HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Андрей Усков

Примечания к жизни

Обсудить

Очерк

На чтение потребуется 50 минут | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.08.2013
Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Часть 3


 

 

 

Теперь, когда все пророчества древних уже набирают силу: на глазах топит Европу, на глазах человек исчезает как вид, – самое время искать породистость человека в себе самом. И давайте без сентиментальностей! Если уж ангелы-хранители есть, то нам ни хуже, ни лучше будет без них или с ними там, за чертою жизни. Ангелов-хранителей надо выбирать здесь. И любить соответственно. Причём, постоянно. Иначе они перестанут нам сниться. И мир связи с ними рухнет. Вообще, конечно, здесь следовало бы договориться, кого мы здесь держим за ангелов хранителей: тех, кто нам врёт или тех, кто держит нас за живое? И как это – держать за живое? Своим друзьям и недругам я рекомендую: прочтите рассказ «Потомки солнца» Андрея Платонова. Краткая энциклопедическая история человечества в самом, что ни на есть уже, достоверном виде. Здесь уместно будет маленькое примечание в виде цитаты из этого рассказа:

«История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее, имя его осмысленнее».

Точка. Вот это уж действительно – точка. «Товарищи, господа потребители, уберите грабли! Отчего так много граблей? Кто их столько много сюда натащил? Зачем они здесь? Зачем вообще что-то делать после этого? Если всё это – сплошные грабли, гордыня, и буффонада над трупами предков, ещё греховнее, чем самое заурядное суетное и злободневное…»

«На фабрике Насущных Вопросов пожар. Горят здания гла«вного» корпуса и типография «Само русское слово». Мы прервём свой горяченький репортаж, ненадолгонько, на рекламную паузу. Вы это… того, в смысле, не переключайтесь – оставайтесь с нами, скоро, надо полагать, будет ещё «прикольненько».

 

Это был у одного приятеля другой приятель, а у того была бабушка, так она под свою старость на все свои жизненные проблемы вещала: нас рать. Вот это, должно быть, ещё более короткая история человечества, но, боюсь, по вопросам цензуры эта историйка не пройдёт. Однако, краткость – по-прежнему сестра таланта, и никто этого ещё не отменял: ни в Госдуме, ни Где. Просто мне хотелось приметить, что есть что-то убийственное в этих словах сестры таланта. Что-то простое и одновременно – убийственное, как два пальца об асфальт, шаркнул – и швах – шрам – отметина – родинка. Другими словами, талант и его сестра здесь мало что проясняют для нас. Нам-то подавай, как минимум, что-нибудь оптимистическое. И вот тут не лишним будет вспомнить других народных поэтов платоновского времени:

«В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой».

Милые заболоцкие наблюдения. И это, возможно, только усталая перепевочка с революционным Гомером, с председателем земного шара, с самим Велимиром Хлебниковым. Приведённые здесь примечания будут нелишни, это откровения из рассказа «Искушение грешника»: «…И были многие и многая: и были враны с голосом «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врематая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра, и небокорое дерево, больное жуками-пилильщиками, и юневое озеро, и глазасторогие козлы, и мордастоногие дива, и девоорлы с грустильями вместо крылий и «ногами» любови вместо босови, и мальчик, пускающий с соломинки один мир за другим и хохочущий беззаботно, и было младенцекаменное ложе, по которому струились злые и буйные воды, и пролетала низко над землёй сомнениекрылая ласточка, и пел влагокликий соловей на колковзором шиповнике, и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши. И зыбились грустняки над озером. И плавал правдохвостый сом, и давала круги равенствозубая щука, и толчками быстрыми и незаметными пятился назад – справедливость – клешнёвый рак».

 

В общем, к чему это всё здесь?

Наверно, к тому, чтобы расширить нашу экспозицию самоцветов и выйти на тот палеолит языка, от которого мы ещё, как мне кажется, не остыли. Говоря – мы, я имею в виду – русский народ, его совесть, его исторический анабиоз, в который он, как медведь в берлогу, время от времени ухает и засыпает свою яркую историю самобытности. А ведь такая была и есть.

«И зыбились грустняки над озером» облакооким и вечнопокорным.

Здесь нашу цензуру можно понять. «Дай нашему народу гомеровское наслаждение жизнью – и он, понятное дело, лоб расшибёт, уйдёт в свой язык и никаких приказаний соблюсти не сможет. И это совершенно понятно. С матом ещё не разобрались до конца. А уж с этими чудиками, шарлатанами и пеньками и вовсе цацкаться не стоит. Руби их к чёртовой матери в едрённый корень. Лес рубят, как говорится, щепки летят, а вы тут будете рассуждать о пеньках; встали, руки в ноги взяли и пошли, пошли, и идём куда-нибудь дальше-предальше, туда, где ещё больше пеньков». Боже, если сможешь, прости нам наше убожество! Да, мы такие: «Нам чтобы храм на земле поставить, обязательно нужно кого-нибудь на этом месте замочить. А то как же? А зачем тогда храм? Если никого не мочить. Нарекания могут случиться. А мы что? Мы ничто? Сами-то мы люди – нездешние. Нас сюда бурлачить пригнали. Нам чтобы землю эту полюбить, обязательно нужно её сначала «расхерачить» и «размандячить». Всё это давно уже не манифест, а сущая правдоокая явь. Достаточно взглянуть в гугле, к примеру, на Кузбасс, и ошалеть. От Листвягов до Бачат на сто вёрст – лунные кратеры – открытые разработки угля. Американская резервация индейцев – это кошачий смех, по сравнению с отечественным террацидом. Как же здесь не радеть за живое, то, что быдто б ещё осталось в нас, горемыках христовеньких?

В сущности это – тот же шекспировский Лир. Та же тема. И вопросы заминания этой темы – это вопросы совести человека, или скажем просто – вопрос совести: «Неужели вот, собственно, и есть человек?». В этом вопросе Лира слышится и видится общее время классики. Весь его тополиный шум с тополиным пухом… тут примечания, должно быть, все и заканчиваются, и наступает длинная и скучная топография. Но нас, топографов, разве чем испугаешь, топографом, как ни крути, тоже быть интересно: ходишь, ходишь, снимаешь кепки, щуришь моргалы, по фене ботаешь, гнуса на репе давишь, но всё равно делаешь по земле заметки, все её выпуклости и достоинства, как заведомый шекспировский гробовщик, глядишь на неё, как на терра инкогнита, а потом: бац и всё поехало, поплыло, глядишь и не узнаёшь её: мать моя женщина! не тебя ли я нежил всю жизнь босолапками, не тобой ли не мог я напиться, не ты ли вложила мне этот мятежный язык, не ты ли бурлишь и бурчишь этим голосом, как родничок под берёзкой?

 

 

 

Андрей Платонов. Повести и рассказы. Издательство: Эксмо, 2007 г.   Николай Заболоцкий. Стихотворения. Издательство: Прогресс-Плеяда, 2004 г.   Уильям Шекспир. Собрание сочинений в одной книге. Издательство: Книжный клуб

 

 

 


Оглавление

2. Часть 2
3. Часть 3
4. Часть 4

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.10: Ибрагим Ибрагимли. Интервью (одноактная моно-пьеса)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!