HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Любовь Шифнер

Размышления о вере и религии

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Карина Романова, 28.01.2010
Оглавление

2. Часть 2. Звезда Вифлеема.
3. Часть 3. Все крещены, кто от меча не пал.
4. Часть 4. За кулисами истории.

Часть 3. Все крещены, кто от меча не пал.


 

 

 

В 395 г. произошло политическое разделение Римской империи на Западную и Восточную /Византию/ сыновьями римского императора Феодосия. Первоначальное намерение сохранить юридическое единство империи не претворилось в жизнь. Византия превратилась в феодальное государство, которое ещё просуществовало тысячу лет. Исторические процессы в Западной империи, сопровождаемые войнами, переворотами, восстаниями и, в конце концов, крушением рабовладельческого строя привели к ослаблению и краху когда-то могущественного государства. Противоречия и разногласия в Христианской Церкви не затихали, Римские папы боролись за власть, и требовали от всех Церквей беспрекословного подчинения, но Константинополь объявил о своей независимости. «Рим наполняли тысячи безработных бродяг, живших за счет подачек и проводивших дни в цирке. Любовь к кровавым зрелищам возрастала, свидетельствуя о полном крахе культуры и все большем одичании людей. Римляне игнорировали воинскую повинность, армия разлагалась », – писал А. Мень в своих исторических исследованиях. И неслучайно в 410 году войска Алариха, вождя и первого короля вестготов, принадлежащих к роду Балтов, вошли в Вечный Город и разграбили его. Чтобы удалить вестготов из Италии, римляне пошли на уступки завоевателям. Варвары не только нанимались на службу империи, что практиковалось с IV века, императоры согласились на создание полусамостоятельных варварских государств на своей территории. Так, в 418 году вестготы во главе с королем Теодорихом получили для поселения Аквитанию – юго-западную часть Галлии /Франции/. Постепенно на развалинах Западной Римской империи начали возникать новые государства.

 

Но Христово Учение Христа продолжало проповедоваться миссионерами по всей Европе и в средние века достигло северной Африки. Языческие храмы разрушались или переоборудовались под христианские. С горечью обратился знаменитый софист-язычник Либаний к Византийскому императору: «За счёт чужих бедствий роскошествуют те, которые, как они утверждают, угождают своему Богу бедностью». Александрийский епископ Феофил вдохновил толпу фанатично настроенных христиан разрушить храм Сераписа и сжечь Александрийскую библиотеку.

Священное Писание распространялось не только словом, но и мечом. Особенно преуспел на этом поприще Мартин из Тура. Монахи под его руководством разрушили и сожгли множество языческих поселений. Правитель Византии Юстиниан (483-565) указал, что «справедливо лишить земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу». А о еретиках он говорил: «С них достаточно и того, что они живут!»

 

«На протяжении последующих веков христианскому миссионерству будет сопутствовать практика крещения «огнем и мечом», – констатирует Протоиерей Мень. Таким же способом крестил народы Европы Карл Великий (742-814). Приняв на себя миссию «защитника Церкви», он начал опустошительные войны и подчинил себе всю Италию до Рима, Германию и Францию. Известна «Песня о Роланде», в которой есть слова, что после похода Карла «язычников там больше не осталось. Все крещены, кто от меча не пал». Карл позаботился и о церковной казне – всё население было обложено церковной десятиной. После смерти Карла его империя распалась. Римская Церковь лишилась защиты. «Священный престол стал местом столкновения интересов феодалов в борьбе за власть и влияние. Это привело к резкому падению нравов высшего духовенства, усилению коррупции», – рассказывает А. Мень в «Истории религии».

 

Разное отношение верующих к поклонению иконам и священным реликвиям тоже провоцировало столкновения между ними. Византийский император Лев III (ок. 680–741) был инициатором преследования за иконоборничество. Несмотря на ожесточённую борьбу против таких проявлений веры, иконы и реликвии остались в Христианской Церкви и до наших дней. «Сколько их, этих ризниц, где вы увидите лоскутки платья Девы Марии, засохшие капли ее молока, перхоть с ее волос! И разве не в церкви Пюи-эн-Велэ до сих пор бережно сохраняется как святыня кусочек крайней плоти Ее Божественного сына? [...] Я мог бы привести вам еще двадцать подобных примеров. Покраснейте и попытайтесь исправиться!» – писал писатель-просветитель Вольтер.

К концу первого тысячелетия, согласно Откровению Иоанна Богослова, верующие христиане ожидали конца света и второго пришествия Христа. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей» / Откровения Иоанна 20:7/. «И кто не записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» /Откровения Иоанна 20:15/. И хотя Иоанн предсказал, что только сто сорок четыре тысячи человек спасётся из всех колен Израилевых /Откровения Иоанна. 7:4-8/, каждый верил, что именно он входит в их число. Толпы бродяг и странствующих проповедников скитались по Европе. Условия спасения выдвигались непростые: «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним, у которых имя Отца Его написано на челах. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» /Откровения Иоанна 14:2, 4/.

 

А в это время папа Григорий VII пытался поднять римский престол на прежнюю высоту и добиться беспрекословного подчинении государей Европы святому престолу Рима. Разными способами: грабежами, убийствами, поджогами добился папа принятия священниками обета безбрачия. «Цель оправдывает средства», – любил повторять этот церковный деятель.

 

Рим и Византия, несмотря на общую христианскую веру, постоянно конфликтовали между собой. Причины были и политические, и церковные. Восточная Церковь не желала подчиняться Западной. Разница в церковных обрядах и проведении богослужений тоже приводила к конфликтам. Церковные власти Востока и Запада не могли прийти к согласию даже в проведении больших христианских праздников – Пасхи и Рождества Христова. До сих пор эти праздники отмечаются у восточных и западных христиан в разное время. Раскол Христианской Церкви наметился ещё в V веке, а в 1054 году завершился. Христианство разделилось на две Церкви: западную – Католическую и восточную – Православную. Обоюдными анафемами было ознаменовано это событие. А. Мень с горечью размышляет об этом: «По-видимому, вина в равной степени лежала на обеих сторонах, точнее говоря, на Церкви в целом, – так её деятельность очень часто не имела ничего общего с евангельскими призывами».

 

Второе тысячелетие было ознаменовано многочисленными крестовыми походами западноевропейских рыцарей против язычников и мусульман, а также против религиозных еретических течений. Огромный крест, пришитый на одежде рыцарей, был символом борьбы за дело Господнее. «Воины креста» не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Наградой за такую службу было обещание прощения всех земных грехов. Папа Римский Урбан II оказался вдохновителем первого крестового похода по освобождению Святой Земли в 1095 году. «Воины креста» и здесь отличились крайней жестокостью. Сотни тысяч мусульман, иудеев и восточных христиан были безжалостно истреблены. Иерусалим с переменным успехом переходил от крестоносцев к мусульманам. И только в 1244 году Святой город был освобождён от ставленников католической церкви воинами египетского султана Наджмуддина Айюби. Крестоносцы не пожаловали и восточных христиан. В 1204 году Константинополь пал под их натиском. Многочисленные жертвы среди населения, разграбленные православные храмы, разрушенные памятники античного искусства явились результатами разгула крестоносцев. И только в 1261 году, благодаря поддержке турок, византийцы вернули себе Константинополь. Конфликт между двумя Церквями ещё более обострился.

 

Крестовые походы были также тесно связаны с инквизицией, мрачной страницей истории христианства. Фраза архиепископа герцога Нарбонского Арно Амори «Убивайте всех, Господь узнает своих» поражает своим цинизмом. Так напутствовал «духовник» воинов перед осадой Безье, где находились члены секты катаров.

Недовольство Христианской Церковью возрастало не только в среде простых людей, но и священников. Появлялись оппозиционные течения, из которых формировались секты. Папство требовало от епископов выявлять и судить «еретиков» и передавать их дела в суд так называемой «святой инквизиции». «Суды Божьи» позволяли определять невиновность подозреваемых пытками огнём, водой и другими болевыми приёмами. После «признания» осуждённых ждал костёр.

 

Деятельность инквизиторов поощрялась: годовым жалованием или частью конфискованного имущества. В качестве инструкций по выполнению своей «святой» работы, инквизиторы использовали слова из Ветхого Завета: «Если, – поучал бог своих последователей в Ветхом завете, – будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Втор. 13:8-9).

Пользовались уважением у инквизиторов следующие пособия: «Практика инквизиции» Бернара Ги (1324) и «Молот ведьм» Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487). В 1598 г. сицилийский инквизитор испанец Луис Парамо с гордостью написал о своей деятельности: «Инквизиторы, следуют точно такой же процедуре, которую они переняли от самого бога. Иисус Христос был «первым инквизитором» Нового Завета. После Иисуса Христа св. Петр, св. Павел и другие апостолы занимали должность инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам».

 

Методы «священного» трибунала не разглашались. Присягу об этом давали и судьи, и их жертвы. В противном случае и тех, и других ждало суровое наказание. Папская канцелярия боролась помимо «ересей» с «ведовством» («охотой на ведьм»). Тысячи людей, обвинённые в этом грехе, были отправлены на костры инквизиции.

Испанский философ X . Л. Вивес в начале 16 века написал Эразму Роттердамскому: «Мы живем в столь тяжелые времена, когда опасно и говорить, и молчать». Святые отцы не щадили и произведения искусств. Книги неугодных авторов уничтожались. За чтение и распространение работ Бартоломе де Лас Касаса, Рабле, Оккама, Савонаролы, Абеляра, Данте, Томаса Мора, Гуго Гроция, Овидия, Бэкона, Кеплера, Тихо де Браге и многих других выдающихся писателей и ученых грозила смертельная кара. Чистке подвергались публичные и частные библиотеки. Исключение не делалось даже высокопоставленным лицам. Расправа над учёными Джордано Бруно (1473-1543) и Галилеем (1564-1642) – ещё одно свидетельство преступной деятельности инквизиции против идей просвещения.

 

Но заглушить научные идеи невозможно. С трудом пробивались ростки просвещения сквозь заросли церковной цензуры.

 

Римский Папа Иоанн Павел II (1978–2005) пересмотрел историческое значение инквизиции. Он стал первым из руководителей Католической Церкви, осудившим деяния инквизиции. По его решению в 1992 году был реабилитирован Галилей, а в 1993 – Коперник. От имени церкви Иоанн Павел II принёс извинения за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.

 

 

*   *   *

 

Деяния Западного Христианства не прошли бесследно для самой Церкви. Росло разочарование и недовольство не только среди простых христиан, но и в среде священнослужителей. Всё чаще звучали призывы о реформации Церкви. Для борьбы с подобными настроениями римский папа Павел III учредил в 1540 году «Общество Иисуса» или орден иезуитов, деятельность которого продолжается и в наше время. «Вы должны называть белое черным, если так решит Церковь», – эти слова были напутствием в деятельности иезуитов. История показала, что члены Ордена успешно претворяли это напутствие в жизнь. Первым руководителем могущественной организации был Игнатий Лойола, в прошлом солдат, а впоследствии священник. «Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Всё же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает», – рассуждал Лойола. Власть любого члена Ордена была выше власти епископа. Обширные владения и богатство получали они от Ватикана за свою службу.

 

Тем не менее, раскол в Католической Церкви произошёл. Вдохновителем его стал немецкий учёный-богослов Мартин Лютер (1483-1546). В обращении «К христианскому дворянству» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Лютер критиковал духовенство за связь с властными структурами, требовал отменить посредничество священников между человеком и Богом и призывал церковных служителей проводить с прихожанами лишь беседы о нравственности. Лютер был уверен, что для богослужения необходимо перевести Священное Писание на родной язык, что он впоследствии и сделал. Такие воззвания были не угодны Ватикану, и Лютера отлучили от Церкви. Великий Реформатор привёл своих сторонников к созданию новой Церкви, которую впоследствии назвали Протестантской или Лютеранской. Обновлённая Христианская Церковь ничего не меняла для простых граждан, кроме упрощения обрядов. В ответ на крестьянское восстание с требованием отмены крепостного права Лютер написал воззвание «Против разбойничьих крестьянских шаек», в котором рекомендовал: «Власти должны гнать чернь, душить, вешать, жечь, обезглавливать, колесовать, чтобы вселить в народ страх и удержать его в узде».

 

Реформаторская деятельность Лютера послужила мощным толчком к оживлению сектантства. И стоят великолепные храмы, украшенные золотом и прекрасной старинной иконописью почти полупустые. А баптисты, адвентисты, пятидесятники, меннониты и многие другие христианские общины строят молельные дома и величают себя евангелистами. Каждое такое братство по-своему трактует Священное Писание и считает себя ближе всех к Истине и Богу, но всем им свойственна категоричная нетерпимость к инаковерующим. Совет старейшин осуществляет контроль над своими братьями и сёстрами во Христе, утверждает их выбор партнёра для заключения законного брака. В большинстве общин запрещено смотреть телевизионные передачи. Список книг для чтения тоже контролируется руководством. Чаще всего это рассказы звёзд эстрады и кино, имена которых почему-то не известны широкой публике. Встречаются повествования бывших наркоманов и алкоголиков. Всех этих «страдальцев» объединяет финал: после разгульной жизни они обратились к Христу и встали на праведный путь. Такие «герои» охотно приезжают из России, Украины и других республик бывшего Союза в христианские общины, расположенные в европейских странах и в Америке. Срывающимся от рыдания голосом они призывают к необходимости покаяния и обращения к Господу. С подарками и материальным вознаграждением возвращаются гости на свою родину. Кассеты и CD с их рассказами распространяются среди «братьев и сестёр во Христе» и не бесплатно.

 

 

 


Оглавление

2. Часть 2. Звезда Вифлеема.
3. Часть 3. Все крещены, кто от меча не пал.
4. Часть 4. За кулисами истории.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!