HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Алекс Ведов

О глупости и глупцах

Обсудить

Эссе

(на чтение потребуется 47 минут)
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.05.2013
Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12


Часть 12


 

 

 

О глупости можно писать бесконечно, но думаю, уже хватит. Напоследок нужно сказать пару слов ещё об одной важной характеристике глупости. Это отношение к итогу каких-то событий, в которые глупец вовлечён или которые как-то его касаются. Разумный человек, в общем, способен учесть все доступные его уму существенные факторы, влияющие на ситуацию, в том числе и его собственное отношение к исходу этой ситуации. Если на текущие события оказывает влияние ещё что-то, что не поддаётся его контролю, то и в этом случае разумный способен скорректировать своё отношение к тому, что получится в результате.

Разумный, в общем, видит и учитывает все существенные плюсы и минусы, все важные составляющие и векторы – как объективные, так и субъективные (которые нередко оказываются важнее объективных). Чем человек разумнее, тем большее число значимых факторов он подводит к общему балансу, чтобы в результате спрогнозировать итог, и уж, во всяком случае, подготовиться к нему. Кроме того, разумный понимает, что никакой итог, в общем, не однозначен и не окончателен: у любой ситуации были предпосылки и причины в более объёмном контексте действительности, и будут также многочисленные разнообразные следствия. Одним словом, подход разумного человека в оценке каких бы то ни было событий – интегральный.

Подход же дурака – преимущественно фрагментарный. Оценка дураком любой сколько-нибудь сложной ситуации зачастую отчаянно грешит неполнотой. В оценке любой проблемы он видит только часть (и, как правило, не самую существенную), упуская из виду всю картину или общую тенденцию развития событий. Он не склонен рассматривать явления в более широком контексте. Он ухватывает преходящие, случайные моменты и отбрасывает устойчивое и закономерное. Он часто не способен видеть даже и тогда, когда события подошли к концу. Поэтому явный итог для дурака часто оказывается неожиданностью. Что касается итога неявного, то часто глупый проявляет сильные эмоции там, где ничего по большому счёту не произошло; ликует там, где впору прослезиться; негодует или сетует там, где стоило бы порадоваться.

 

Такое положение вещей очень хорошо иллюстрирует старая китайская притча. У человека в клетке жили обезьяны; он давал им по три кило бананов утром и по четыре вечером. Однажды он по какой-то причине объявил им, что теперь будет наоборот: он будет давать им по четыре утром и по три вечером. На что обезьяны сильно возмутились и стали беситься. Тогда мудрый человек сказал, что он отменяет своё решение, и всё будет по-старому, чем тотчас успокоил их и очень обрадовал.

Так вот, глупые очень часто ведут себя в жизни как те обезьяны: они тратят много эмоций (преимущественно, отрицательных) на переживание ситуаций, которые сами по себе (по большому счёту и трезвому рассуждению) мало что, а то и совсем ничего для них не меняют. А тем более, тех ситуаций, которые, опять-таки по большому счёту, от них не зависят.

 

Если бы глупцы умели подводить общий знаменатель тому, что с ними происходит, и в особенности тому, что делают они сами, в мире было бы куда меньше физических и моральных страданий, неразберихи и бестолковщины, отходов и грязи, бессмысленной суеты, напрасных дел, бесполезных занятий, ненужных вещей… можно долго перечислять. Одним словом, жить было бы легче и приятнее.

Но, к сожалению, глупость – неустранимое человеческое качество и будет существовать столько, сколько само человечество.

И ещё, чтобы расставить все точки над «i»: я достаточно много уделил внимания глупости не только потому, что считаю данную тему интересной и важной (а она действительно интересна и важна); не потому, что много пострадал в жизни от дураков, хотя было (а кто от них не страдал?); и не потому что глупость мне лично столь ненавистна (хотя дураков, в особенности активных, честно признаться, не очень люблю). Дело ещё и в том, что аспекты глупости, которых я коснулся, в какой-то мере присущи и мне самому (а если бы это не было так, то и анализировать её было бы, по меньшей мере, нескромно). Надеюсь всё же, что присущи не все и не слишком.

 

 

 


Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.07: Михаил Ковсан. Кара-н-тин 2 (повесть)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!