HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Виктор Петроченко

Правда для Аввакума

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 12 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за январь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 29.01.2015
Иллюстрация. Название: «Пустозерск». Автор: Olga Korobova. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2614089/

 

 

 

Лукавый бес оковал его члены и напустил тумана на глаза. Понял Аввакум, что пропадает: сердце уже застыло, а теперь в бесовском морозе застывает тело. Слышал он ещё, как прозвонили к вечере колокола, примечал, как в соломе шуршат мыши, но рвалась и эта последняя с миром связь.

Аввакум умирал. Страшный мороз не смягчался в деревянном срубе. Кроме холщовой рубахи и толики соломы на подстиле, не было никакой защиты телу. Успокаиваясь, шептал он последнюю молитву Богородице, когда озарилась его темница, распахнулись двери её, и показалась на пороге фигура в сиянии и ореоле. Вмиг узнал пришедшего Аввакум и бросился со слезами ниц.

– Ты пришёл! Приснодева услышала меня!

– Вставай, протопоп. Ещё не свершена твоя стезя.

Возликовал Аввакум. Сам Первозванный пришёл к нему на зов. Смотрел Аввакум бестрепетно на Божий промысел. Муж сей был бородат и ликом благолепен. Одет в пустынные одежды, с большим осьмиконечным крестом, сияющим в руках.

– За что погибаешь, Аввакум? Достоин ли страдания своего?

– За веру истинную, за Христа, за Русь. Вот правда – и за правду жизнь, – твёрдо отвечал протопоп.

– Послан я с откровением Его, Аввакум. И не покажутся тебе странными те знамения. Ибо правда ведома только для Него.

 

И с этим исчез апостол Андрей, а пред Аввакумом тут же разлилась великая река – с огромными, как озёра, плёсами, и ветры на ней ходили свежие, и утёсы возносились высокие. На той стороне реки стоял град деревянный, со стеною зубчатою, да с теремами богатыми, золотыми. А возле самой реки, под детинцем, лепилось много чёрных изб.

Вспомнилось Аввакуму, что картина эта есть давние мечтания его, и стало душе легко. Стоял он пред Кем-то, невидимым ему, а явления приходили сами издали. Было это нечто, схожее с явлениями Иоанновыми, а сам он вообразил себя бедным странником с крестом и посохом, в пустынном одеянии, ходящим по вселенной, самым диким уголкам её и несущим имя Господа Христа.

«Чу, не слышно колокольного звона», – подумал только Аввакум, как кроткая девочка, почти что девица, стояла, невесть откуда взявшись перед ним.

– Кто ты, дитя, явленье ль божие? – ласково произнёс священник.

Прыснула девчонка в кулак, увидев мужа в странном одеянии, и после всего произнесла:

– Я? Кто Я? А Псковитянкой кликали меня. Но княже сказал: «Будешь отныне зваться Ольгой».

– Ольга ты? И ещё ничего не всколыхнулось на Руси… Но постой, а какой это город за тобой?

– Город? Да Киев это. А я княгиней скоро его буду.

Хотел было расспросить Аввакум княгиню молодую, какой ныне год со дня творения Господня, но замерли уста от новой мысли, да и убежала девчонка и бросилась со смехом на большую поляну, в невиданный Аввакумом девичий хоровод. Девицы те были бесстыдно все обнажены, лишь венки, да цветы на головах, и Ольга, сбрасывая на ходу одежды, затерялась сразу в этом странном хороводе. Но спокоен был Аввакум, без смущения, без усмешки смотрел на знамение сие. Вздрогнул лишь раз, когда рассмотрел, что именно вырезано из большого деревянного столба, вокруг которого и кружился бесстыдный девичий хоровод.

 

Но вот исчезли свет, поляна, хоровод и вышла к Аввакуму в день пасмурный иная Ольга. Она вышла как будто из Днепра, и теперь была одета строго. Темна вода была позади неё, а лицом княгиня была измождена и постарела будто на десять лет.

– Скажи-ка, старец, разве малую жертву я принесла моим богам? – воскликнула она. – Они убили, убили моего бесценного князя! И ладью с самой воды мы подхватили, бегом снесли, и в яму с углями бросили её – а я уже ждала, стояла на краю. И других послов приняли с лестью, с мёдом, и в баньку проводили, и брёвнышко приставили к двери. А факел я поднесла опять сама… но они всё равно убили его, убили!

– Что ты, дочь моя! – воскликнул поп. – Сказано: не единожды, а семь раз прости обидевших тебя. Разве не знаешь сии великие слова?

Не удивилось, а исказилось в ненависти, неприятии лицо княгини, и обернулась она – и опять постарела на десять лет.

– Исусе Боже, всё в Твоих руках, – перекрестилась Ольга. – И в Царьграде смеялись над нами, словно смерды али купцы мы, и Святославово войско смеялось: «Мало нам своих, греческого бога привезли». А я мать, и знала, как любить, Кого теперь любить.

И с этими словами стала уходить, теряться во тьме святая Ольга. А вслед ей, вдали и вблизи, много прошло святых и мучеников с нимбами, проповедников с крестами, и казалось, земле этой святой в веках (всё более обнимал её глазами Аввакум) блаженствовать и утопать в любви от Господа нашего Христа.

 

Но разнёсся до самых небес чей-то визг, и полезли из болот и лесов чудища, рыла одно уродливей другого. Увидел протопоп, как начали гореть люди, а с ними города. Послышались рык, вой, вопль и очень красно стало на Руси, всё изначала которой было от любви.

Но сгинула, как и явилась, нечисть, и раздвигаться стала русская земля. Видел Аввакум, как пробивались сквозь дикие леса, высокие горы, великие реки почти что великанские люди. Начали выходить к нему мужи, один могучие другого. Все боголюбы и благообразны. Прошёл мужей тех великих целый ряд, и последний из них, перекрестясь двуперстно, воскликнул, плача, восторгаясь:

– Слава святым угодникам! Я вижу Ламское море – мы дошли!

– Кто ты? – спрашивал Аввакум сего благородного мужа. – И что узрел ты впереди?

– Зовут меня Иван Юрьев, а прозвище Москвитин, – был ответ российского великана. – Шли мы рекой Чиркол, и вышли к морю-окияну. И числом было нас три десятка, казаков да служилых, да был толмач, Чистой Петров.

 

Прошли богатыри, раздвинув Русь от океана к океану – и раскололась тут же русская земля. И взвыли, ненавидя и проклиная друг друга, её народы. И пропасть росла, страна расходилась – массы людей сливались в кровавые глубины.

Тогда услышал Аввакум чей-то знакомый голос издали. Какие-то мёртвые, давно умершие слова. Он обернулся – но, кроме кровавой мглы, ничего не увидал. Не понял эти слова Аввакум, ибо сам был уже словом, но другим.

Почему-то вспомнил, почти увидев наяву: Байкал-море, как его переплывал. Белым-бело от птиц было море. И лежали вокруг великаны-сопки. А всё то у Христа того, света наделано было для человека, чтоб, опокояся, хвалу Богу воздавал.

Вспомнил ещё свирепую Тунгуску, как несло по её порогам, чуть не утопив.

 

И снова предстал пред Аввакумом Первозванный:

– О человек! Не боишься узнать всю правду о себе?

– По вере истинной иду, – отвечал бестрепетно священник. – А всё в руках Христа. И предстать хоть пред умыслом Его, хоть перед ликом не боюсь.

Увидел тогда Аввакум впереди огонь, а в том огне себя – с двуперстием, вознесённым ввысь. И бесы плясали вокруг того огня. Но он воскликнул:

– Выпросил у Бога светлую Россию сатана, даже очервленит ю[1] кровию мученискую. Добро ты дьявол вздумал, и нам то любо – Христа ради, нашего света, пострадать!

Тогда всё стихло – словно от слов его – утряслось, исчезли кровь, огонь, болезни, грязь, чудовища, уродства, и вышло к нему совсем иное: степь вольная, спокойная, сливающаяся где-то с небесами. И шёл в той степи, из глубины её, одинокий странник. Был этот странник монах, однако с осанкой гордой. В прозрачно-голубых глазах его таилась некая загадка. Держал он, как щит, икону с ликом святого Александра Невского. Видно было, что этот святой любим старцем.

Прошёл божий странник мимо священника, его не увидав. А смотрел он куда-то вдаль, куда стал смотреть и сам Аввакум. В той дали уже вспыхнул мощный звёздный свет и опустился с небес на землю странный храм. Могучие лестницы поднимались ввысь, переходя в тяжёлые колонны, те воплощались в просторный зал и тут же переходили ввысь в воздушную ротонду с блистающем куполом в венце.

 

Запел молитвы божии благородный старец и, держа икону двумя руками пред собой, устремился к небесному храму, но бросился вслед ему Аввакум и успел ухватить за руку.

– Остановись, не обольщайся, старче. Не призрачный ли храм сей, не капище ли это идолово, не было подобного храма на Руси!

– Это ты сказал? – оглянулся и удивился монах-странник. – Но где они, слова твои? А видишь, как истинно это явленье в небесах?

– Я только сказал, – смиренно ответил протопоп, – а всё, что вокруг, Господь для нас раскрыл.

Изменилось, покрасивело лицо собеседника его. Проговорил он задумчиво и тихо:

– Славен замысел сего Храма и благословенен его освятивший Государь.

– Но кто Государь, и где его богонравная держава?

– Россия дремлюща, покойна, а Государь, аки нищий, среди ненавидящих, своих, – был загадочный ответ протопопу.

И с этим пошёл монах-странник навстречу Храму – а Храм поплыл ему навстречу. И вот сошлись они, слились. И грянули гимны неведомые, и в этих невидимых потоках вознёсся Храм в зовущие Государя небеса.

 

И снова услышал Аввакум знакомый голос за спиной. И снова не разобрал, не понял слов, хотя и по-русски произносились те слова.

Тогда появились ещё два странника в пустыне. Шли они с посохами в руках, поддерживая друг друга. Стал вглядываться Аввакум, что значит ещё знамение одно. Один из них был ростом невысок, с некрасивыми ногами, с неправильными чертами на лице. Видно было, лицо его не знало лести никогда. Второй был высок, с шапкой волос кудрявых на главе. Вся его стать выражала образ рыцарский, благородный.

Тот, что был ниже, некрасив, первым заметил протопопа. Казалось, он узнал Аввакума, знал что-то про него.

– Не будет твоей России, протопоп, – жёстко ударил незнакомец словом. – И пропадут её леса, и обмелеют реки, и не останется у ней святых. А будут проговариваться в ней слова лукавые, да сотворятся чудеса.

Заплакал и стал молиться Аввакум. А странник всё дерзновеннее прельщал:

– Есть странные сердца, Аввакум. Есть сердца, которые, разрушают. Полюбит оно – и погибнет человек, возликует оно – и сотрясётся небо.

– Кто ты, раскройся! – воскликнул Аввакум.

– Я тот, кто слово говорил, но за Господним словом.

И с этим вскриком он взмахнул руками. Вмиг превратились руки в чёрные крылья – и пошёл он вверх, и уже с выси прокричал:

– Берегись, берегись, человек, моей любви!

 

А за спиной протопопа вспыхнул огонь и в третий раз раздался тот же глас. Обернулся протопоп и снова узрел самого себя посреди огня. Закольцовывал, закрывал в себе огонь Того Аввакума. Кающийся, исповедующийся был Тот Аввакум, с двуперстием, поднятым вверх:

– Слабоумием объят и лжою покрыт есмь, братоненавидением и самолюбием одеян, во осуждении всех человек погибаю!

И молился, прощал другой, смиренный:

– Не нас ради, не нам, но имени своему славу Господь даёт. А я, грязь, что могу сделать, аще не Христос? Плакать мне надобно о себе.

 

Ушло и это знамение, и молча стал рыцарь-странник раскрывать иные дивные картины. Выходило к нему, одна за другой, много прелестных незнакомок. И каждой рыцарь воздавал, то выпуская поющих птиц, то осыпая цветами, извергшимися из уст его. И наконец повёл он Невесту в Божий Храм. Кротка как голубица была Невеста, и прелестна такой же кроткой красотой. И не довёл до Храма свою Невесту Рыцарь. Ибо растаяла она, стала просто ветерком. Понял священник, что это душа была, не плоть.

И пошёл дальше странник-рыцарь, и увидел Аввакум, что было дальше с плотью. Увидел, что в России той, осквернённой, возрождённой, захламлённой всё продолжался ход времён, и выходили одни люди из тумана, другие выползали, как крысы из щелей, третьи бежали с воплями, четвёртые снисходили тихо и светло. Были здесь пьяные и развесёлые, воры и ушкуйники, блаженные и святые. И числом набралось их двенадцать.

Шли они все на север, сквозь пургу и ветер. И проступил из тьмы гигантский город из каменных храмов и дворцов. Чёрный и очень холодный с виду город. И появился странный человек с большим красным флагом впереди. И хотя вместо венца тернового на чело его кто-то возложил венок из роз, Аввакум узнал в нём своего Господа, Христа.

 

Прошла и эта богомерзкая сцена, и увидал Аввакум, что за ней стоит. Рыцарь вдруг обратился в старца и облачился в смиренные, схимные одежды. Ничего уже гордого, благородного не было в облике его. Не обратился сей старец ни в демона, ни в херувима, а шёл по земной юдоли обыкновенный человек.

А привела тропа этого уставшего, согбенного человека к обыкновенной стене. И кровью была заплёвана та стена. Увидел Аввакум знак сатанинский на стене – пятиконечную звезду. И только успела вспыхнуть мысль: «Вот плаха. Закономерно кончаются все дороги на Руси…», как грянул залп – и потухла последняя сатанинская сцена.

Подумал Аввакум: «Истинно ли, до конца пострадали мы за Русь? Истинно ли сатана был посрамлён?».

И не вышел уже к нему никто – ни апостол Андрей, ни Государь и ни Поэт. И не было ни единого слова в пустоте. В ужасе оцепенел Аввакум: «И это всё? И некуда далее идти?».

 

Но свершилось Его богомыслие под стать слезам священника: пропала мгла, и сошло прекрасное лето. Провела рука Божия по горизонту – и небо стало синь-синева, и леса-дубравы сочные, рассыпные, и речка, как серебро живое, и жёлтый, отмытый, нетоптаный никем песок.

Вспомнил протопоп, сколько читал о житии великомучеников, опять же, сколько раз представлял Спасителя: и как оболгали, и как смеялись, и как вели, и как прибивали ко кресту. А как испепеляюща была пустыня. А Голгофу видел раскалённо-чёрной. И лица все вокруг были чёрные, кроме Его.

Теперь по этой чистой нетоптаной дорожке к нему шли двое, отрок и отроковица. Шли они босые, одетые в простые холщёвые платья, и дорога их была среди хлебов рдяно-рыжих. Держались за руки двое и шли тихо, задумчиво, и было видно, что любы они друг другу и весь этот мир веселится, красуется для них одних.

Они подходили всё ближе к протопопу и, увидев его, улыбнулись. Аввакум, осмотревшись мельком, увидал себя в полном облачении сана, а позади его была церковка белая, чистая, и вышел он в день праздничный, благословлять.

 

 

 



 

[1] Окровавит её.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!