Владимир Соколов
Статья
Имея в виду, что первое – это индивидуальность На чтение потребуется 37 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf Купить в журнале за март 2015 (doc, pdf):
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
Попытаемся поподробнее разобраться с самим понятием «знать литературу». Что к этому не относится – понятно: изучение литературоведческих трудов (по большей части) и обобщающих курсов, всяких там «Историй русской литературы XIX столетия», а также забивание мозгов литературоведческими терминам: «романтизм», реализм», историческая поэтика», «метафорический ряд», «компаративистика», «орфопоэтика» и пр. А что относится – лучше пояснить метафорой, которая, как и всякая метафора, понятно, хромает, но без которой никак. Согласно этой метафоре литература представляется громадным зданием, состоящим из множества этажей, комнат, коридоров, подсобок, вентиляционных шахт, лестничных пролётов... Только называются они жанрами, композициями, стилистикой, образами, темами и мотивами, образами и персонажами...
Всё это здание опирается на фундамент: язык. Но не простой язык, а язык художественной литературы, то есть тот же самый язык, но слова, обороты, выражения, синтаксис специально отобраны и упакованы в особые формы для литературного употребления: метафоры, словесные формулы (скажем, надо говорить не «мужичонка с приветом, вечно дёрганый и оброс как Барбос, а Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженная речь И кудри чёрные до плеч»).
И вот всем этим конструкциям соответствует свой словесный набор, своя стилистика. Допустим, если Шекспир описывает слуг, то он не стесняется вводить в пьесы разговорную речь, перенесённую в текст прямо с улицы, а если говорят короли или размышляет принц Гамлет, то здесь наблюдается сугубо возвышенный стиль, и никогда не говорят прозой, а только стихом, хотя бы и белым. На этом контрасте разговорной и литературной речи построена одна из самых замечательных пьес Шекспира «Сон в летнюю ночь». Тот же контраст даёт немало забавных сцен в диалогах Санчо Пансы и Дон Кихота:
«Дон Кихот раскрыл записную книжку, и первое, что он там обнаружил, – это сонет... каковой он ради Санчо от первого до последнего слова прочитал вслух:
Зло и добро вовеки несовместны. Одно бесспорно: в гроб я скоро сниду, Затем что от недуга средства нет, Когда его причины неизвестны.
– В этой песне ничего понять нельзя, – заметил Санчо, – кроме того, что тут про какую-то гниду говорится.
– Про какую гниду? – спросил Дон Кихот.
– Мне показалось, будто ваша милость сказала: гниду.
– Да не гниду, а сниду, – поправил его Дон Кихот, – по-видимому, автор хочет сказать, что он скоро отправится на тот свет».
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|