HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 г.

Виктор Сбитнев

Синдром Чапая. К чему приводит художника заигрывание с властью

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 31.05.2018
Иллюстрация. Название: «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» (1743). Автор: Джованни Батиста Тьеполо (1696–1770). Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

В своё время мудрый Солженицын, памятуя о людских слабостях, посоветовал всем нам, для очистки совести, хотя бы «не участвовать» в запущенном большевиками процессе подавления своего народа и обезличивания русской нации. Впервые он написал об этом ещё в эмиграционный период, но позднее не раз повторял уже в ельцинской России, поскольку «живая власть» у нас никогда не считалась с простыми гражданами, с их изначальным правом хранить и преумножать в человеке человеческое! Да, – рассуждал бывший узник ГУЛАГа, – не только на борьбу, но даже на неприятие неких «игровых» правил, диктуемых авторитарным режимом, способны далеко не все, однако абсолютно все способны на неучастие в этой заведомо ложной, безнравственной игре. Просто не участвуй – и ты уже сбережёшь свою бессмертную душу, не испачкаешь их краплёными картами своих чистых рук. Но куда там! Нынешняя официальная доктрина буквально подталкивает интеллигенцию хотя бы к опосредованному участию в размывании общечеловеческих ценностей.

 

 

Особенно досадно, что первыми слабину дают аккурат «представители совести нации». Сегодня это, прежде всего, известные российские актёры и режиссёры, деятели искусства, известные спортсмены и журналисты (вместо некогда почитаемых писателей). Только что российское ТВ воспроизвело фрагмент встречи народного артиста Александра Калягина с народным президентом Владимиром Путиным. Первый характерным заискивающим голоском просил у второго «назначить» 2019-й год Годом театра, на что второй ответил вежливым согласием. И что тут с нынешним театральным лидером и худруком в придачу сделалось! Словно вспомнив советскую молодость и дебют в михалковском «Свой среди чужих…», он прямо-таки по Станислав Сергеевичу стремглав перевоплотился из сановного представителя российского театрального мира в слащаво-льстивого Ванюкина. Спрашивается, а можно было обойтись без лести и самоуничижения? То есть, выражаясь по-солженицынски, не участвовать? Конечно, можно. Даже нужно! Фигуры-то, по большому счёту, равновеликие. Но… без заискиваний Калягину уже никак, ибо председатель Союза театральных деятелей привык существовать в соответствующей его положению стилистике взаимоотношений. То ли отрабатывает уже данное, то ли тщится заработать нечто большее? Здесь, в провинции, уже не разобрать, ибо нам на театральные подмостки «Et Cetera» не подняться: и ехать далеко, и работа не пускает, и денег в семье – на куриные потроха с макаронами да на дорожающий каждый день бензин, необходимый для регулярной езды на садовый (кормовой!) участок. Поэтому смотрим на Калягина, как на Ванюкина, то в режиссёрской работе Михалкова, то в президентской – Путина. Как недавно сказал мой не обременённый эзоповскими изысками престарелый дядька из новгородской деревни: «Спектаклев евоных мы николи не увидим, а как он унижацца, бл…, в Кремле, наблюдат вся Расея!».

Никита Сергеевич, конечно же, упомянут здесь неслучайно. И о нём в заключение пойдёт разговор особый. А в своём фильме он, молодой красавец, играл бандита-романтика, мечтающего о беспечной жизни в некоем южном отечестве, среди страстных нимф и верных нукеров. А потому и с властью он общается при помощи разного рода романтических уловок и патриотических пассажей. Первые сполна реализованы им на посту руководителя отечественной кинематографии (львиная доля отпущенных на кино денег!), а вторые продолжают обильно плодоносить в рамках российского новостного телеканала. В «Бесогоне», несмотря на заявленную общероссийскую злободневность, в сущности, не раскрыто ни одной действительно ныне больной темы: то угробленный в девяностые флот, то ельцинский дворец в Екатеринбурге, то какие-то неосторожные фразы Ксении Собчак, а теперь вот ещё и ущербная диссертация её мамы-сенатора госпожи Нарусовой. И, в принципе, вся эта якобы общественно-значимая передача работает исключительно на власть, в том числе и на надёжно сидящих в ней бесов. Не знаю, справедливо ли сравнивают Михалкова-режиссёра с Михалковым-поэтом, но схема «восхождения к процветанию» отца и сына примерно одна и та же: сначала филигранный по остроумию «Дядя Стёпа» – потом патриотический «Союз нерушимых…» в первом случае, сначала глубочайшая по лиризму «Урга» – потом патриотический же «Бесогон» – во втором. Комментировать причины появления патриотизма нынешнего – долгое и скучное занятие, да и точнее Салтыкова-Щедрина всё равно не скажешь: «Опять на патриотизм напирают! Видимо, проворовались…». Не нравится сатирик Салтыков, можно почитать у всегда серьёзного Льва Толстого: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём не что иное для правителей, как орудие достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти.

Последнее время на означенном поприще своих старших товарищей явно догоняют и их не менее талантливые коллеги и ученики – такие, например, как Евгений Миронов. Сыграв в отечественном кинематографе поистине знаковые роли, Евгений Васильевич по праву был отмечен как в России, так и на Западе многочисленными жюри и призами зрительских симпатий: от «Хрустальной Турандот» до «Золотого орла», «Ники» и ТЭФИ. Но несмотря на то, что не раз констатировал свою аполитичность и заявлял о членстве разве что в партии защиты животных, он ещё в 2012 году снимается в агитационном ролике в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина, а спустя несколько лет получает из его рук орден «За заслуги перед Отечеством». Сегодня прима знаменитой «Табакерки» руководит Государственным театром наций и неизменно присутствует на всех встречах президента с творческой интеллигенцией. Или, говоря на языке пресс-секретаря Дмитрия Пескова, входит в кремлёвский пул. Приличествует ли это актёру, блистательно сыгравшему в спектакле опального Кирилла Серебренникова двуличного Иудушку Головлёва, остаётся лишь догадываться.

Пожалуй, ещё искренней уважает власть наш замечательный танцор Николай Цискаридзе, также имеющий в своём активе все мыслимые российские и международные премии. До 2013 года вся его жизнь так или иначе была связана исключительно с искусством. Но тут он подписывает коллективное письмо деятелей культуры недавно избранному президентом В. В. Путину с просьбой об отставке главы Большого театра А. Иксанова и о назначении на этот пост… себя любимого. В это же время вспыхивает скандал и вокруг художественного руководителя Большого Сергея Филина, которому плеснули в лицо концентрированной кислотой. Всё это суммарно приводит к тому, что Большой от услуг Цискаридзе отказался. Однако власть это не смущает, и в нарушение правил Устава министр культуры России Владимир Мединский представляет коллективу Академии русского балета вчерашнего солиста Большого как нового ректора Академии. Начинается новый скандал, но через год кандидатуру Цискаридзе всё же продавливают. И так уж совпало, что примерно в это же время Цискаридзе вновь подписывает обращение деятелей культуры РФ к президенту: на сей раз – в поддержку политики Путина на Украине и в Крыму. И далее, естественно, выдающийся артист балета и ректор балетной академии становится членом инициативной группы по выдвижению президента России Путина в президенты на новый срок (когда эти строки были написаны, российский телеканал сообщил о новой государственной награде, которой только что удостоен Цискаридзе). Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы здесь ведём совершенно не к тому, что у нас неквалифицированная власть, не тот президент и неправильная политика. Отнюдь, мы о самой априори аполитичной общественной «прослойке» – творческой интеллигенции, которая со времён римских императоров мечтала лишь об одном: свободе творить и вдохновлять своим творчеством свободных граждан. Кстати, именно за неумелое заигрывание с властью ровно век назад другой глава России, так сказать, предшественник Владимира Путина – Владимир Ульянов-Ленин назвал российскую интеллигенцию, прошу прощения… «говном».

С некоторых пор активно стал уважать власть и бывший хулиган, которого до поры изгоняли отовсюду за плохое поведение и конфликты с педагогами. Это неподражаемый Владимир Машков, недавно расставшийся с очередной женой и утверждённый художественным руководителем Театра Олега Табакова. У него, внешне простого и даже несколько стеснительного, наградной иконостас, пожалуй, ещё богаче, чем у «умника» Евгения Миронова. Он, не мудрствуя лукаво, сразу вступил в «Единую Россию» и стал сначала делегатом её съездов, а затем и доверенным лицом президента Владимира Путина на время предвыборной кампании. Заметим лишь, что образы, созданные этим замечательным актёром, совершенно не вяжутся с его, так сказать, общественно-политическим лицом. И вор, и Пугачёв, и честный мент Гоцман не гнули шеи перед официозом ни в каком виде! Может быть, со стороны Машкова это всего лишь тренинг мастерства перевоплощения? Ибо под «фактурное» определение Владимира Ильича он совершенно не подпадает! Куда ближе к последнему образы, созданные, например, Олегом Басилашвили. Но тот хоть и «заразился» перестроечной горячкой, но, честно дойдя до депутатства, быстро всё понял и, вспомнив Пушкина, окончательно уяснил: творчество и служение режиму – две вещи несовместные! Сомневаюсь, что возмужавшие в постсоветском пространстве и воспитанные «обществом потребления» таланты в принципе способны воспринимать классику как «школу жизни» и, читая знаменитый монолог Гамлета (Е. Миронов), для себя любимых всерьёз выбирать вариант «Не быть!».

Впрочем, именно так поначалу пытался поступить всегда необыкновенно искренний Сергей Безруков. Он, хоть и член «Единой России» аж с 2002 года, но в 2012 году сниматься в пропагандистском ролике в поддержку Владимира Путина на выборах президента России отказался. Но к 2014 году в его мировоззрении, видимо, произошёл перелом, и 11 марта он подписывает Обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики президента России по Украине и Крыму. СБУ, естественно, вносит его в список деятелей культуры, действия которых создают опасность национальной безопасности Украины. В это же время он становится художественным руководителем Московского губернского театра, а позже – доверенным лицом Владимира Путина и членом выдвинувшей его кандидатом в президенты инициативной группы. Необходима ли эта общественная и политическая конъюнктура творцу, блестяще сыгравшему таких независимых художников, как Александр Пушкин, Сергей Есенин, Моцарт, Сирано де Бержерак, Владимир Высоцкий? Я не говорю уже про заложника абсолютной истины Иисуса (Иешуа Га-Ноцри) и мятежных генерала Каппеля и Бориса Годунова. Говорят, что преданные искусству люди поступают так для того, чтобы, возглавив театр, свободно ставить на сцене то, что угодно душе и творческому воображению. Вот только и Пушкин и Высоцкий за эту свободу творить платили… и, прежде всего, отстранённостью от конъюнктуры: «служенье муз не терпит суеты!» или «Я не люблю холодного цинизма»… А политика – это, увы, всегда суета и цинизм! И ещё биографы Безрукова сочли необходимым особо отметить, что он многократно подавал судебные иски на СМИ, которые без его согласия публиковали и публикуют о нём и его семье разного рода частную информацию. Но всякий раз суды отказывали ему в удовлетворении заявленных исков, мотивируя это тем, что распространение в СМИ подробностей частной жизни публичного лица «обусловлено той ролью, которую указанные лица играют в общественной жизни, и тем влиянием, которое их поведение оказывает на формирование ценностных ориентиров и стиля жизни общества». Иными словами, судьи если и не упрекают, то практически констатируют факт непонимания знаменитым актёром той ответственности, которую накладывает широкая известность в обществе. Видные люди имеют не только права – скажем, безбедно жить, легко перемещаться по миру, максимально удовлетворять свои духовные и материальные потребности, но и обязанности. И вот когда последнее понимается личностью либо недостаточно, либо несколько искажённо, с излишней долей субъективизма, ей по факту начинает интересоваться пресса. Это вовсе не означает, что актёр ведёт некий асоциальный образ жизни. Отнюдь. Он просто чересчур заметен на некоем общем, относительно стандартном человеческом фоне. И эта заметность вполне способна на формирование новых поведенческих стандартов, что и вызывает закономерную озабоченность, если не сказать тревогу общества.

Я не стану утяжелять выше приведённый, так сказать, демонстрационный ряд комментариями политических амбиций известных музыкантов, журналистов и спортсменов. Их фамилии у всех на устах, нынче они депутаты парламента или сенаторы, работают в правительстве или в общественной палате, возглавляют государственные фонды или иные околовластные образования. Многие живут сразу на несколько стран, имеют в тех же США или Великобритании солидную недвижимость и платят по месту работы (или платили!) огромные налоги, учат там своих детей, страстно разделяя при этом ежедневно вбиваемые малоимущему «плебсу» расхожие лозунги о российском патриотизме. Словом, хорошо устроились ребята! Весь вопрос в том, а как это у них всё так ловко получается? Или истинно талантливый человек талантлив абсолютно во всём? Ну, если, например, борец классического стиля Александр Карелин три раза выигрывал Олимпиады и девять раз – чемпионат мира, то ему не грех и пять сроков в Госдуме заседать? Кому-то ведь надо напрягать не только бицепсы, но и мозги над принятием столь необходимых беднеющим и нищающим россиянам законов! Только вот знаком ли он с нынешними превратностями этой, давно далёкой от него жизни? То же самое можно сказать о наших «многократных» фигуристках, конькобежках, прыгуньях и прочих очень умных и заслуженных мастерах нашего продвинутого спорта, привычных к дисциплине и подчинению: нужен президенту и правительству какой-то закон «по ситуации» – нынешняя «правильная» дума всегда проголосует «при одном воздержавшемся». Возьмите, к примеру, партийного журналиста Петра Толстого! Не успели западные ненавистники России надлежащим образом сформулировать свод ограничений на поставку в Россию своих «продвинутых» лекарств, как он молниеносно предложил «избирателям» лечиться корой дуба (министр здравоохранения Скворцова – травками!). А в качестве стимулирующей подоплёки общественно-политических «вечеров» таких господ телеведущих, как Соловьёв с Киселёвым, следует просто обнародовать их гонорары и появившуюся у них за последние годы недвижимость. Думающие и совестливые люди этой пропагандистской похлёбкой давно брезгуют, как, впрочем, и утомляющими своей безыскусной назойливостью и долготой эфирами первого канала, пронизанными патологией поисков врагов России даже там, где их по определению нет и быть не может. Но вернёмся, как обещано, к российскому режиссёру №1 Никите Михалкову.

Когда анонсировали его последний «Бесогон», я даже хотел пересмотреть свой подход к нему как к «образцовой конъюнктуре», но, слава богу, успел его посмотреть днём четвёртого мая! «Слава богу», потому что пятого и шестого мая его, как было ранее обещано, не повторили. И у так и не посмотревших может сложиться впечатление, что в режиссёре наконец-то восторжествовал художник и правдолюб. Однако это не так! Не повторили его не поэтому, а, полагаю, в полном соответствии с моралью одного простецкого анекдота про Василия Ивановича Чапаева, которого природная изворотливость скрутила столь хитро, что он в результате укусил собственную, извиняюсь, задницу. Вот и здесь, та же «неслыханная простота»! Сначала, как было заявлено, Никита Сергеевич с пафосом и свойственной крупному таланту проникновенностью читает эмоциональные отклики на свою передачу о причинах кемеровской трагедии. Откликов, по его словам, пришло что-то около трёх тысяч, и практически все они были в поддержку позиции автора, который одной из причин случившегося обозначил ненадлежащее состояние МЧС и, если угодно, непрофессионализм и безответственность главы министерства генерала Пучкова. На вопрос корреспондента «Бесогона», станет ли министр подавать на передачу и её создателей в суд, Пучков ответил, что ему не досуг, поскольку он-де смотрит с маленьким ещё сыном «Гарри Поттера», которого многие дети считают чуть ли не своим соседом. Почему? Очень сильная режиссура, – делится своим впечатлением генерал с режиссёром Михалковым, – и, между прочим, небольшой бюджет. Кстати, намёк весьма неглупый и вполне справедливый. Но создатель «Бесогона» слышит ровно то, что ему необходимо для стройности своей вдруг озарившей его концепции: «Синдром Гарри Поттера»! И вот тут пошли наводки теней на плетень. Суть их проста и агрессивна: министру МЧС говорят о сгоревших людях, десятках в муках умерших детей, а он – на это – про какого-то там придуманного Западом придурка! В самом деле, об этом можно лишь мечтать! Ведь теперь позволительно и не искать истинных, глубинных причин произошедшей трагедии, которые, безусловно, лежат в самих основах российской системы правления. Тем более что и пожар этот далеко не первый, и даже не второй, и не третий. А были ещё многочисленные системные трагедии на воде и в воздухе! Но мостик перекинут, и Никита Сергеевич, буквально захлёбываясь от энтузиазма, начинает прилаживать этот самый «синдром» к мотивам происков западных лидеров: Мэй, Макрона, Трампа. Оказывается, они буквально как две капли воды похожи на российского министра Пучкова, который в ответ на конкретные вопросы несёт какую-то необъяснимую элементарной логикой околесину. Терезу Мэй спрашивают о наличии российского следа в деле отравления Скрипалей, а в ответ – нечто невразумительное про советские разработки тридцатилетней давности, то есть элементарный «Гарри Поттер»! Трампа пытают на предмет конкретных доказательств вмешательства России в американские выборы, а он мямлит нечто малопонятное про смену госсекретаря и необходимость увеличения ассигнований Пентагона. «Опять Гарри Поттер!» – констатирует вдохновлённый чужими нестыковками режиссёр. Что уж тут говорить про суетливого мальчишку Макрона, которому при встрече американский президент указывает на непозволительную перхоть на пиджаке?! Этот об антироссийских санкциях рассуждает, как о нарядах в парижском магазине. А его предшественник Николя Саркози вообще… вместо того, чтобы отдать взятые у президента Ливии под выборы миллионы, начинает последнюю бомбить… То есть в Западной Европе мы имеем «синдром Гарри Поттера» в квадрате! Никаких конкретных объяснений ни Пучков, ни лидеры западных стран в равной степени так и не дали. И невольно (а может быть, специально, преднамеренно?) своего весьма доверчивого зрителя «Бесогон» подводит к поистине бесовскому выводу: в бездействии пучковского ведомства повинны лидеры западных стран, а вовсе не непосредственные начальники министра! Более того, Михалков зачитывает один из зрительских откликов, в котором бывший сотрудник МЧС с ностальгией вспоминает времена, когда министерством руководил Сергей Шойгу: и зарплаты были выше, и техника новее, и штаты укомплектованы… Словом, никакого сравнения с тем, во что превратил свою «чрезвычайную структуру» поклонник западника Гарри Поттера нынешний российский министр Пучков. Интересно, а что во время просмотра пришло на ум самому Шойгу, который наверняка рекомендовал на освобождаемый им пост кандидатуру Пучкова? Или непосредственному начальнику министра, главе российского правительства Дмитрию Медведеву? Да и у президента России, наверное, возникли на предмет верноподданнической концепции некоторые сомнения, типа: а может, всё-таки синдром-то – какого-нибудь российского Дурачка, а не умника Гарри? Ну не на парашюте же с невидимого радарами «Стэллса» спустился Пучков в своё министерство?! А, между тем, Михалков столь увлёкся универсализмом своей концепции, что махом подверстал под неё и маму «разоблачённой» им в прошлом году Ксении Собчак, сенатора от Тывы госпожу Нарусову. При этом он убил сразу двух зайцев: удовлетворил свой инстинкт мстительности и злопамятства и, так сказать, реабилитировал незаслуженно ущемлённого в Совете Федерации министра культуры Мединского, который имеет прямое отношение к распределению денег на съёмки фильмов. К слову, пресловутую докторскую диссертацию министра культуры, на которую напала всегда скучно-вторичная Нарусова, Михалков «реабилитировал» по примитивной схеме «сама дура». Для этого было вполне достаточно процитировать один из отрицательных отзывов (скорее всего, специально заказанных!) на кандидатскую диссертацию самой Нарусовой. Райкин о таких вот согражданах сказал на века: «Ну и дураки же вы все!».

Остаётся ответить на вопрос: если «Синдром Гарри Поттера» столь откровенно работает на власть, так за что же его сняли с повтора? Об этом, кстати, с многозначительной улыбкой во взгляде спросил телезрителей и сам создатель «Бесогона». Во-первых, как я уже заметил выше, на сей раз Михалков переусердствовал с подхалимажем. То есть нарушил незыблемый философский и этический Закон Меры. Разумеется, он прекрасно осознал, что в новом правительстве нагрешившего на всю страну министра Пучкова скорее всего не будет, да и сам Путин не жалел последнего на «разборе полётов» в Кемерово. Эту трагикомическую сцену наблюдала вся страна. Да, он не стал искать серьёзных причин внутри страны, но перевёл стрелки совсем не туда, и получилось совсем уж как во времена молодости Михалкова старшего: одним из самых оперативных министерств России руководит чуть ли ни американо-английский шпион! Во-вторых, члену Совета Федерации России Нарусовой тоже не с руки страдать «синдромом Гарри Поттера», ибо она – родная мать недавнего кандидата в российские президенты и вдова бывшего шефа президента нынешнего. Ну, и, в-третьих, целесообразно ли шестого мая показывать «Синдром Гарри Поттера», если седьмого инаугурация? Тут, чего доброго, и на Самого недобрая тень ляжет?! Словом, всё, как в анекдоте про перехитрившего самого себя Чапая: если очень долго ловчить, считая всех вокруг глупцами и простофилями, если, уповая на собственную безнаказанность, кусать всех налево и направо, то в конце концов вопьёшься зубами в собственный зад. Синдром Чапая, короче. И вот он, что особенно прискорбно, имеет прямое отношение и к творческому процессу. Сами творцы ещё в давние времена заметили: заигрывание художника с властью, творческая осторожность, конъюнктура, постоянная ориентация на выгоду, карьерный рост и материальное благополучие губительны для истинного искусства! Последние режиссёрские работы Михалкова тому красноречивое свидетельство.

 

 

 

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.06: Игорь Литвиненко. Сделай добро и брось его в воду (эссе)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!