Андрей Усков
ОчеркОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.08.2013Оглавление 6. Часть 6 7. Часть 7 8. Часть 8 Часть 7
Теперь поговорим о природе человека сплошь и рядом платоновскими примечаниями: «Человек то верит в социализм, то нет. Он в доме отдыха, он в восторге, он пишет манифест; в поезде сломалась рессора, пассажиры набздели, – он не верит, он ожесточается, и т. д. – и так живёт». Слово «социализм» здесь явно можно заменить на любое другое: «демократия», «человечество», «рай», другими словами, меняем его на любую форму общежития, подставляем любое из них, и всё работает, нет, социализм здесь ни при чём. Здесь – природное качество человека, прежде всего, его «загвоздка». «Чем живёт человек: он что-нибудь думает, т. е. имеет тайную идею, иногда несогласную ни с чем официальным». Вполне фундаментальное примечание. Где-нибудь ещё бы в Думе его прописали, как раньше нас укрепляли лозунги: «Дело партии – дело народа». «Инстинкт «человечности и пр.» крайне непрочен, он исторически приобретён, он может – быстро замениться «основным» инстинктом животного эгоизма». От животного эгоизма к искусству, другими словами, к инстинкту человечности. «Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее. Оно высшая форма экономии». Гений, как всегда краток. Высшая форма экономии чего? – зададимся вопросом. Высшая форма экономия жизни. Вот тебе и «Чёрный квадрат» Малевича. Вот тебе и супрематизм живописи. Очевидно, жить нужно для самого главного – самым простым способом. Как? – спросим мы у нашего апологета ясности. И он отвечает: «Искусство должно умереть, – в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенно«е», человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нём есть особый, сущий энтузиазм жизни», «Всё искусство заключено в том, чтобы выйти за пределы собственной головы, наполненной жидким, усталым веществом. Субъективная жизнь, – в объекте, в другом человеке. В этом вся тайна».
Далее можно здесь поместить упрощённые заветы для пишущей братии: «Красота есть обратное понятие. Кто некрасив, тот более намучен социальным неустройством. Кто красив, не избежал неустройства. Но через некрасоту можно достигнуть высшей красоты. А некрасота, это преходящее состояние человека, когда он в мучительности». Теперь немного о смысле жизни: «Надо быть живым даже для того, чтобы чувствовать смерть, горе, – мёртвые ничего не могут чувствовать. Для смерти нужны живые». Или немного другой взгляд: «Если нельзя сплотить людей на основе родства, то можно их соединить на основе мученичества». Похоже, именно таким взглядом на вещи и обладал великий дедушка Джо. Создавать государства – трудное дело: оно требует терпения и мучения. А как заставить людей мучаться? Их надо держать в страхе. Великий каторжанин, Иосиф Виссарионович, понимал это задницей. Вот вам и культ личности, или культ задницы. Вот нам и вся партитура человека людоблизского. Но идём далее, и изучаем все нам доступные смыслы: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию». Какой стоический взгляд! Но нам, очевидно, нужно знать чёткое определение смысла жизни. И вот, похоже, оно: «Смысл жизни не может быть большим и маленьким – он непременно сочетается с вселенским процессом и изменяет его в свою особую сторону, – вот это изменение смысла есть смысл жизни».
Что ж, дёшево, но сердито, главное, не забыть, что он, смысл человека, связан со вселенским смыслом, связан бесповоротно, окончательно, навзничь; что каждое мгновение в тебе самом – это и есть вечность в миниатюре; что жить, не восхищаясь этим миром, не радуясь этому миру – это преступление против своей же души. Возможно, всё так и есть. Возможно. Да только вот почему-то об этом надо постоянно напоминать себе. Почему? Тут, вероятно, работают последние примечания старика: «Жизнь есть изменение, но высота души в её неизменности». Замечательное примечание, и похоже, генеральное замечание: важно сохранить душу, не отвернуть её от творца, а уж чем ты будешь заниматься при этом, – это без разницы.
Оглавление 6. Часть 6 7. Часть 7 8. Часть 8 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|