HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 г.

Алекс Ведов

О глупости и глупцах

Обсудить

Эссе

(на чтение потребуется 47 минут)
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 15.05.2013
Оглавление

8. Часть 8
9. Часть 9
10. Часть 10

Часть 9


 

 

 

Ещё кой-какие наблюдения относительно глупых и глупости.

То, что дураки не выносят одиночества, замечено и высказано уже давно и неоднократно. Конечно, то, что некий человек долго не может без общения с другими, само по себе ещё не характеризует его как глупого. Но верно обратное: если некто не обременён избытком интеллекта, то вряд ли он способен наслаждаться собственным обществом сколько-нибудь продолжительное время. Прав Шопенгауэр: каждый, предоставленный сам себе, сталкивается с тем, что он есть в действительности. Самодостаточность – удел интеллектуально развитых людей. Для глупого же быть самому себе собеседником – непосильная задача. А так как обществом разумных ему тоже наслаждаться трудно (а им его обществом – и подавно), то он хорошо себя чувствует только в компании подобных себе.

Ну и поскольку в любом массовом скоплении народа всегда присутствует немалая доля не шибко разумных, то и дурака всегда тянет туда, где толпа. Там он найдёт живое подтверждение тому, что таких, как он, не так уж мало; что его интересы, мысли, реакции, эмоции, инстинкты не только имеют право на существование, но вполне естественны и нормальны. Чем ниже уровень личностного развития (включая умственное), тем сильнее в человеке действует стадное начало. Соответственно, дурак – существо стадное во многих проявлениях.

В общем-то эта тема настолько избита, что ещё раз избивать её нет никакого желания. Просто её не миновать, когда говоришь о глупости. Ещё необходимо отметить, что всевозможные массовые мероприятия: представления, митинги, шоу, кампании, акции и т. п. – в подавляющем большинстве своём рассчитаны именно на человека, чей уровень развития не выше среднего. Их устроители прекрасно осознают и учитывают это. И чем более массовый характер носят эти мероприятия, тем ниже умственный уровень их предполагаемого среднестатистического участника.

 

В продолжение данной темы можно отметить и то, что дураков привлекает всё шумное, а коллективные затеи почти всегда сопровождаются оглушительными звуковыми эффектами. Да и сами дураки любят создавать мощное сотрясение воздуха, особенно если это делается сообща. Шум – это некий сигнал, с помощью которого дураки оповещают друг друга: сюда, мы здесь!

Вообще, неоднократно замечал, что чем хуже у индивида дела обстоят с интеллектом, тем больше он генерирует разного шума разными способами, и тем громче этот шум. Всегда и везде: и в быту, и в повседневном общении, на работе, на отдыхе… Избыток звуковых колебаний повышенной мощности и разнообразной амплитуды – частый побочный эффект жизнедеятельности дураков, в особенности активных. Яркий пример – молодые недоумки на мотоциклах, с оглушительным рёвом несущиеся по тихим ночным улицам: знай, блин, наших! То же самое можно сказать и о многоголосом рёве болельщиков на стадионах. Если дурак включает музыку – то непременно на всю мощь децибелов своей аппаратуры, чтоб всё вокруг сотрясалось.

Очень падки дураки также на всё новое, особенно если оно яркое, блестящее и пёстрое (это, главным образом, относится к дуракам женского пола). Или рекламируется как очень полезное и избавляющее от всех проблем – будь то лекарство, продукт или бытовое приспособление. Поэтому, кстати, и реклама со всеми её приёмами делается для людей, мягко говоря, мало склонных к критическому анализу. И здесь стадный инстинкт предсказуемо срабатывает.

Разумный, тем паче мудрый, хорошо понимает: по большому счёту ничего нового под луной нет, включая главные человеческие проблемы. И очень трудно решить какую-то закоренелую проблему, не создав попутно другой, не менее сложной. И уж тем более от всех проблем человеку никогда не избавиться. И если что-то в жизни есть ценное, то оно не столь уж новое; а если появляется нечто радикально новое, то на поверку оно не столь уж ценное, как о том трубят во всеуслышанье.

А вот попытайся довести всё это до сознания глупого, хотя бы в самой общей форме – он отмахнётся и скажет, что это всё умничанье. Или, если он не законченный кретин, обвинит тебя в ретроградстве, в отсталости от жизни и в недоверии к прогрессу и возможностям человека.

 

Также характерно отношение недалёких к новостям: они постоянно жаждут узнать что-нибудь новенькое из жизни своих родственников, знакомых, малознакомых, а то и вовсе не знакомых людей. Хотя события, по-настоящему значимые для многих людей, в жизни происходят совсем не часто. И по сути, настоящих новостей, которые стоило бы узнать, всегда было не так уж много – и в ближнем круге каждого человека, и в доступной ему для восприятия части мира. И то, что СМИ подают под видом новостей – это, в основном, всё та же бесполезная, бессодержательная и бессмысленная жвачка для мозгов, только в ежедневно разных фантиках; к тому же в большинстве случаев намеренно или ненамеренно искажённая.

Мудрый знает: 99% (если не больше) того, что происходит в мире – это старые истории на несколько более новый лад, уже тысячи раз происходившие в других местах, в другие времена и с другими лицами. Да и редко случается что-то, что важно для многих, и в то же время хорошее. Поэтому мудрецы новостей не ждут и уж тем паче не жаждут. Недаром любимые мною даосы (вроде, приписывается им) придумали пословицу: отсутствие новостей – хорошая новость.

 

 

 


Оглавление

8. Часть 8
9. Часть 9
10. Часть 10

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

05.07: Михаил Ковсан. Кара-н-тин 2 (повесть)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!