Любовь Шифнер
Философское эссеОпубликовано редактором: Карина Романова, 28.01.2010Оглавление 3. Часть 3. Все крещены, кто от меча не пал. 4. Часть 4. За кулисами истории. 5. Часть 5. Что посеешь, то и пожнёшь. Часть 4. За кулисами истории.
Благая весть о Христе пришла на Русь в конце первого тысячелетия из Византии. Правители этой страны опасались растущей мощи Руси, так как её князья постоянно совершали грабительские набеги на богатую Византийскую империю. И, может, неслучайно в 860 году Византийский патриарх Фотий обратился к своим гражданам: «Народу возлюбленному и богоизбранному (теперь это уже были греки) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные оружия, а надобно овладеть... и господствовать над русскими с помощью всевышнего». Дальнейшие события подтверждают выполнение замысла Патриарха. В 886 году на Русь прибыл Митрополит Михаил, посланный императором Василием Македонянином и Патриархом Фотием. Об этом рассказывает Густынская летопись, на которую ссылается академик А. А. Шахматов. То есть, задолго до официального принятия христианства, которое осуществил князь Владимир в 988 году, на Руси был назначен Митрополит византийского происхождения. Этим объясняется крещение до Владимира его бабки, княгини Ольги, и древнего правителя Киева Аскольда. Летописный сборник «Повесть временных лет» является письменным памятником возникновения христианства на Руси. Первая редакция летописи была осуществлена в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая – игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году. Третий вариант летописи редактирован неизвестным автором в 12 веке, то есть во времена, когда Христианство на Руси уже было государственной религией. И не удивительно, что летопись (в переводе Д.С. Лихачёва) имеет определённый уклон в сторону почитания новой религии.
Начало повествования напоминает выдержки из книги Ветхого Завета: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфe т», от которых произошли все люди на земле, в том числе и славяне. Далее очень смутно и коротко, сообщается о корнях славянской нации, с осуждением её древних языческих обрядов. Ничего не говорится о строительстве древних славянских городов, таких как Новгород, Изборск, Ростов. Вскользь сказано о Кие, который обосновал Киев и правил княжеством в V веке. О потомках князя тоже умалчивается. Но много страниц летописи посвящено Моисею, еврейским пророкам и царям, а также Христу и его учению. И наконец, на примере князя Владимира летописец показывает, как может преобразиться язычник, благодаря крещению.
Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы Малуши. Но отец не обделил никого из сыновей. Новгород достался Владимиру, Киев –Ярополку, а Древлянская земля – Олегу. Через три года после смерти отца Великие князья начали междоусобные войны. В конечном итоге, Ярополк убил Олега, а Владимир разделался с Ярополком, взяв в жёны его беременную вдову, и в 980 году занял престольное место в Киеве. Историк Н. М. Карамзин отмечает: «Умелый правитель Владимир вёл разгульный образ жизни. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора». Исторические документы подтверждают такую характеристику. Приглянулась князю Рогнеда, княжна Полоцкая. Но не согласилась девушка выйти замуж за сына рабыни, и тогда рассвирепевший Владимир захватил Полоцк, убил родителей княжны, а её взял в жёны. Летописец продолжает: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки /вдовы Ярополка/, имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а, в конце концов, погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение!» Не успел Владимир догнать Соломона по количеству женщин, обращение в христианство остановило подвиги сластолюбца.
Прадед князя был легендарным Рюриком, который вместе с братьями и дружиной периодически наведывался за данью к славянам из северных чужеземных краёв: «В год 859. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».
Далее летописец рассказывает детективную историю возникновения земли Русской: «В год 862 изгнали варяг за море, и не дали им дани и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Из летописи следует, что новгородцы избрали в князья тех варягов, которые их регулярно грабили. Через два года Синеус и Трувор внезапно умерли, и Рюрик стал единственным правителем во вновь созданном государстве». Летописец продолжает: «И было у него /Рюрика/ два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьгород со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян».
Умирая, Рюрик передал бразды правления своему родичу Олегу, прозванному Вещим, и «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». Олег тоже оказался предприимчивым правителем, сразу присоединив Смоленск и Любеч к своим владениям. Далее летописец сообщает, что Олег с Игорем на руках пришёл к Киеву, хитростью выманил из города княживших там Аскольда и Дира, убил их, взял власть в Киеве, объявив его главным городом на Руси. «Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Смерть Олега оказалась загадочной, якобы от любимого коня, о чём нам поведал А.С. Пушкин в своём стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Князь Игорь продолжил дело, начатое предшественниками: воинские сражения, обложение податями побеждённых народов. За свою жадность князь и пострадал. Об этом рассказывается в летописи: «И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
Жена Игоря княгиня Ольга жестоко расправилась со строптивым народом: «раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», – повествует летопись. Княгиня Ольга долгие годы оставалась единоличной правительницей на Руси, так как её сын Святослав Игоревич постоянно участвовал в военных походах.
Известный историк В.О. Ключевский сомневается в факте приглашения рюриков на правление. В своей работе «Курс русской истории, Лекция IX » он сообщает: «в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством». Рассуждения Ключевского не лишены смысла. Какой же народ пожелает, чтобы им управлял чужеземец? Вообразить такое невозможно, а вот написать так, как это сделал с особым умыслом летописец, реально. О том же говорится в «Велесовой книге»: «Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его назад – туда, откуда пришёл», – призывали жрецы население. Но рюрики крепко обосновались на земле славян. Царствование их династии на Руси продолжалось до 1598 года
Существует много версий о принятии христианства Владимиром. Летопись рассказывает о сомнениях князя в выборе религии в качестве государственной. Великий князь понимал, что для укрепления своей власти надо объединить языческие верования разных племён единой верой. Вначале он организовал в Киеве святилище для богов восточных славян. Но желание взять в жёны византийскую принцессу Анну подтолкнуло Владимира принять христианское крещение, что он впоследствии и сделал. Возможно, были и другие причины для такого судьбоносного поступка. Это налаживание политических и экономических отношений с Византией, да и само христианство в качестве государственной религии, по всей вероятности, устраивало Владимира, как когда-то римского императора Константина.
Летописец с восторгом рассказывает, как проводил князь Владимир обряд крещения в Киеве, предварительно отдав Корсунь (Херсон) грекам в качестве выкупа за свою новую жену, царицу Анну. «И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Как можно было не подчиниться князю после такого воззвания. Летописец продолжает: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Весьма обнадёживающая молитва для грешников.
«Крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим», – свидетельствовал митрополит Илларион. Не везде крещение проходило так гладко, как описано летописцем в Киеве. В Якимовской летописи рассказывается, что новгородское население крестили силой. После тех кровавых событий появилась в народе поговорка: «Путята (тысячный Владимира) крестил мечом, а Добрыня огнём».
«Скоро знамения Веры Христианской, принятой Государем, детьми его, Вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России», – отмечает Н.М. Карамзин (том 1, гл. 9). Благодать пала на князя Владимира. После крещения и женитьбы на византийской царевне Анне, он отпустил своих прежних жён, выделив им поместья. После смерти Анны в 1007 году князь взял в жёны немку, внучку Оттона I Великого. Видимо, сработал зов крови предков. Следуя христианской заповеди «не убий», Владимир отменил смертную князь, что привело к увеличению разбоев на дорогах. По настоянию духовенства князь вернул прежние наказания для преступников. В летописи отмечается, что строительство церковных храмов и раздача милостыни стали любимыми занятиями Владимира, за что князь был причислен в 13 веке к лику святых Православной Церковью.
Не всё благополучно складывалось у князя со своими родными детьми. Шлейф прежних грехов рюриковичей следовал за их потомками. Деяния крещёных сыновей князя напоминают современный триллер.
Тем временем Ярослав развлекался в Новгороде: «было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их». Новгородцы восстали, перебили варягов, за что и были наказаны рассерженным князем. Но получив печальные известия о смерти отца и братьев, Ярослав пошёл на примирение с новгородцами. «На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О, милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя бороться!». И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка», – сообщается в летописи.
«Борьба между братьями с переменным успехом продолжалась в течение нескольких лет. В 1026 году Ярослав собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца. И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту. И начали жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», – с радостью сообщил летописец.
Но как он ошибался. Много кровавых междоусобных войн было впереди у потомков Святого Владимира. Судьба не пощадила рюриковичей. Правление этой династии закончилось убийством Иваном Грозным единородного сына Ивана и недолгим царствованием его младшего сына «блаженного» царя Фёдора Ивановича. По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен». Несмотря на большую религиозность, любил Фёдор смотреть кулачные бои и потехи с медведями, нередко с кровавым исходом для участников. Последний царь из рода Рюриковичей умер в 1598 г.
Оглавление 3. Часть 3. Все крещены, кто от меча не пал. 4. Часть 4. За кулисами истории. 5. Часть 5. Что посеешь, то и пожнёшь. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|