HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 г.

Виктор Парнев

Золотая ночь и Карнавальная симфония

Обсудить

Рецензия на фильм

 

Купить в журнале за январь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 12.01.2021
Плакат фильма «Золотая симфония» (1956 г.)

 

 

 

В 2021 году исполняется 65 лет с выхода на экраны, причём практически одновременно, сразу двух музыкальных новогодних киношедевров – «Карнавальной ночи» и «Золотой симфонии».

«Карнавальную ночь» у нас знают и любят все. «Золотая симфония» нынче изрядно подзабыта. А напрасно – оба фильма-ровесника одинаково красочны, праздничны и музыкальны. При всей несхожести их сюжетов и мест рождения.

Место рождения «Карнавальной ночи» – «Мосфильм». Место рождения «Золотой симфонии» – Австрия и отчасти ФРГ (Мюнхен). Но что такое Австрия и ФРГ в 1956 году? Это капитализм, антисоветизм, реваншизм и разнузданный американизм.

Казалось бы, фильму из стран-наследниц третьего рейха было не место на экранах СССР. Но вспомним, что такое 1956 год в СССР… Это Двадцатый съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина, это триумфальные для советского спорта Олимпийские игры в Мельбурне, это подготовка к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве в следующем году, это наконец та самая пресловутая хрущёвская оттепель. Вот почему стал возможен в нашем прокате этот замечательный феерический фильм. А ведь в нём, о ужас, есть рок-н-ролл! И он не просто есть, его танцуют! Целых полминуты! Хоть и на льду танцуют, на коньках, но настоящий рок-н-ролл. И это в те времена, когда само это слово, само название заокеанского хулиганского танца было ругательным словом…

Пересказывать сюжет «Карнавальной ночи» не придёт в голову никому, ибо все знают товарища Огурцова, Леночку Крылову, Гришу Кольцова, лектора Никодилова, все помнят на слух и даже смогут напеть лёгкие и изящные как снежинки песенки на музыку Анатолия Лепина. Но не все знают, как необычно и почти случайно родился этот любимый уже тремя поколениями изумительный фильм.

Начинающий режиссёр Эльдар Рязанов ни в какую не хотел брать в работу дурацкий, по его мнению, сценарий. Он тогда мечтал снимать серьёзные, драматические фильмы, а не лёгкие комедии. Но «Мосфильм» – это вам не Голливуд, на «Мосфильме» особо не забалуешь, потому что там есть директор, который может и приказать. «Будешь снимать, это моё тебе слово», – твёрдо сказал Рязанову тогдашний директор кинорежиссёр Иван Пырьев, человек талантливый, но деспотичный. Дважды Рязанов под разными предлогами увиливал, на третий раз вынужден был подчиниться. При этом Рязанов не пожелал брать на главную роль какую-то там Л. Гурченко, но Пырьев и это ему приказал, то есть просто навязал эту девчонку без роду и племени. Так же директивно Рязанову был навязан вопреки его мнению знаменитый Игорь Ильинский на роль Огурцова. И получается, снимал Рязанов эту выдающуюся, а кто-то полагает, лучшую его картину, просто из-под палки. А в результате – шедевр! Но как? Как такое возможно?.. Не пытайтесь объяснить. Загадку творческих триумфов и провалов никто ещё не сумел разгадать.

Сюжет австрийского фильма, как и сюжет его советского ровесника, укладывается в несколько строк: обаятельный молодой шатен Вальтер, проживающий в заснеженной горной провинции, любитель-фигурист катания на льду, едет в Вену на чемпионат Европы, там завоёвывает лишь четвёртое место, но зато получает предложение стать солистом в ледовом ревю, соглашается и становится звездой под именем «Мистер Икс», потому что выступает в маске. Всё! Остальное – милая болтовня, забавные нелепости, но главное – музыка, песни и танцы на льду. Чудесная музыка Лотара Олиаса и чудесные под неё песни и танцы! Их надо видеть и слышать, никакой пересказчик их не опишет, потому что ледово-музыкальную феерию описать невозможно. Возьму только на себя смелость утверждать, что и сегодня эта феерия смотрится и слушается современно, словно создана в стиле ретро буквально на днях.

Но главная ценность и, пожалуй, заслуга «Золотой симфонии» в другом. Она породила в стране интерес к фигурному катанию. Старшее поколение наверняка помнит этот взявшийся словно бы ниоткуда, постепенно нараставший, а затем всё заполонивший интерес, увлечение, а затем и повальный психоз под названием «фигурное катание». Чемпионаты СССР, Европы и мира, имена Пегги Флеминг, Габи Зайферт, Сони Моргенштерн, наших Ирины Родниной, Олега Протопопова, Людмилы Белоусовой, Людмилы Пахомовой, Александра Горшкова и ещё многих и многих; пооткрывавшиеся в городах детские школы катания, катки-коробки во дворах, детишки, спешащие на занятия с коньками под мышкой… Нынешние «плющенки» и «навки» оттуда родом, это надо понимать и помнить. И благодарить за это – в том числе, а возможно, и в первую очередь, «Золотую симфонию».

Легенда утверждает, что «Золотую симфонию» показали Никите Хрущёву. В целом фильм ему не понравился, слишком много было там кордебалетов, страусиных перьев, голых женских ножек (помните указание товарища Огурцова: ноги изолировать!), развесёлых песенок, притом на немецком языке, и всяческой другой мишурной заграничной пестроты. Но идея коньков и катаний под музыку его захватила. Утверждают, он воскликнул: «Наша страна зимняя, холодная, уж чего-чего, а льда у нас хоть завались. Так почему же мы уступаем в этом искусстве каким-то австриякам? Исправляйте положение, и поскорее!» И конечно, спортивные функционеры озадачились этим вопросом и ринулись продвигать фигурное катание в массы. К середине 60-х годов советские фигуристы, хоть в одиночном, хоть в парном катании, уже были недосягаемы для большинства их конкурентов.

«Карнавальная ночь» – фильм новогодний просто по сюжету. В «Золотой симфонии» о празднике Нового года или о Рождестве на европейский лад не упоминается. Но, странное дело, воспринимается фильм именно как новогодний, по причине своей праздничности и зимнего фона, на котором в нём всё происходит. Лёд, лёд и ещё раз лёд. Вышедшая у нас на пластинке козырная мелодия из фильма, под которую танцует с партнёршей замаскированный Вальтер, называется «На льду». На другой пластинке вышло попурри «На ледяной эстраде». Вообще, советская звукозапись оказала фильму пристальное внимание, притом вполне заслуженное. Пять включённых в различные сборники музыкальных номеров, это же совсем неплохо по тем временам.

Так что же, у «Золотой симфонии» одни достоинства? Дело вкуса, конечно, но в одном она уступает «Карнавальной ночи». Когда тот и другой фильм появились на видеокассетах, я обратил внимание на их продолжительность. «Карнавальная ночь» – 78 минут, «Золотая симфония» – 102 минуты. Изумительная сжатость, насыщенность без малейшего провисания нашего фильма, и некоторая растянутость с необязательными сценками и разговорами австрийского шедевра. Можете считать такой упрёк моей борьбой с низкопоклонством перед Западом.

Впрочем, кто не пожелает тратить на австрийцев целых сто минут, тот может отделаться меньшим: в Интернете существует укороченная версия, называемая «нарезкой», в ней всего 34 минуты и там только музыкально-развлекательные номера, а вся беллетристика вынесена за скобки. Кстати, само существование такой версии говорит о значимости тех номеров, ради которых она сделана.

Когда наступят, да пусть даже отгремят, праздничные дни, не поленитесь, вспомните дела давно минувших дней, пересмотрите эти фильмы. А потом, если получится сравнить – сравните, чья взяла. Предполагаю, счёт будет 1:1.

Приятного вам просмотра!

 

 

Декабрь 2020 г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.01: Галина Мамыко. Страшные переживания (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!