HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Михаил Вишняков

Лики Забайкалья

Обсудить

Эссе

 

К 65-летию со дня рождения поэта и писателя Михаила Евсеевича Вишнякова.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.05.2010
Оглавление

2. Шел казак по Аргуни родной
3. Ярмарка пантов
4. «Однако, зря промазали…»

Ярмарка пантов


 

 

 

Одним из любимых символов Забайкалья исстари считается изюбр – гордый олень с поднятой головой. В 70-е годы XX века он даже был на заставке Читинской студии телевидения. Московские лихоимцы из шайки будущих западных демократов достали-таки через обком КПСС руководителей телевидения:

 

– Уберите этого козла с экрана!

 

Убрали. Но на телевидение обрушился возмущенный ураган писем и звонков истинных патриотов Забайкалья:

 

– Куда дели нашего козла? Верните нашего рогатика!

 

Вернули. Потом он долго-долго стоял на смотровой площадке, где в XXI веке поставлена часовня. Ему отпилили рога. Но снова и снова народ восстанавливал своего гордого, смелого, вольнолюбивого царя забайкальской тайги…

 

Настоящие охотники знают, что 100 дней растит изюбр свои драгоценные рога. Сто дней весны, когда начинают прорезаться на рогах «пеньки», зверь не знает ни сна, ни покоя. Ведь будущие рога пронизаны кровеносными сосудами и нервами, они ветвятся на 10 и 12 концов. Малейший удар об ветку пронзает болью мозг зверя, капля дождя гремит, как граната, в его ушах. Спасают изюбра чрезвычайная скрытность, осторожность, острота зрения и слуха – к 22 июня вырастает на голове целый цветущий куст бархатных рогов, налитых целебнейшей кровью. Все это называется панты, а лекарство из пантов – пантокрин.

 

Изюбр, по-эвенкийски «богун», при сотворении мира имел четыре глаза, был самым зорким обитателем тайги. Возгордился этим, стал хвастаться, что никто его не скрадет. Бог, конечно, обиделся и в назидание другим гордецам неслышно подкрался к изюбру и вырвал у него два глаза. Следы от них остались в виде черных шрамов под глазницами. Теперь изюбр – самый чуткий и подозрительный житель леса.

 

Есть в Южной Монголии, в западной части Туймотского аймака, у южной подошвы хребта Инь-шань, к северу от изгиба желтой реки Гоанго, город Гуй-хда-Чень, где ежегодно с пятнадцатого числа Одиннадцатой луны открывается ярмарка пантов «Лу-жунь» или «Лу-цзецзе», – прочитал я в старинной хронике. Впрочем, продолжу цитату:

 

«Западные панты идут через Кяхту. Привозят их караванами из Туркестана, из Нин-ся, из Маньчжурии везут – из Калгана, Долой-Нора, севернее – из Ури, Улясутая, Кобдо. Особенно ценятся панты с лобовой костью, красивой формы, с темно-пепельно-бархатной шерстью, так называемые «ти-шоу». Поставщиков пантов китайцы угощают вином, сластями и певицами…».

 

Добыча пантов – старинное и весьма престижное занятие забайкальских зверопромышленников. В девятнадцатом веке, например, только торговые фирмы Басова и Коковина продавали в Китай до тысячи пар пантов – это несколько тонн дорогого лекарственного сырья. Хищничество процветало. Торговые дома и фирмы стремились к наращиванию торгового оборота…

 

Естественно, изобилие зверей (под каждой сосной по изюбру) по сравнению с отчетами первых русских землепроходцев падало. И в 1843 году Аким Андреевич Нескромный из села Танга первым в Забайкалье выкопал сто пятьдесят ловчих ям, отловил двадцать три зверя и стал содержать их, как коров или лошадей. На заимке по реке Ингоде был огорожен загон с клином луга, лесом и кустарником, с болотцем и проточной речушкой. Саму ограду сделали из лиственничных жердей, вогнанных в пазухи столбов, высотой до четырех аршин. На случай непогоды – два навеса. На зиму Аким Андреевич заготавливал сено из расчета десяти-пятнадцати больших копен на одного зверя. А еще овес, мякина, колоба из глины с солью, гуджир, грибы, березовые веники. Зимой – водопой два раза, причем с подсоленной водой.

 

Пантовая «лихорадка» прокатилась по всей долине Ингоды. Около 300 хозяев содержали до тысячи зверей. Известными звероводами стали в Танге семьи Кривоносенко, Скубиевы, Старчаковы, Писаренко, Голубевы, Днепровских, Калашниковы, Богодуховы, Щербаковы.

 

В Арте изюброводством занимались братья Григорьевы, Горковенко, Бродягины. В Гореке – священник Корнаков, в Нижней Салии – Косыгин и Худякин, в Улетах – Ефим и Егор Середины, в Тыргетуе – Рыбаков и Ланцев, в Шехолане – Горлачев, в Ново-Павловске – Куприянов и Климов, в Нижних Ключах – Акушевский, в Чикое – Гуляев и Рубинштейн.

 

Спиливание зрелых рогов после 22 июня превращалось в целое событие для деревни. Обычно подбирались семь-десять смелых и проворных мужиков. Пили чай, принимали по чарке для храбрости и входили в загон. Зверей сгоняли в узкий проход, бросали под ноги веревочные петли, подсекали изюбра, наваливались на зверя всей гурьбой. Бывалый дедок, опытный резака, перекрестив лоб, срезал панты ножовкой или лучковой пилой, покрывал рану землей, смолой и воском, бинтовал пеньковой куделью.

 

Случалось, что обезумевший от боли пантач вырывался, рвал веревки, ломал загон и летел к лесу скачками, неся на спине двух-трех отчаянных пантовщиков. Рев и свист, лай собак, топот конной погони, аханья баб и визг ребятишек – то-то было зрелище!

 

Однажды снимали рога братья Писаренко. Мужикам, державшим зверя, показалось, что дед Еким уже закончил бинтование среза. Они и отскочили в стороны. Изюбр взлетел на ноги, бросился и понес бедного Екима Петровича в лес. Два часа искали перепуганные братовья старого резаку. Наконец, слышат голос с березы: «Язви его в печенку, попрыгун дикошарый, вишь чо наделал…» Дед Еким висел в развилке, насаженный штанами на крепкий сук.

 

Бывали истории и похлеще. Чикойские промысловики, наученные заезжим цыганом, стали обмазывать рога негашеной известью. Это гарантировало сырье от загнивания и сохраняло при сушке дополнительный вес.

 

Китайские покупатели вначале приговаривали: «Чикой – хоросё-хоросё панты». Потом без всяких химлабораторий обнаружили в целебных пантах привкус извести и отказались покупать чикойскую продукцию, и чуть ли не отметелили чикоян.

 

Тогда нашлись в Чикое ухари, давшие слово восстановить сбыт. Оседлали коней, взяли запасных в повод, закинули за плечи добрые винторезы и под началом лихого Кехи Лоскутникова махнули через границу. Какие-то монгольские всадники несколько раз пытались догнать небольшой отряд чикойских контрабандистов, но безуспешно. На одном из ночлегов пропал Кеха. Почти два года cтранствовали по Тибету и Китаю наши земляки. Продали панты и лошадей, тайными тропами пробрались назад, дали добрый куш китайским чаем и шелком кяхтинской таможенной страже и… дело забылось.

 

А вы еще спрашиваете, откуда в чикойской деревеньке можно увидеть старинную китайскую фарфоровую сахарницу или вазочку для земляничного варенья?! Оттуда, чикояны-хитрованы!

 

 

 


Оглавление

2. Шел казак по Аргуни родной
3. Ярмарка пантов
4. «Однако, зря промазали…»

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.01: Яна Кандова. Многоточие (миниатюра)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!