто вспоминал другой сад, вблизи которого стоял мой прежний дом. Любовь к двум садам – пожалуй, единственное, что поддерживало меня в то непростое время.

Однажды, спустя, наверное, три года, как я переехал в приморский городок, по обыкновению прогуливался вдоль морского берега. Пляж был пустынен – стояла середина октября, и курортники давно схлынули, вернувшись к привычному образу жизни. У самого прибоя я неожиданно обнаружил кусок картонки. Каково же было мое удивление, когда я понял, что держу в руках картину, а на ней нарисован… мой сад. Тот, старый, прежний сад! В первый миг я не мог поверить своим глазам, сердце радостно заколотилось, а мозг напрасно пытался найти ответ: как картина с изображением дорогого мне сада очутилась в морской волне и вдобавок попалась мне на пути?

Вскоре от разных людей, некоторые из которых мне были даже незнакомы, я услышал сразу несколько историй. Все они, в сущности, рассказывали об одном и том же – о моем старом саде и доме, где я некогда жил. А еще о двух интересных людях, с которыми, к сожалению, судьба не свела меня в то далекое время. Сейчас я попытаюсь рассказать, что же было в тех странных, местами напоминающих выдумки фантастов историях. Итак…

Цены на жилье, как я уже упоминал, выросли тогда непомерно. Вдобавок какой-то олигарх купил со всеми потрохами дом, где осталась моя скромная квартирка, и обложил жильцов еще более невыносимой платой. Дом был старой, нелепой хрущевкой, но жильцы его любили. Они раздобыли громадный воздушный шар, привязали к нему дом и аккуратно сняли его с фундамента. Дом плавно взлетел в просторное небо и вдруг завис над старым садом, словно не желая с ним расставаться. Людям очень понравилось, что любимый сад по-прежнему будет рядом с ними, точнее под их домом; что отныне они избавлены от унизительной необходимости платить бешеные деньги сошедшему с ума олигарху.

Так они теперь и жили. По нескольким веревочным лестницам спускались вниз, отправляясь на работу или в школу, и поднимались наверх, когда рабочий день заканчивался. Внизу сиротливо серел фундамент дома, а возле благоухал и сверкал густой зеленью сад. Жильцы пробурили в саду скважину, из нее по длинным шлангам качали в дом воду. Со стороны дом на воздушном шаре представлял собой зрелище очень необычное, поистине фантастическое. Три десятка шлангов, соединивших дом с землей, делали его похожим на громадного летающего осьминога, вцепившегося в сад всеми своими щупальцами.

Однажды из скважины ударил необыкновенно мощный поток воды – разорвал шланги, разнес скважину и стал стремительно затапливать сад и все, что было кругом. Вскоре сад остался под водой, могучая волна поднялась почти до первого этажа дома – и неожиданно замерла. Отныне, куда хватало глаз, мерно плескалась одна вода и небо, отражавшееся в ней.

Вода оказалась очень приятной на вкус. Настоящее пресное море разлилось до самого горизонта. Откуда ни возьмись в море появилась рыба. Много разной пресноводной рыбы. Часть жильцов тут же бросились ловить рыбу; другие спешили по мобильным телефонам поведать близким и друзьям, что они оказались в плену у большой воды; третьи купались без устали, с восторгом отдаваясь воде; четвертые, наоборот, ударились в меланхолию и с ностальгией вспоминали землю; пятые бредили ею и сходили с ума; шестые, очевидно, уже сошли и теперь безумствовали, доставляя соседям физические и душевные муки. Кое-кто даже возомнил себя властелином водяного мира, эдаким новоявленным Нептуном. Между восемью такими нептунами стали вспыхивать бесконечные стычки и разборки, пролилась в тихую воду кровь, и, в конце концов, в живых остался один единственный Нептун – Борька Кучер, жилец из квартиры №48. Он объявил себя великовельможным паном, налево-направо диктовал свою волю, строго строил мужскую половину дома и требовал беспрекословного подчинения от представительниц прекрасного пола. Никто особенно не сопротивлялся, поскольку всем было известно, что Кучер – матерый охотник и забияка, а дома у себя он хранит два суровых ружья.

Однако, к удивлению и досаде жильцов, Кучер с удовольствием покровительствовал местному чудаку.

Чудаком этим был 28-летний художник Архипка Бондарь. Кроме Кучера, никто всерьез не воспринимал Архипку; его считали дурачком и открыто подсмеивались над ним. Однако Архипка и вправду был чудаком. До потопа он вел уединенный, почти затворнический образ жизни, сторонился людей и старался быть незаметным. Его очень любили дети и старушки; он с радостью помогал им взбираться и спускаться по веревочным лестницам, связывающим летающий дом с землей. До потопа Архипка и в самом деле смахивал на тихого улыбчивого дурачка, который никому ни разу не перешел дорогу, но и не сделал ничего большого и светлого.

После наводнения Архипка неузнаваемо преобразился: расправил плечи, засверкал счастливо большими вдумчивыми глазами и, главное, стал рисовать. Он писал акварелью и маслом. Сюжет картин был один и тот же – сад, затопленный водой. Однако вдохновение, овладевшее им, подпитывало его все новыми и новыми чудесными идеями. Оттого, видно, сад выходил всякий раз по-разному: то съежившимся под громадной тяжелой волной, то переливающимся мокрой зеленью в лучах солнца, растворившихся в прозрачной воде, а то охваченным буйным цветением, устилающим белыми лепестками дно безбрежного моря…

Кучеру нравились Архипкины картины. Он разыскал в летающем доме сканер и заставил художника отсканировать свои работы. Архипка разослал по интернету электронные копии картин сразу в несколько виртуальных галерей и художественных аукционов, а в ответ получил массу восторженных отзывов. Художник не ожидал такого успеха: его буквально засыпали похвалами и заказами. Покупатели и поклонники его творчества прилетали на вертолетах, самолетах и дирижаблях. Зависнув над летающим домом, они принимались с жаром выяснять условия купли-продажи. Архипка никогда не торговался, отдавал картины за первую предложенную цену. Деньги поначалу отдавал Кучеру, но тот с грозной улыбкой возвращал ему его гонорар, а потом посоветовал брать натурой: пищей, одеждой, мылом, зубной пастой и ваучерами для оплаты телефонных разговоров и беспроводного интернета. Еще Архипка выменивал в обмен на свои картины разные сладости и игрушки и с удовольствием раздавал ребятне.

Время шло, Архипка продолжал вдохновенно увековечивать образ подводного сада и раздавать картины всему миру. Количество покупателей не убывало – напротив, росло с каждым днем. Однако среди них все чаще стали попадаться обыкновенные зеваки и завистливые художники. Они затмили небо своими летательными аппаратами, лезли к Архипке с назойливыми советами и всячески докучали ему. Кучер едва сдерживал чувства, видя, какие неудобства принесла художнику армия непрошенных гостей. Однажды, уже не в силах владеть собой, он пришел в ярость и сбил из охотничьего ружья один самолет, особенно близко, как показалось стрелку, подлетевший к художнику.

Самолет упал в воду и затонул прямо над садом. Топливо, которым был заправлен самолет, оказалось на редкость ядовитым – оно вытекло из баков и погубило сад. За считанные часы сад ужасно почернел, будто его испепелил подводный огонь, поник и, наконец, рассыпался в жалкую труху.

Архипка не перенес утрату сада-друга. Художник пришел в дикое отчаяние, проклял всех на свете… и пропал. Говорили, что он с горя утопился. Узнав о смерти друга, Кучер еще больше ожесточился и сбил еще один самолет и два вертолета.

В тот же день нагрянула эскадрилья военных МИГов и эскадрилья милицейских вертолетов. Военные накручивали вокруг летающего дома устрашающие круги, милиция жутко бранилась в мегафоны, клянясь стереть дом в порошок. Перепуганные жильцы схватили Кучера и выдали его стражам порядка. Спустя какое-то время Борьку Кучера судили и упекли за решетку.

С того злополучного дня, как арестовали Кучера, прошло около года. Однажды, выглянув поутру в свои окна, жильцы не обнаружили под домом воды. Море исчезло, как в землю ушло, – так же внезапно и необъяснимо, как возникло. Люди зажили былой, земной, жизнью, привыкая туда-сюда лазать по веревочным лестницам и восстанавливаясь на прежних местах работы. Жильцы летающего дома, наверное, забыли бы навсегда о своем морском приключении, если бы не мертвый сад и не обломки первого сбитого Кучером самолета, грозно торчавшие из земли.

Как-то на месте сада появились люди в строительных касках и строительная техника. Они принялись активно расчищать землю от мертвых деревьев и обломков самолета. Затем другие люди на очищенной земле посадили новый сад. Руководил ими человек, похожий на Архипа Бондаря. Да это он и был! Кто-то из детей летающего дома узнал в начальнике стройки прежнего художника. Возмужавший, с твердым взглядом и решительными повадками, он объяснил садовникам, где нужно посадить груши, где – яблони, а где – сливы и алычу. Выходило, что Бондарь точь-в-точь повторяет расположение старого сада.

Молоденькие деревья принялись, через положенный срок зацвели, затем на них завязались первые плоды… И тогда Бондарь затопил сад. Для этого он пригнал целое полчище автоцистерн, прислал воздушную флотилию вертолетов-пожарников и самолетов-заправщиков, в которые вместо горючего была закачена вода.

Стало известно, что Бондарь, неведомо как разбогатевший, месяц назад купил этот участок земли. Прежде, чем затопить его, он переселил в другие районы города бродячих котов и собак. А старый дом, по-прежнему подвешенный к воздушному шару, отогнал прочь вертолетом-буксиром.

Когда автоцистерн и разной летающей техники собралась громадная армия, Бондарь приказал открыть все краны. Не прошло и двух часов, как вода затопила молодой сад, и землю, и ближайшие постройки; а техника, выкачав из себя воду, едва успела убраться оттуда.

Давно уже умчались порожние автоцистерны, улетели вертолеты и самолеты, а вода, как ни странно, все прибывала и прибывала. Но вот она, затопив все вокруг до самого горизонта, успокоилась и приветливо заколыхалась. Вода была прозрачной, как мытое стеклышко, на дне отчетливо можно было разглядеть одинокий сад.

Сад продолжал жить и даже зацвел во второй раз. Вскоре выяснилось, что сад не одинок и отныне есть кому любоваться его подводными красотами.

По водной глади неторопливо скользила небольшая моторная лодка с двумя пассажирами. Одним из них был Бондарь. Он вновь превратился в прежнего Архипку-художника. Замирая над садом, он с воодушевлением писал его жизнь. Акварелью и маслом. Пастелью и тушью. Иногда простым карандашом, отчего выходило совсем недурно. Даже очень недурно! Кучер с восхищением следил за вдохновенной кисточкой друга. Борис Петрович отсидел в тюрьме три года, попал под амнистию, а теперь снова был рядом со своим любимым Архипкой. Кучер поклялся до конца дней не расставаться с художником и служить ему верой и правдой.

При этом Кучер был безоружен. Не было больше нужды отстреливаться от глупых зевак и назойливых художников-папарацци. Вокруг царила пустынная тишь, лишь изредка нарушаемая мягким гулом мотора и плеском игривой рыбы. Но вот Архипка облюбовывал новое место, Кучер глушил движок, бросал якорь, осторожно цепляясь им за ветки яблони или груши, и преданным взором наблюдал за легкой рукой Архипки. А тот все писал и писал, упиваясь видом подводного сада и вновь обретенным счастьем увековечивать его для людей.

Готовые картины художник спускал на воду и крестным знамением благословлял их в дальний путь…

Наверное, с дюжину таких картин прибило к моему берегу. Большая часть из них серьезно пострадала: рисунок размок и поплыл от долгого нахождения в воде – но две картины сохранились замечательно. На них ясно виден затопленный сад, а сверху, над ним, – крошечная лодчонка с фигурками двух людей, навеки привязанных к саду незримой нитью любви.

Когда я гляжу на эти картины, на душе у меня неизменно становится светлей и спокойней; на миг-другой я освобождаюсь от обычного ожесточения, и даже повсеместный хаос и безвременье для меня не так тяжки.

По прошествии какого-то времени вода перестала приносить новые картины к моему берегу. Затем прошел слух, что Архипки и Кучера больше нет – мол, над садом поднялось гигантское цунами и забрало к себе людей. О них стали забывать. В том числе и я. И лишь две картины, висящие в моем приморском доме, воскрешают в памяти светлый образ двух чудаков, так удивительно распорядившихся собственной судьбой ради одинокого тихого сада.

 

 

 

 

июль 2007 г.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.07: Вера Панченко. Живой пульс поэзии (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!