HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 г.

Алекс Ведов

Созерцатель

Обсудить

Философское эссе

 

 

 

Я писал это не для всех, но для тебя одного:
мы достаточно большая аудитория друг для друга.

        Эпикур

 

 

 

Чем яснее и светлее в человеке сознание, созерцание мира,
тем неотступнее преследует его загадочность бытия,
тем сильнее будет он чувствовать потребность подвести итоги,
сделать какой-либо конечный вывод о жизни и бытии вообще;
тем менее человек будет доволен просто тем,
что он живёт и постоянно лишь предотвращает нужду.

       Артур Шопенгауэр

 

 

 

Если твои дела нужны Миру,
они будут нужны и тебе.

        Слова Ванталы

 

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 2.09.2010
Оглавление

2. Сны об Изначальном
3. Архитектоника Равновесия
4. Инверсум

Архитектоника Равновесия


 

 

 

Теперь мы можем представить себе бесконечный океан Изначального, на поверхности которого непрерывно мельтешит рябь всевозможных «нечто». Хотя не забывай, что это только образ: какая может быть «поверхность» у Изначального, бесконечного во всех возможных направлениях, если вообще тут можно говорить о каких-то направлениях и измерениях? Всякое «нечто» будет находиться в том же, так сказать, «объёме», занимать тот же бесконечномерный континуум, что и само Изначальное. Мы не можем мыслить никакое «нечто» субстанционально отдельным от Изначального. Если и применять образ поверхности океана как некой плоскости, отделяющей Изначальное от «нечто», то эта плоскость будет разделять самодостаточное и всё, что таковым не является. Всё, что не самодостаточно, будет находиться над плоскостью, вне океана. Ещё раз подчеркну, что эта разделительная плоскость, которую я провожу в твоём воображении, не пространственная. Она, говоря математическим языком, функциональная, и служит только для разграничения понятий в твоём уме; а в реальности ничто ей не соответствует.

Я должен прерваться и сделать одно пояснение. Моё повествование будет разворачиваться таким образом, как если бы мы с тобой сначала мысленно погрузились на предельно возможную глубину океана Изначального, а затем выплываем на поверхность. Потом мы поднимемся ещё выше, но сейчас нас интересует всё, что происходит непосредственно перед «всплытием».

А сейчас идём дальше. Попробуй мысленно выделить «приповерхностный кипящий слой» океана Изначального у самой его поверхности – место всеобщих неизменных перемен. Это та активно-избыточная область, где рождаются, живут и исчезают всевозможные оформленные «нечто». Я буду называть дальше этот «кипящий слой» областью неустойчивости. А то состояние субстанции Изначального, которое она имеет у самой поверхности океана, за миг до того, как из неё возникнет какое-то «нечто», я буду обозначать словом метаплазма.

Прежде чем говорить об области неустойчивости и всех процессах в ней, я хотел бы остановить твоё внимание на одном моменте.

Если для Изначального в целом нет никакого времени и пространства, ибо Оно само содержит в себе возможность и времени, и пространства, то в области неустойчивости для всех отдельных «нечто» и всех процессов с их участием существует некий прототип пространства и времени. То есть всё, что там имеет место, – рождается, существует, меняется и исчезает вместе со своими атрибутами псевдосуществования, которые локально и временно «выполняют роль» пространства и времени для этого «всего», с которым они связаны.

Вряд ли можно тебе объяснить это более внятно, но попытаюсь немного по-другому. Всякое «нечто» и всякие перемены с его участием происходят как бы в «своём» локальном пространстве-времени, охватывающем тот контекст существования, в котором это «нечто» сохраняется и проявляет себя в данном качестве. Это как бы виртуальное время-пространство «жизни» всякого «нечто», независимо от того, что с ним происходит. Оно таково для данного «нечто» и не является таковым для других – у каждого них есть своё локальное пространство-время. Но при этом парадоксальным образом не существует жёстких, непереходимых границ между каждым таким «отдельным и виртуальным» пространством-временем, – как не существует их между всеми ними и Изначальным в целом, которое вневременно и внепространственно.

Но вернёмся к области неустойчивости в целом. В первом приближении она представляется как неисчерпаемый хаос возможностей, становящихся действительностью. Всевозможные «нечто» непрерывно возникают на поверхности кипящего, бурлящего и клокочущего океана Изначального, трансформируются, схлёстываются, пересекаются, ассоциируются, разъединяются и исчезают, поглощаясь метаплазмой, чтобы уступить место другим «нечто». Никакое «нечто» не является устойчивым, они все подвижны, изменчивы, нестабильны. Можно также сравнить описываемый первичный хаос метаплазмы с «энергетической мозаикой» в бесконечном и непрерывно вращающемся калейдоскопе.

В «энергетическом», субстанциональном аспекте Изначальное бесструктурно (что бы могло придать Ему в целом какую-то структуру?). Но всякие «нечто», рождающиеся из метаплазмы, независимо от степени своей самостоятельности, каким-то образом организованы; имеют определённую форму, строение, или, если так можно сказать, «энергетическую конфигурацию». Сложность «нечто» может быть сколь угодно разнообразна и как угодно велика. И, поскольку число всяких «нечто» бесконечно, и они непрерывно изменяются сами и взаимодействуют друг с другом, то число форм и способов этих взаимодействий тоже бесконечно.

Однако нестабильны различные «нечто» по-разному. Одни подобны виртуальным частицам – они настолько неустойчивы, что возвращаются из действительности в возможность сразу после появления, сливаясь с метаплазмой. Другие оказываются более устойчивыми и способны, взаимодействуя и объединяясь с другими «нечто», ассимилируя другие и ассимилируясь другими «нечто», формировать опять-таки другие «нечто», обладающие ещё большей степенью самостоятельности, чем те, из которых возникли, и соответственно, ещё более устойчивые.

Пусть тебя не вводят в заблуждение все эти слова – конечно, сложность этих бесконечных перемен бесконечна и адекватно совершенно невообразима, как и само Изначальное. Я говорю доступным тебе языком самое общее, что ты только в состоянии понять и представить.

 

 

*   *   *

 

Я сделал эту паузу для того, чтобы ты сам дошёл до того, что я хочу сейчас подтвердить: вся неисчерпаемо разнообразная динамика рождения, изменения, взаимодействия и исчезновения «нечто» не является только хаосом. Если в области неустойчивости происходит какое-то усложнение, самоорганизация, то там наряду с хаосом возникает, существует и поддерживается также и порядок. То есть посреди беспорядочной энергетической мозаики в своих бесконечных метаморфозах возникают некие целостные и относительно устойчивые образования, которые по отношению к мозаике можно сравнить с узорами на её фоне.

Причём я бы сказал, что это происходит в порядке «естественного отбора»: всякие «нечто», рождающиеся из недр Изначального, рождаются спонтанно и без всякого давления с Его стороны. Все они – результат или эффект Его творческой потенции, и в этом смысле равноправны. Я уже говорил о том, что Изначальное не имеет какого-то приоритетного направления для приложения своей активности. Степень самостоятельности всякого «нечто», а значит, и его устойчивость зависит от того, насколько полно в нём реализован потенциал Изначального. Я знаю, что осознать эту краеугольную мысль тебе сейчас сложно, но по мере расширения твоего взгляда на мир она станет более понятной.

Одним словом, в области неустойчивости существуют две тенденции: одна направлена в сторону образования и поддержания хаоса, другая – порядка. Являются ли они противоположными, борющимися, спросишь ты? И является ли одна сильнее или важнее другой?

Сразу должен сказать, что ничего «борющегося» в пределах непосредственного влияния Изначального нет. В Нём вообще нет места такому явлению, как борьба. Для области неустойчивости тенденции к хаосу и порядку вовсе не являются антагонистичными; наоборот, они взаимодополнительны. И ни одна из них не доминирует над другой. Между ними существует абсолютный баланс, некое глобальное динамическое Равновесие.

Понятие Равновесия очень существенно для всего, что ты дальше услышишь. Обрати на него внимание – я много раз буду возвращаться к нему, хотя мы будем рассматривать это понятие под несколько разными углами. Это как бы смысловой стержень, вокруг которого будет раскручиваться дальнейшая спираль моего рассказа.

Так вот, баланс меду стремлением к порядку и стремлением к хаосу в области неустойчивости станет понятнее, если привести пример из мира физической реальности. Порядок и хаос выглядят противостоящими друг другу только на самых нижних ступенях развития материи, например, как расположение атомов в кристалле и в жидкости. Но если мы поднимемся выше – к живому, то, не вдаваясь в подробности, можно констатировать: гораздо более изощрённый порядок устройства и функционирования живых организмов поддерживается благодаря определённой степени хаотической свободы движения атомов внутри и вокруг них. И сама жизнь не смогла бы возникнуть и развиваться в абсолютно упорядоченной среде, подобной кристаллической решётке. Или обратный пример. Хорошо известная тебе глобальная закономерность, а именно – общий рост энтропии во Вселенной, есть самопроизвольное движение всех систем от упорядоченного состояния к хаотичному, а не наоборот. Глобальная упорядоченность в каком-то смысле предшествовала хаосу, и рост хаотичности распределения вещества в космосе есть следствие этого обстоятельства.

Я не буду рассматривать более сложные примеры из жизни и природы, когда рост упорядоченности может неожиданно привести к более хаотичному состоянию; или когда кажущийся хаос может быть следствием многих наложенных друг на друга порядков. Думаю, сказанного достаточно, чтобы понять: порядок и хаос сосуществуют на равных, одно не является более фундаментальным или первичным по отношению к другому. Их взаимосвязь гораздо более глубока, чем просто отрицание друг друга. И не существует абсолютного порядка или абсолютного хаоса: одно всегда перетекает в другое, способствует развитию другого и содержит часть другого, подобно известной тебе из китайской натурфилософии паре «инь» и «ян».

К физической реальности мы ещё вернёмся, но сейчас тебе важно понять другое. В области неустойчивости непрерывно происходят всевозможные процессы. Можно назвать их флуктуациями метаплазмы, то есть «локальными и временными» в рассмотренном выше смысле отклонениями от динамического Равновесия в области неустойчивости. Порядок и хаос – это категории, которыми я обозначаю направления этих флуктуаций: когда в какой-то конечной зоне, занимаемой «нечто», как бы временно преобладает то одно, то другое. Хотя ты должен уже осознавать, что в Изначальном на самом деле нет ни времени, ни каких-то отдельных «конечных зон» – эти слова я притягиваю из обычного мира для того, чтобы ты хоть как-то представил себе, о чём речь.

Некоторые из этих флуктуаций обратимы, то есть не приводят ни к чему, кроме растворения образовавшегося элемента мозаики в кипящей магме области неустойчивости. А некоторые – необратимы, то есть образованные элементы складываются в узор, в некую целостность, которая может опять-таки распасться, раствориться, полностью войти в состав большей целостности, а может и дать направление цепи новых образований. Такая цепь может иметь сколь угодно длинную и сложную траекторию и иметь сколь угодно таких же ответвлений.

 

 

*   *   *

 

Всё, о чём я говорю на протяжении последних наших «сеансов связи» и буду говорить некоторое время дальше, наверное, покажется тебе чересчур абстрактным и нудным. Ты недоумеваешь: какое отношение вся эта заумь имеет ко мне, к моей жизни? Как это поможет мне справиться со своими проблемами, как это проясняет главные для меня вопросы?

Прошу тебя, наберись терпения. Твой ум должен пройти через это, если ты хочешь понять что-либо. Ты всё поймёшь в свое время. Поверь, что если бы всё это было не нужно для понимания важных для тебя вещей, я бы и не грузил тебя этим. Я и так стараюсь пояснять тебе самые общие положения, как можно короче и как можно более понятным языком, не влезая глубоко в обоснования и детальные объяснения. Нам они ни к чему, да и возможны ли они для такой темы?

Я не собираюсь твоему уму ничего доказывать, потому что предмет нашего разговора – не геометрические теоремы. Я просто показываю, обращаясь к твоей интуиции и рассчитывая на твоё доверие, а также на твоё… чувство истины, назовём это так. К твоей собственной жизни мы обязательно вернёмся, иначе не стоило затевать все эти рассуждения. Однако не раньше, чем ты осилишь с моей помощью эту дорогу. Поверь, оно того стоит.

Я сделал это маленькое лирическое отступление потому, что мы подходим к обсуждению того аспекта Изначального и всего с ним связанного, который наиболее труден и для понимания, и для воображения. И который при этом наиболее важен для того, чтобы ты пришёл к той полноте осознания себя и мира, которое я хочу тебе дать. Речь идёт о равновесных петлях Изначального. Но начать обсуждение этой непростой темы необходимо издалека.

Во всём многообразии изменений, происходящих в области неустойчивости Изначального, мы выделили две дополняющие друг друга тенденции: одна, ведущая к росту хаоса, и вторая, ведущая к росту упорядоченности. Я бы назвал эти тенденции двумя составляющими Равновесия. Всякое вновь образующееся «нечто» возникает и изменяется дальше под знаком локального и временного доминирования одной из составляющих. Пусть тебя не смущает ранее высказанная мысль о том, что ни одна из составляющих не преобладает – это справедливо для Изначального в целом, но не для частных «нечто», которые из Него возникают.

И вот вопрос, который у тебя уже назрел: если всякие «нечто» возникают, как бы это сказать, по собственной инициативе, то есть процесс их возникновения не обусловлен причинно, – то обусловлено ли причинно их дальнейшее поведение? Напрашивается ответ, что, если они не отделены от Изначального, то тоже не обусловлено. Тогда возникает следующий вопрос, ответ на который не столь очевиден. Существует ли какая-нибудь более общая выраженная тенденция к чему-то в этих бесконечных переменах, кроме очевидной тенденции к возвращению в Изначальное? Или это просто бесконечная, совершенно случайная и бессмысленная игра Его творческой энергии, определяемая двумя составляющими Равновесия?

Всякое конечное «нечто» проявляется как определённая форма самоограничения бесконечного потенциала Изначального. Я уже это говорил. Может ли какое-либо «нечто» полностью отделиться, изолироваться от Изначального? Нет, очевидно, не может, никакое «нечто» не самодостаточно. И это я говорил.

А не говорил я того, что никакое «нечто» по этой же самой причине не может быть и абсолютно конечным. Как бы оно ни «пыталось» самоизолироваться, оно не может окончательно потерять своего субстанционального единства с Изначальным. Может ли волна потерять своё единство с океаном? Вот и всякое «нечто», какую бы форму оно ни приняло, поднимаясь над воображаемой плоскостью самодостаточности, не может совсем отделиться от этой плоскости, ему вне Изначального быть просто негде. На самом деле нет никакой плоскости или границы, отделяющей любое «нечто» от метаплазмы. Всякая волна, рябь или завихрение «нечто» остаётся связанным со всем океаном, они состоят из того же «материала», что и весь океан (из какого же ещё?), и потому неотделимы от океана. Будучи конечными и ограниченными в одном отношении, они в другом отношении остаются также и бесконечными. Чтобы вернуться в бесконечность, всякому «нечто» нужно или снять собственные ограничения, то есть раствориться, или быть дополненным до бесконечности.

А теперь представь себе, что встречаются два или более таких «нечто», которые, взаимодействуя и объединяясь, взаимно снимают эти ограничения, как бы компенсируют недостатки друг друга. Это такие «нечто», у которых в силу их природы их качества дополнительны до образования той самой целостности, из которой они возникли; или выражаясь по-другому, комплементарны.

Как это может происходить, я объяснить тебе не в состоянии. Это невозможно объяснить или понять по той же причине, по которой нельзя объяснить и понять, что и как происходит в Изначальном. Я попробую только пояснить смысл понятия «комплементарность» с помощью такой предельно упрощённой и отдалённой от сути дела геометрической иллюстрации. Представь, что мы разделили бесконечную плоскость произвольной извилистой бесконечной линией на две части и отодвинули эти части друг от друга в пространстве. Мы получим две комплементарные полуплоскости, каждая из которых тоже по-своему бесконечна, но теперь обладает по краю какими-то геометрическими свойствами. При их совмещении этими краями мы опять получим прежнюю целую бесконечную плоскость, но уже без тех геометрических свойств, которые были у её частей. И таких возможностей разделения целой бесконечной плоскости на новые относительно бесконечные части со своими свойствами будет бесконечным. Плоскость потенциально содержит в себе все такие возможные разделения.

В пространстве бесконечных возможностей образование таких комплементарных «нечто», дополняющих друг друга до первичной бесконечности, их встречи и объединения тоже не исключены. Подобные события в области неустойчивости имеют такое же «право» на существование, как и любые другие. Что будет результатом такого исключительного случая объединения?

Результатом будет то, что не имеет никаких выраженных свойств, обладая потенциально всеми, – это будет восстановлением первичной бесконечности, целостности и полноты. Другими словами, это будет возвращением к Изначальному.

Конечно же, надо понимать, что дополнение комплементарных «нечто» до Изначального – это всегда согласованное взаимодействие, органическое слияние, творческий процесс синтеза, а не механическая пространственная состыковка каких-то «частей». У этого процесса, который на самом деле является не процессом, а творческим актом, нет никаких «механизмов». Это уникальная возможность Изначального вернуться к самому себе через свои собственные ограничения. Это некое непостижимое таинство, в котором в полной мере принимают все аспекты Изначального. Это такое действие или событие в области неустойчивости, в котором Изначальное в максимальной степени реализует свой потенциал.

Ещё раз скажу, что этот суперэффект (я буду дальше называть его комплементарным синтезом) нельзя адекватно описать. Отдалённую параллель с ним в материальном мире имеет такое явление, как аннигиляция – взаимодействие двух античастиц, при котором обе они взаимно уничтожаются. Но не превращаются в пустоту – они необратимо утрачивают свои качества, перестают существовать в качестве носителей своих качеств. Они превращаются в кванты электромагнитного излучения высокой энергии – проще говоря, в свет. По существу, аннигиляция – это явление, которое полностью высвобождает законсервированный в материи энергетический потенциал. В определённом смысле её можно рассматривать как особый случай «возвращения» частиц к тому состоянию «чистой энергии», в котором потенциально пребывают все частицы. Ведь и высокоэнергетичные кванты света, как тебе известно, могут при столкновениях рождать пары частиц и античастиц. В контексте нашей темы частицу и соответствующую ей античастицу можно назвать «комплементарными».

Возвращаясь к теме: комплементарный синтез – это и есть тот особый случай становления Изначальным, о котором я говорил раньше. Но такое становление, которое лучше назвать приобщением или, ещё лучше, возвращением – это случай, заслуживающий отдельного обсуждения.

 

 

*   *   *

 

Я говорил о том, что в области неустойчивости существует Равновесие между двумя фундаментальными составляющими, отражающее характер всех процессов и взаимодействий всех «нечто». Обращаю твоё внимание на важный момент, который подразумевался, но о котором я до поры до времени умалчивал. Отношение между самим Изначальным и всеми рождающимися из него и возвращающимися в Него «нечто» тоже является, по существу, динамическим Равновесием. Но это другой тип Равновесия: это Равновесие между самодостаточным и производным.

Динамическое Равновесие двух составляющих в области неустойчивости «заведует» всеми процессами между разными «нечто» и проходит, если так можно выразиться, на поверхности океана Изначального, в горизонтальной плоскости. Или, вернее говоря, в горизонтально расположенном «приповерхностном слое» метаплазмы (не забывай, что эти пространственные понятия и координаты условны, я использую их только для того, чтобы облегчить тебе восприятие общей картины). Это Равновесие само по себе безразлично к степени самостоятельности образующихся «нечто». Оно определяет, как я уже сказал, только степень хаотичности или упорядоченности «энергетической мозаики» и «энергетических узоров», и динамику их взаимных переходов. Я назову это горизонтальным Равновесием. Говоря проще и, позволю себе так выразиться, грубее, горизонтальное Равновесие – это Равновесие в области неустойчивости между порядком и хаосом.

Тогда как динамическое Равновесие между самим Изначальным и всеми «нечто», стремящимися проявиться из Него, проходит, я бы так сказал, по оси, условно перпендикулярной поверхности океана Изначального. Это Равновесие, строго говоря, существует независимо от горизонтального. Всякие «нечто» могут возвращаться в метаплазму (движение по оси вниз), а могут образовывать новые, всё более или менее сложные и всё более или менее устойчивые ассоциации (движение по оси вверх). Такой тип Равновесия я назову вертикальным, а движение «вверх-вниз» по этой воображаемой оси – третьей, вертикальной составляющей Равновесия. Опять-таки говоря проще и даже грубее, вертикальное Равновесие – это Равновесие в области неустойчивости между Изначальным и всем тем, что является результатом его избыточной активности. Чуть позже я уточню истинную суть этой составляющей.

Эти два описанные типа Равновесия существуют относительно независимо друг от друга и друг к другу не сводятся, хотя определённым образом взаимосвязаны.

Подытожим. Горизонтальное Равновесие складывается из двух составляющих, которые взаимосвязаны, но относительно независимы друг от друга. Вертикальное имеет одну составляющую, также относительно независимую от двух горизонтальных.

Тогда в сумме получается: Равновесие в области неустойчивости, которое по сути есть динамика рождения и исчезновения всевозможных «нечто», их взаимодействия с Изначальным и между собой, образовано тремя составляющими, которые относительно независимы друг от друга. Они пронизывают одну и ту же область неустойчивости, проходя друг сквозь друга и выражая разные аспекты всего того, что в этой области происходит.

Почему я говорю, что они относительно независимы друг от друга?

«Независимы» – по двум причинам.

Во-первых, потому что они не взаимозаменяемы. Они выражают разные существенно важные аспекты динамики «нечто-нечто» и «Изначальное-нечто». И, хоть и определённым образом связаны, друг к другу не сводятся.

Во-вторых, потому что они «установлены», лучше сказать – «разрешены» Изначальным независимо друг от друга. То есть всякому «нечто» как бы предоставлена свобода собственного существования и направления возможных действий и изменений. Любое «нечто» может изменяться в направлении любого сдвига любой из трёх составляющих равновесия. То есть может допускать разнонаправленные флуктуации.

«Относительно» – опять-таки по двум причинам.

Во-первых, – и это становится понятным из рассмотренного раньше взаимного соотношения порядка и хаоса, – всё-таки две составляющие горизонтального Равновесия в определённой степени сдерживают друг друга. Динамическое Равновесие, которое в целом не нарушается, – главный определяющий признак области неустойчивости. Одна составляющая не может «позволить» другой ни расти до бесконечности, ни бесконечно долго доминировать и «подавлять» себя – ни во всей области неустойчивости, ни в упоминавшихся «локальных и виртуальных» зонах пространства-времени. Потому что, как я уже говорил, обе эти составляющие совершенно равноправны.

Во-вторых, результат взаимодействия горизонтальных составляющих может быть более или менее целостным, чем исходные «нечто», более или менее приближенным к абсолютной полноте Изначального, а значит, в большей или меньшей степени самостоятельным. А это связано с движением по вертикальной составляющей.

То есть: в бесконечно разнообразных условиях области неустойчивости возможно такое взаимодействие горизонтальных составляющих, которое ведёт к перемещению вновь образованного «нечто» вверх или вниз по вертикальной оси. Получившийся «энергетический узор» оказывается более или менее устойчивым, чем его предшественники.

Теперь тщательнее присмотрись к данному положению. Различные «нечто», находясь в состоянии горизонтального Равновесия, могут согласованно взаимодействовать таким образом, что результатом такого взаимодействия будет являться более целостное, сложное, устойчивое, самостоятельное «супернечто». И чем более согласованно взаимодействуют составляющие, тем более структурированным, организованным, стабильным и «энергонасыщенным» получается результат; тем ближе он по своим свойствам к полноте свойств и качеств метаплазмы.

В пределе такое взаимодействие может идти к достижению комплементарности, вплоть до рассмотренного нами особого случая становления Изначальным, возвращения к Его целостному состоянию.

Разумеется, перемещение по вертикальной оси равновесия может быть и обратным. Это происходит, когда горизонтальные составляющие в своём взаимодействии рассогласовываются. И результат такого взаимодействия по своим свойствам, «параметрам», оказывается менее устойчив и долговечен, чем то, из чего этот результат получился. В этом случае происходит распад вновь образованного «нечто»; дезинтеграция «энергетического узора» на меньшие и более простые «узоры», на «энергетическую мозаику» или даже растворение в первичной метаплазме. И чем менее согласованы составляющие, тем до более глубокого уровня идёт распад.

Сказанное о взаимодействии всех трёх составляющих означает – важнейший момент! – что согласованность взаимодействия двух горизонтальных составляющих Равновесия и есть то, что определяет перемещение по третьей, вертикальной составляющей. В первом приближении (пока мы не подошли к понятию петли) это означает: увеличение согласованности горизонтальных составляющих означает движение вверх по вертикальной; уменьшение – вниз.

То есть: степень согласованности порядка и хаоса – это критерий, определяющий степень подобия Изначальному, или вернее сказать, степень приближения к Нему. Это справедливо для любого события в области неустойчивости. И, как выяснится дальше, за пределами этой области тоже.

 

 

*   *   *

 

Ты уже понял, что согласованность – это такое свойство или качество взаимодействия, которое не может быть сведено ни к какому другому. Ты интуитивно понимаешь значение этого слова, но вряд ли сможешь объяснить, что это такое. Это нечто трудноуловимое, чему очень сложно подобрать смысловой эквивалент из области рациональных понятий. Любое определение согласованности при попытке разъяснить его смысл до конца окажется тавтологичным, то есть вернётся к самому себе. И не удивительно: представление о согласованности приходит вовсе не в результате манипуляции другими понятиями, а из самой окружающей тебя жизни.

Я тоже не буду утомлять твой разум попытками дать определение этому понятию, важнейшему для моего повествования. Я лишь ограничусь констатацией положения, в котором подсознательно ты отдаёшь себе отчёт: согласованность – это всегда нацеленность разного на один общезначимый результат; некое целенаправленное кооперирование сил; направленность частей к объединению, к интеграции, к некоей целостности. В пределе – стремление множественности к единству; в этом – суть согласованности.

И, точно так же, как дело обстоит с самостоятельностью, – у согласованности в Изначальном, условно говоря, есть степени. В материальном мире количественных критериев для них не подобрать; в причинно обусловленной реальности им просто нет места. Хотя и в ней есть явления, обнаруживающие различные степени согласованности и, скажем так, свободы – иначе откуда бы ты имел понятие о них? И ты догадываешься, что все такие частные явления связаны с более объемлющим явлением – органической жизнью на Земле. Но я отвлёкся.

При слабой степени согласованности взаимодействие чего бы то ни было не ведёт к сколько-нибудь организованной целостности. Или даже уменьшает её. Исчезающе малая, близкая к нулю согласованность в области неустойчивости имеет место, когда для изменений значимы только флуктуации хаоса и порядка. Когда процессы или события не приводят к качественным изменениям – к образованию нового более целостного и высокоорганизованного. При увеличении степени согласованности всё происходящее имеет тенденцию подниматься по вертикальной оси вверх. То есть обнаруживать всё более сильное и всё отчётливее выраженное стремление к созданию нового, более целостного, завершённого и гармоничного.

Тебе может показаться, что увеличение степени согласованности – это уменьшение хаоса и увеличение порядка. Но это не так. Я ещё раз делаю акцент на том, что согласованность не сводится ни к порядку, ни к хаосу. Она лишь характеризует место, роль, степень участия хаоса и порядка в процессе конструирования новой целостности. К тому же согласованность, в отличие от хаоса и порядка – это аспект скорее динамический, чем статический. Если хаотичность и упорядоченность в большей степени характеризуют состояние, то согласованность – это характеристика скорее процесса, взаимодействия, стремления и достижения.

Что будет при максимально возможной согласованности? По аналогии с самостоятельностью: если абсолютная самостоятельность, присущая Изначальному, условно говоря, равная единице, и есть абсолютная свобода, самодостаточность, – то абсолютная согласованность, равная единице, означающая достижение в пределе самого Изначального, – что это тогда?

Вот эту максимальную согласованность я и назову чистой гармонией.

Мы пришли к ещё одному фундаментальному аспекту Изначального. Если мы в обычной жизни называем «гармоничным» всё, что, по нашему мнению, обладает красотой, совершенством, внутренней цельностью и законченностью; всё, что воплощает сумму лучших качеств, – то попробуй экстраполировать с помощью своей фантазии эти качества в бесконечность – там, где они проявляются в полной мере, ничем не стеснённые, экстенсивно и интенсивно. И тогда у тебя составится понятие о том, что я имею в виду.

С какого момента согласованность становится гармонией? Конечно, нет такого момента. Между согласованностью и гармонией нет границы. Степень согласованности можно представить и как степень гармоничности. Но я буду придерживаться привычного тебе неосознанного представления: гармоничным является то, что имеет высокую степень согласованности, близкую к единице. Ту степень, проявление которой в явлениях материального мира всякий развитый дух способен распознать.

 

 

*   *   *

 

Итак, подведём краткие итоги для следующих шагов. Что наиболее важного выделили мы в образе Изначального?

Во-первых, Оно обладает абсолютной свободой, вернее, Оно и есть актуальная свобода в предельно объемлющем и переходящим за все пределы содержании этого слова – как символ неисчерпаемой и непостижимой Возможности.

Во-вторых, Оно обладает безграничной творческой мощью, проявляющейся в непрерывной и бесконечно разнообразной активности.

В-третьих, Оно предоставляет свободу самореализации всему, что из Него рождается в результате этой активности.

В-четвёртых, максимальная возможность такой самореализации есть воплощение абсолютной полноты Его свойств.

В-пятых, такая предельная самореализации достигается через точку или момент наивысшей согласованности – абсолютную гармонию.

Вот теперь у тебя есть, так сказать, более-менее адекватный ментальный образ Изначального и полный терминологический инструментарий, чтобы приступить к рассмотрению понятия равновесной петли.

У твоего ума, возможно, остался некоторый «привкус» недоумения: в каком смысле «нечто» может воплотить всю полноту свойств Изначального – фактически, стать Им?

Тот случай, когда возникшее «нечто» снова растворяется в океане Изначального, ассимилируется метаплазмой, – это, конечно, не тот случай: здесь и речи нет ни о каком полном «воплощении» Его свойств. Большая часть того, что рождает Изначальное, – почти всё – именно так и заканчивает своё существование: возвращаясь в Него и сливаясь с метаплазмой. А как может быть иначе? Кроме Него, ничто ведь не самодостаточно!

Помнишь, я говорил о таком фундаментальном аспекте Изначального, как континуально-дискретный дуализм? Повторю, в чём его суть. Любой условно выделенный (потому что реально выделить невозможно) фрагмент Изначального обладает в свёрнутом, так сказать, в «сконцентрированном» и «законсервированном» виде всей полнотой Его свойств. Бесконечный континуум Изначального и любой его условно выделенный конечный «фрагмент» имеют равную «мощность», понимаемую как совокупную полноту своих качеств.

Сейчас тебе станет понятно, зачем я заговорил об этом.

Вспомни тот самый особый, исключительный случай взаимодополнения «нечто» до Изначального. Это такое взаимодействие и таких «нечто», при котором достигается максимальная согласованность и как кульминационная фаза – полная гармония, в результате чего происходит их комплементарный синтез.

Хотел бы ещё раз предостеречь тебя от неправильного понимания сути этого уникального явления. Прежде всего, полным абсурдом было бы представлять его как некое магическое действо, результатом которого было бы возникновение Изначального из небытия – Оно само по себе является условием и источником для бытия чего бы то ни было!

Было бы также ошибкой считать, что комплементарный синтез – это «изготовление» или «конструирование» Изначального из каких-то компонентов или частей. Оно не может быть «сделано» или «сконструировано», потому что это Изначальное. Пойми правильно: «делаются» только уникальные условия, при которых Оно выходит на поверхность, вступает в свои права, восстанавливает свои правила, вернее, отменяет всякие правила и ограничения. Те условия, при которых Оно снова обретает актуальность и разворачивается во всей своей полноте и бесконечности на том своём участке, где Оно не было в полной мере самим собой.

Я хочу, чтобы ты усвоил: комплементарный синтез – это снятие всех ограничений путём достижения гармонии.

Когда он происходит, то те «нечто», которые в этом участвуют, утрачивают качественное своеобразие, потому что утрачивают свою «частичность», образуя первичную сверхцелостность. Результат такого взаимодействия – это образование такого вот «отдельного участка» континуума Изначального, который тут же оказывается единым с Изначальным – и субстанционально, и функционально. Это тот случай, когда проявляется фундаментальный аспект Изначального – дуализм континуального и дискретного.

Но этот дуализм Изначального нужно понимать не только как двойственность, но и как единство. В рассматриваемом нами случае – прежде всего как единство. Любые фундаментальные аспекты Изначального, которые могут быть неправильно поняты как противоположные, противоречащие друг другу или несовместимые, нужно понимать как взаимодополнительные. Примерно в том же смысле, в какой понимается взаимная дополнительность свойств волны и частицы в квантовой механике.

Когда я говорю о дуализме, проявляющемся этими двумя, казалось бы, несовместимыми свойствами, то я мысленно встаю на твою точку зрения и направляю твой взгляд как бы от Изначального, образно говоря, «изнутри Него наружу, вовне Его». Когда я говорю о единстве этих свойств, то мысленно смотрю твоими глазами как бы к Изначальному, «снаружи или извне Его внутрь Него». Так вот, комплементарный синтез – возможен как проявление взаимодополнительности этих свойств в действии. И это действие направлено к Изначальному «извне Его», от несамодостаточного и неполного – к самодостаточному и абсолютно полному.

При таком взаимодействии нескольких «нечто» в области неустойчивости происходит движение сначала по вертикальной составляющей Равновесия вверх, к самой поверхности океана Изначального. И в отдельных случаях, как ты увидишь дальше, поднимаясь над этой поверхностью. Но в любом случае после прохождения определённой наивысшей точки, «зенита», вертикальная составляющая изгибается и меняет направление. Она поворачивает вниз и возвращается туда, откуда вышла – в глубину океана. Та точка, в которой достигается максимальная согласованность и происходит комплементарный синтез, и есть точка совпадения результата этого синтеза с полнотой свойств Изначального, то есть его слияние с самим океаном.

Это возвращение в Изначальное. Но возвращение не через растворение, как стихают рябь и волны на поверхности океана, это нечто качественно иное – путём восстановления целого через синтез частей. Те «нечто», которые участвуют в этом синтезе, просто перестают быть, потому что такая трансформация абсолютно необратима. Это переход на тот глубочайший уровень состояния, где утрачивается всякое своеобразие, всякое различение. На тот уровень, где собственно и начинается состояние метаплазмы, то самое творческое состояние Изначального до всяких форм, которое готово в следующий момент своего существования выплеснуть из своих недр какое-то новое «нечто».

Ещё раз подчёркиваю, что при этом возвращении мы не найдём никакого отдельного субстанционального «нечто», которое бы сохранялось в таких переменах. Это непрерывная «переплавка» Изначальным собственного материала. Получается, что Изначальное возвращается к самому себе, делает круг, или, вернее сказать, петлю сквозь область неустойчивости и динамического равновесия «нечто». В каком-то смысле посредством ограничения себя. Путём сокрытия собственного лица, «свёртывания» собственной сущности в потенциальное состояние, пребывания в этом состоянии и неожиданного проявления благодаря исключительной возможности.

Но ещё раз хочу акцентировать твоё внимание: нет такого «нечто», которое бы описывало какую-то петлеобразную траекторию в континууме. Эта петля функциональная, а не пространственная. Петлю проделывает состояние Изначального. А ещё точнее, состояние не Его в целом, а только некоторых из Его творений, – кстати, очень немногих.

Повторяю. Эта петля начинается из непостижимых глубин Изначального, из Его избыточного аспекта. Она поднимается к области неустойчивости и динамического Равновесия. Проходит через относительную бесконечность и относительную самостоятельность возникающих «нечто», то есть через конечное в каком-то отношении. Затем продолжается в форме возрастающей согласованности их взаимодействия и достигает максимума – абсолютной гармонии. И вновь возвращается к абсолютной полноте и целостности, в непостижимые глубины Изначального.

Я назову такую абстрактно понимаемую траекторию равновесной петлёй первого порядка.

«Равновесной» – потому что в её осуществлении задействованы все три составляющие Равновесия. И кроме того, она, по сути, является одним из проявлений вертикального Равновесия между Изначальным и «нечто», включающим в себя предельный случай комплементарного синтеза.

«Первого порядка» – потому что Изначальное, как мы увидим дальше, способно проделывать и другие, более сложные петли. Но для представления о них нужно сначала иметь представление о петле, которую мы только что обсудили. Потому что эта петля является как бы общей схемой для других.

 

 

*   *   *

 

Равновесная петля – пожалуй, самое поразительное проявление Изначального, которое кажется каким-то фокусом или трюком: даже с учётом всего, что ты о Нём услышал, это кажется тебе невероятным и даже невозможным. Однако, констатируя, что невозможное для Изначального вообразить всё-таки мы в состоянии – Оно, скажем, не может исчезнуть, – мы не можем решать, где в Нём, являющемся в своей непостижимой глубине чистой Возможностью, проходит грань между возможным и невозможным. Это абсолютная тайна, быть может, тайна даже для Него самого – Оно не «знает» себя до конца; не знает, где пределы Его возможности! Оно может это «узнать», только пытаясь превратить её в действительность.

И ещё быть может, если приписывать Ему сознательные свойства, то Оно само намеренно испытывает себя – какая из этих бесчисленных возможностей будет осуществима, окажется реализованной? И может быть, это и есть… не причина, но то, что лежит глубже всякой причины, – некое побуждение или намерение, дремлющее в Его недрах, – явить что-то отличное от себя самого, чтобы испытать собственную творческую мощь, свои созидательные способности и коснуться предела своих возможностей?

Может быть, следующие пояснения немного помогут тебе если не понять, то лучше представить, каким образом такая, казалось бы, невозможность является реально возможной и становится действительной.

Целое, как ты знаешь, всегда больше суммы своих частей. Но, во-первых, если понимать под «частями» Изначального рождающиеся из Него «нечто», мы в уникальном случае их комплементарного синтеза получаем такое сверхцелое, которое не только больше любых своих частей, но и бесконечно превышает их. Во-вторых, абсолютная гармония, которая достигается в этом случае, оказывается тем недостающим компонентом, тем дополняющим фактором, который функционально «восстанавливает» полноту Изначального в акте синтеза. Именно это я имел в виду, когда говорил, что в акте комплементарного синтеза Изначальное восстанавливается из частей как целое во всех своих аспектах.

Такую возможность можно сравнить с неожиданным частным случаем решения сложного уравнения, которое по математическим законам в общем случае неразрешимо. Или с шахматной комбинацией, когда фигуры приносятся в жертву ради выигрышного позиционного преимущества, – здесь частная, единичная возможность ситуации как бы нарушает обычную логику, но в действительности является обнаружением, так сказать, логики более высокого порядка. Не случайно такие неожиданные возможности вызывают у нашедшего их человека чувство красоты, гармонии, прикосновения к чуду. А жизнь во Вселенной – не является ли она в целом использованием такой исключительной возможности?

Дальнейшее повествование подтвердит тебе то, о чём ты и сам знал раньше или догадывался. Не только жизнь во Вселенной, но и сама Вселенная, и сознающий себя разум являются такими исключениями, такими «частными случаями».

Нам осталось немного, чтобы продраться сквозь эти дебри, которые, возможно, кажутся тебе нагромождениями пустых абстракций и которые тебя, вероятно, уже изрядно утомили. Но нужно прояснить ещё кое-какие детали. После этого я надеюсь, что мой рассказ обретёт плоть, более осязаемое содержание, станет более предметным и удобовоспринимаемым; более приближенным к жизни и к тебе самому. Но без этих абстракций, как ты сам увидишь, всё сказанное дальше оказалось бы действительно пустым и бесполезным. Всему своё место и время.

А пока я напомню, что мы задавались вопросом: есть ли какая-то общая тенденция во всём, что происходит в области неустойчивости, кроме возникновения и уничтожения «нечто»? Теперь ты сам можешь ответить на этот вопрос. Во-первых, если Изначальному присуще стремление, так сказать, испытать максимум своих творческих возможностей; во-вторых, если всякому «нечто», которое из Него рождается, присуще стремление к самореализации и самодостаточности; и в-третьих, если для Изначального существует уникальный шанс достичь цели своего стремления в лице отдельных своих творений, и тем самым воплотить и выразить собственную полноту, гармонию и свободу, – то вот она, эта тенденция. Сейчас я сформулирую её суть.

Во всяком «нечто», рождающемся из Изначального, заложено избирательное стремление к объединению и взаимодействию с такими отличающимися от него «нечто», которые по своему уникальному сочетанию свойств образуют с ним комплементарное множество, то есть ассоциацию, способную к комплементарному синтезу.

Вот эта тенденция и задаёт определённое направление всему, что происходит в области неустойчивости. Правда, учитывая исключительный, крайне редкий случай такого сочетания среди бесконечного многообразия «энергетической мозаики» и «энергетических узоров», такая тенденция очень слабо выражена, почти незаметна на этом бесконечном фоне непрерывных и неисчерпаемо разнообразных трансформаций. Но она существует.

Она позволяет Изначальному как бы частично «самообновляться», бесконечно описывая равновесные петли первого порядка. И одновременно – предоставляет всякому «нечто» пусть исчезающе малую, но всё же не равную нулю, реальную возможность стать «участником» и «действующим лицом» этого непрерывного самообновления.

Этой тенденции как бы «противостоит» другая – «нечто», которым не удаётся найти подходящую «компанию» для комплементарного синтеза, рано или поздно возвращаются обратно в метаплазму. В этих случаях не происходит движения Изначального по равновесной петле. И таких «исходов» в бесконечное число раз больше, чем равновесных петель.

Но в действительности, как я уже говорил, растворение в океане Изначального компенсируется новыми «нечто», образующимися на Его поверхности в результате Его непрерывной активности. И стремящимися объединиться, «кооперироваться» с такими «собратьями», с которыми можно восстановить То, что дало им жизнь.

 

 

*   *   *

 

Конечно, описанная равновесная петля первого порядка – это только предельно упрощённая схема. Траектории этих петель могут быть сколь угодно извилистыми и сложными, содержать сколько угодно таких же разветвлений, пересечений и объединений с другими петлями. Но главное остаётся одно: это путешествие бесконечного к самому себе через конечное в области неустойчивости.

Есть ещё один момент, хотя и не столь существенный для моего изложения, но сказать о нём надо. Комплементарная ассоциация совсем не вся, не целиком, не полностью осуществляет переход к Изначальному. Говоря упрощённо, хотя каждое из слагаемых по отдельности меньше целого, они все в сумме образуют несколько больше, чем то целое, которое необходимо для комплементарного синтеза. Парадоксальным образом компоненты синтеза по своим параметрам и характеристикам взаимодействия оказываются избыточными по отношению к комплементарному множеству, суммарно «перекрывают» полноту его свойств. Таким образом, к комплементарному синтезу оказывается способно только определённое подмножество этого вновь образованного множества. Такое подмножество объединяет в себе часть каждого из ассоциированных «нечто», и этого достаточно, чтобы объединение этих частей само по себе оказалось комплементарным множеством.

В качестве аналогии я бы предложил тебе пример из физического мира. Вспомни простейшую реакцию термоядерного синтеза, когда слияние двух атомных ядер тяжёлого изотопа водорода (дейтерия) приводит к образованию одного атомного ядра гелия. Получившееся в результате ядро гелия оказывается меньшим по массе, чем суммарная масса ядер водорода, вступавших в реакцию. Оставшаяся масса оказывается избыточной, как бы «лишней», и рассеивается в виде энергии.

Конечно, есть и вероятность встречи таких «нечто», которые бы в точности были бы «подогнаны» под комплементарное множество, так сказать, без всяких излишков. Однако такая вероятность ничтожно мала. Она в бесконечное число раз меньше даже той ничтожно малой вероятности, которая имеет место для общего, «обычного» случая. То есть практически всегда в случае возможности комплементарного синтеза имеет место и некоторая избыточность исходных компонентов синтеза. Если это тебе понятно, то должно быть и понятно, что после комплементарного синтеза от такой группы что-то остаётся в области неустойчивости. А именно то, что не участвовало в комплементарном синтезе, так сказать, «лишнее». Этот, так сказать, «побочный продукт» синтеза продолжает собственное существование в области неустойчивости «на общих основаниях» в форме тех или иных «нечто». Оно включается в более или менее хаотичное кипение окружающей его метаплазмы, и будущее его так же неопределённо, как и у всех остальных кишащих вокруг «нечто».

Ещё один момент. Возможно, у тебя возник вопрос о том, что это за критический момент или точка «зенита», в которой неравновесная петля начинает закругляться и поворачивает к Изначальному? Это явно не та точка, в которой происходит комплементарный синтез – тогда она находилась бы в океане Изначального.

Это точка, в которой стремление комплементарной группы к синтезу становится необратимым. Дело в том, что ассоциация комплементарных «нечто», даже если она имеет все необходимые свойства для синтеза, должна пройти некоторую собственную внутреннюю эволюцию, определённую стадию развития. Комплементарный синтез происходит скачком, но ему предшествует подготовительный процесс, который может быть до известного момента обратимым. Он может быть в каком-то месте «перехвачен» другой петлёй, прерван воздействием других «нечто», или прекращён из-за сильной неустойчивости самих «нечто», или их временной ассоциации. Случаев здесь может быть опять-таки сколько угодно.

Пусть тебя это не удивляет. Я ведь сказал, что стремление к синтезу проявляется как тенденция, за ним не стоит механическая однозначность, жёсткая причинная обусловленность. Стремление «нечто» к состоянию Изначального надо понимать не как «мотор», этакую «движущую силу» процесса комплементарного синтеза. Это вовсе не что-то такое, что бы тянуло, давило или толкало, – одним словом, действовало бы силовым способом. Способ действия тут принципиально, я бы даже сказал, фундаментально иной. Это скорее действует как маяк, задающий ориентир кораблям в темноте. Как нечто, что привлекает, манит, побуждает двигаться к себе, что обозначает цель и путь к ней. Или другая аналогия: это действует как катализатор химической реакции, одним своим присутствием мягко формирующий направление течения этой реакции. Одним словом, это воздействие через высвобождение потенциала гармонии, заложенного в каждом «нечто».

 

 

*   *   *

 

И последнее, что бы я хотел сообщить о равновесной петле первого порядка вообще и о комплементарном синтезе в частности. То, что я сейчас скажу, необычайно существенно для понимания того, каким образом всё сказанное имеет отношение к тебе лично и к каждому человеку. На протяжении всего предшествующего повествования я постоянно намекал на эту истину, но сейчас мы подошли к ней вплотную. Предупреждаю, что это – один из самых трудных моментов во всём, что я говорю. Чтобы осмыслить это, тебе сейчас как никогда понадобится довериться собственной интуиции.

При всём неисчерпаемом многообразии возможностей для условий комплементарного синтеза, при всей бесконечности возможных специфических свойств и качеств исходных «нечто», вступающих в него, в каждом из этих актов синтеза присутствует некое… пока назовём это «свойство», которое устойчиво повторяется. Я имею в виду следующее. Начинаясь любым, каждый раз новым, никогда не повторяющимся способом, комплементарный синтез заканчивается не любым, а определённым способом. То есть в каждом акте синтеза проявляется, в зависимости от «исходных данных» и ещё неизвестно от чего, как бы особого рода притяжение или, лучше сказать, стягивание отдельных элементов этого процесса в определённое русло, по которому этот процесс будет развиваться.

Тебе, наверное, знакомо из неравновесной термодинамики понятие аттрактора. Напомню, не вдаваясь в детали, что оно означает математически. В природе есть очень сложные системы, с которыми происходят очень сложные процессы (живые организмы – характерный пример). Поведение подобных систем может быть приблизительно описано опять-таки очень сложными нелинейными уравнениями. Аттрактор, упрощённо говоря, – это решение, которое оказывается общим для множества таких уравнений с разными исходными данными. Когда такое решение возможно, оно проявляется как несиловой принцип, организующий и формирующий поведение сложных систем по определённому и устойчиво воспроизводимому сценарию. Он как бы склоняет сложное и непредсказуемое поведение системы к определённой траектории, к определённому характеру течения и завершающей стадии, нивелируя разницу в исходных условиях каждого конкретного случая. Вот это непростое понятие, применимое к некоторым самым сложным явлениям мира, по смыслу ближе всего к тому, о чём сейчас говорю я.

Сейчас самое время сформулировать эту важнейшую истину. Есть некое организующее начало, формирующее ход и характер комплементарного синтеза в каждом отдельном случае, – независимо от того, что исход одинаков: результатом в любом случае является возвращение к Изначальному.

Хотя количество этих способов тоже бесконечно, эта бесконечность не такая, как бесконечность свойств объединяющихся «нечто» и условий этого объединения. Если их сравнивать, то опять напрашивается аналогия из теории множеств. Соберись с мыслями и постарайся уловить суть следующего.

Бесконечность способов завершения процесса синтеза так относится к бесконечности способов его начала, как бесконечность ряда натуральных чисел относится к бесконечности сплошного непрерывного множества. Теория множеств говорит о том, что эти множества имеют различную мощность и несоизмеримы. Это имеет прямое отношение к тому, о чём сейчас говорю я.

Это – вовсе не случайность и отнюдь не малозначимый факт, как может показаться. Это указание на великую тайну, в которой прячется ещё один фундаментальный аспект Изначального.

Я хочу сказать, что в Изначальном присутствует и постоянно действует некий, пока назовём его так, некий «фактор икс», который определяет способ достижения гармонии. Это универсальное начало существует как бесконечное число неделимых целостностей, сохраняющих свою самостоятельность в Изначальном независимо от чего бы то ни было и не смешивающихся ни с чем другим. Но это начало менее всего является каким-либо «нечто», потому что проявляется не субстанционально, а функционально – как устойчивый организующий и координирующий принцип, подспудно действующий во всяком акте комплементарного синтеза и доводящий согласованность до максимума. В бесконечной сумме своих отдельных целостностей это начало можно сравнить с вневременной памятью или знанием Изначального о самом себе, побуждающей постоянно вспоминать, осознавать и восстанавливать себя самого в образе временного и конечного, возвращаться к себе посредством не-себя.

Вот это я и имел в виду, когда говорил о том, в каком смысле возможно непрерывное становление Изначальным. Изначальное не только есть, является неизменно «бытием в себе и для себя» в своём самодостаточном аспекте, в своей бесконечной глубине. Оно также и непрерывно становится, непрерывно меняется и обновляется в своём избыточном аспекте – так сказать, «из глубины к поверхности» – творит самое себя путём «бытия в ином и для иного», путём этого «фактора икс», путём достижения гармонии.

Правильней даже было бы сказать (здесь труднее всего подбирать подходящие слова), что каждый такой отдельный «фактор икс» и есть отдельный путь возвращения Изначального к самому себе, который воспроизводится в конкретных и неповторимых условиях каждый раз по-новому, вовлекая в свою уникальную траекторию всё, что способно участвовать в таком самообновлении.

Можно ли сказать, что это является в каком-то смысле «частью» Изначального? Вряд ли. Это не часть и даже не «нечто». Оно не содержится в Изначальном субстанционально, как потенция некого скрытого качества. При всей неизменности и неуничтожимости, оно не есть что-то статичное, оно живёт постоянным действием; оно само есть воплощённое действие. Оно существует актуально вне времени как максимальная реализация творческого потенциала Изначального; как особый, наивысший вид активности, имеющий бесконечное число равноправных самостоятельных форм. Каждую такую форму можно было бы сравнить с одной и той же симфонией, но исполняемой всякий раз в новой аранжировке.

Это фундаментальный аспект Изначального, проявляющийся в Его особых, предельно глубоких и содержательных отношениях со всем, что из Него рождается.

То, о чём я говорю, никак нельзя определить, распознать, соотнести с чем-нибудь другим – оно не имеет аналогов. Ни в мире, ни даже в самом Изначальном.

Но ты знаешь, что это такое. Это знает каждый человек, вернее, имеет постоянное и непосредственное переживание этого. Это то, что присутствует во внутреннем мире каждого мыслящего индивидуума, придавая этому миру внутреннюю целостность и единство.

Думаю, ты уже понял. Я говорю о самосознании. О том, что делает человека неповторимой и уникальной личностью, отдельной от остальных. О том, что в материальном мире проявляет себя в качестве «Я». Но не думай, что самосознание – это и есть тот фундаментальный аспект, о котором я говорю. Всё обстоит несколько сложнее: они не тождественны, а очень тесно взаимосвязаны. Но об этом потом. Нам нужно ещё до этого добраться. А пока перейдём к рассмотрению равновесной петли второго порядка.

 

 

 


Оглавление

2. Сны об Изначальном
3. Архитектоника Равновесия
4. Инверсум

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

30.06: Алексей Горшенин. Морские волки (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!