HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Михаил Вишняков

Лики Забайкалья

Обсудить

Эссе

 

К 65-летию со дня рождения поэта и писателя Михаила Евсеевича Вишнякова.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.05.2010
Оглавление


1. Персидские мотивы в Чите
2. Шел казак по Аргуни родной

Персидские мотивы в Чите


 

 

 

В эмигрантской печати Харбина тридцатых годов промелькнуло сообщение о неудавшемся покушении на русского художника Генриха Энгеля. Стрелял из пистолета, но промахнулся некто «турецкоподданный» г-н Машед…..

 

Генрих Генрихович Энгель – тайна в тайне, как матрешка в матрешке художественной жизни России первой трети XX века. Судите сами: канцелярия персидского шаха из династии Каджаров обратилась к правительству России оказать помощь в лепной и живописной отделке нового шахского дворца. Это накануне-то грозной иранской революции, войны России с Японией и русской революции 1905 года?

 

И кого же послало петербургское правительство в Тегеран? Не академика, не прославленного мастера, а выпускника художественно-промышленного училища из Баку, двадцатилетнего Генриха Энгеля в придачу к сорока таким же мастерам. Конечно, Энгеля рекомендовали высокие покровители, вероятно, из МИДа или еще выше.

 

Персия, страна древнейшей культуры с ее Ширазом, родиной поэтов Саади и Хафиза, центром миниатюры и ковроделия; с Тебризом, где художества славились изысканностью ритмов, звучностью цвета, жизненной сочностью образов, с архитектурными красотами Хоросана…

 

И, тем не менее, русский художник с немецкой фамилией Энгель вернулся через два года из Персии, осыпанный милостями и наградами. Сам персидский монарх официально выразил благодарность и восхищение МИДу России за прекрасную отделку дворца, за царственное великолепие и утонченный вкус дипломатических залов и личных покоев

 

В России на прославившегося художника «положил глаз» и сманил в Сибирь разбогатевший к тому времени купец Второв. В Иркутске надо было расписать только что построенный пассаж. Потом оказалось, надо расписать и дворец наместника Государя Императора на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева. Из Порт-Артура Генриха Энгеля выгнала начавшаяся война.

 

Почему он не задержался в Харбине, не проследовал в Иркутск или купеческий Омск, а задержался в Чите? Может быть, прельстился Генрих Генрихович затевавшимся строительством купеческих особняков Полутова, Игнатьева, Хлыновского, Второва?

 

В Чите Энгель открыл свою мастерскую, брался за живопись и чеканку, лепнину и роспись по ткани, портреты на стекле и фарфоре. Работал сам и обучал молодежь, взбадривал провинциальную Читу энергией, фантазией, художественным авторитетом высокого профессионального уровня. Жестоко высмеивал купцов за их тягу к аляповатости, балаганщине и скупость на прекрасное.

 

Сбежал от большевиков в 1918 году, но неожиданно вернулся во времена атамана Семенова. В 1921 году купил изящный особнячок у читинского домовладельца Давида Хевелевича Фукса. Внутреннее убранство изменил не перестройкой, а росписью. Вероятно, молодость, проведенная в Персии, оставила неизгладимый след в душе – сочные арбузы, яблоки и груши, гроздья винограда вокруг персидского кувшина – остатки этой живописной роскоши еще и сейчас проступают на потолке его дома по улице Декабристов (бывшей Охотской).

 

Второй раз сбежал от большевиков после 1922 года и объявился в Харбине, где его прекрасно знали и почитали: Генрих Генрихович преподавал художества, консультировал строителей, изредка и сам брался за роспись.

 

А «турецкоподданный» г-н Машед оказался родом из Персии, он откупился от полиции и исчез. Харбин – это гнездо мировых разведок и тайных операций 30-х годов – позволяет человеку неожиданно появиться и раствориться в мутном потоке Сунгари…

 

Сергей Есенин в своих «Персидских мотивах» писал:

 

В Хоросане есть такие двери,
где обcыпан розами порог.

 

Именно эти строки пришли мне на память, когда разглядывал на потолке особнячка Фукса Энгеля краски «персидских мотивов» незаурядного художника, которого забыли и Тегеран, и Иркутск, и Порт-Артур, и Чита. История беспощадна к мастерам.

 

 

 


Оглавление


1. Персидские мотивы в Чите
2. Шел казак по Аргуни родной

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.01: Яна Кандова. Многоточие (миниатюра)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!