HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Милослава Занегина

Пиковая Дама – Королева Мечей

Обсудить

Статья

 

Анализ повести А. С. Пушкина через систему Таро

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 30.08.2019
иллюстрация. Название: «Карта шутовского колпака» (ок. 1580–1590). Автор неизвестен. Источник: https://lastfm-img2.akamaized.net/i/u/ar0/0a7b88584408481dc8ae73dc329d8122.png

 

 

 

В XIX веке карты пользовались большой популярностью, особенно в аристократической среде любили развлекаться карточными играми. Не исключением был и Александр Сергеевич Пушкин, значившийся в своё время в полицейском списке московских картёжных игроков под номером 36 с характеристикой «известный в Москве банкомёт».

Однако во все времена в карты не только играли, на них гадали. Пушкин, несомненно, не мог считать гадания пустой выдумкой. Известна история о том, как молодой поэт посетил гадалку Шарлотту Кирхгоф, которая напророчила ему жизнь в изгнании (две ссылки), народную любовь и насильственную смерть от белокурого человека.

Пушкин, как и многие его современники, знал значение гадательных карт и раскладов. Об этом говорит даже эпиграф к повести «Пиковая дама»:

 

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.

Новейшая гадательная книга.

 

Сюжет повести был подсказан Пушкину князем Голицыным, который, проиграв крупную сумму денег, обратился к своей бабке княгине Голицыной. Та открыла ему тайну трёх карт, с помощью которых молодой князь отыгрался.

«Пиковая дама» была издана в 1833 году, скоро Пушкин писал: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза».

Смысл происходящего в повести ясен без особых знаний о значениях карт. Но подробный анализ позволяет увидеть то, о чём автор не писал прямо, о чём думал во время создания произведения и что в него вкладывал.

Карточное гадание восходит своими корнями к древнейшей системе Таро. Поэтому сегодня мы рассмотрим «Пиковую даму» А. С. Пушкина через его многогранную призму.

 

 

Образ Германна через символику старших арканов «Император» и «Дьявол» и последствия неверного выбора

 

Тайну трёх карт пушкинская графиня Анна Федотовна узнаёт от графа Сен-Жермена.

Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного? Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая?

Сен-Жермен – реальная историческая личность. Он известен как путешественник, алхимик и оккультист, владевший почти всеми европейскими языками, а также арабским и древнееврейским. Происхождение графа Сен-Жермена, его настоящее имя и дата рождения неизвестны. По наиболее распространённой версии, он португальский еврей, следовательно, знавший древнее еврейское учение Тору (первую часть Библии, книги Моисея). Тайные знания, содержащиеся в Торе, называются Каббала. Каббала связана с осмыслением Бога, природой человека, целью существования той или иной личности и человечества в целом.

Символическая система древнего иудейского учения выражена в картах Таро. Вероятно, само наименование «Таро» произошло от названия учения.

Сен-Жермен в переводе с французского значит «Святой Герман». Таким образом, в пушкинской «Пиковой даме» мы встречаем двух персонажей с именем Герман(н).

С одной стороны – Святой Герман, Сен-Жермен, человек, обладавший тайным знанием, но не злоупотребляющий им. Читаем у Пушкина:

Впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почётную наружность и был в обществе человек очень любезный. <…> Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением.

С другой стороны – Германн, главный герой, в котором борются две противоположности: Наполеон и Мефистофель. У Пушкина неоднократно встречаем сравнения:

Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.

Наполеон – это сторона его личности, символизирующая Императора; в системе Таро Император – старший аркан, означающий власть и порядок. В раскладах на личность карта Императора информирует о человеке ответственном, склонном к лидерству, способном сражаться и побеждать.

Пушкин отмечает следующие черты Императора у Германна: «…жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти», «…отроду не брал он карты в руки», «Германн немец, он расчётлив, вот и всё», «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты».

Более всего Германн похож на Императора в момент признания о доведении графини до смерти, раскаяния:

«Он сидел на окошке, сложа руки и грозно хмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона».

Мефистофель – это сторона личности Германна, символизирующая Дьявола. В Таро это старший аркан, означающий зависимость и искушение. В раскладах на личность Дьявол рассказывает о человеке несерьёзном, создающем губительные ситуации для самого себя.

Германну трижды даётся шанс выбрать между правильной и ложной дорогой, как герою русских сказок, стоящему перед придорожным камнем, на котором начертано: «Направо пойдёшь – богатым будешь, налево пойдёшь – женатым будешь, прямо пойдёшь – смерть свою сыщешь». Истинный герой всегда идёт на смерть и побеждает. Германн каждый раз сворачивает в сторону «богатым будешь».

Первый выбор мы можем наблюдать, когда Германн узнаёт историю трёх карт и решает: сблизиться ли с графиней или самому продолжать зарабатывать капитал? Германн выбирает путь соблазнения воспитанницы графини, чтобы узнать тайну карт.

Второй выбор происходит, когда Лизавета Ивановна ждёт Германна в своей комнате, а он, вместо того чтобы встретиться с надеющейся на его появление девушкой, сворачивает в комнату старухи, где, вынув пистолет, выпытывает у графини дурманящий секрет.

Третий выбор описан, когда призрак графини приходит к Германну и посвящает его в тайну карт с условием его женитьбы на Лизавете, но Германн думает только о богатстве, не допуская мысли о бедной воспитаннице.

Именно поэтому, а не по случайности, в самый ответственный момент Германн «обдёрнулся», перепутал карты, вместо туза вытянул пиковую даму и проиграл всё, что имел, словно сам Дьявол двигал его рукой.

 

 

Значение тройки, семёрки, туза и пиковой дамы в системе Таро

 

В карточной игре «фараон», с помощью которой Германн хочет собрать куш, масть карты не имеет значения. Но, описывая видения Германна, Пушкин использует конкретные сравнения, которые дают нам понять, каких мастей были заветные карты.

Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна, настоящая тройка червонная!». Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком.

Итак, молодая девушка, червонная масть, грандифлор (роза) – всё говорит о масти Кубков в Таро (черви в привычном понимании, о чём сказано прямо). Тройка Кубков в прямой позиции означает исполнение желаний, счастливый исход дела, прохождение трёх испытаний. В обратной позиции она предостерегает героя, советует не злоупотреблять «поводами для улыбки».

Представляя готические ворота, мы видим пики на них. Можно предположить, что перед нами Семёрка Мечей (пиковая масть в упрощённых игральных колодах). Семёрка Мечей в прямой позиции означает неожиданные неприятности, которые, впрочем, можно преодолеть хитростью, если постараться. Карта не терпит решительных действий.

Туз в образе пузатого мужчины или паука также символизирует масть пик. «Spades» (с англ. – пики) созвучно со «Spiders» (с англ. – пауки).

Если перенести три карты на периоды трёх выборов, то мы увидим, как постепенно ситуация становится хуже и как Германн становится всё меньше подвластен императорскому началу, всё больше теряет контроль над своими желаниями, всё ближе становится к началу Дьявола в себе – оттого пропадает и рассудок, уберегающий от необдуманных действий. Сюжету подходит обратная позиция Туза Мечей, говорящая о недостатке тактичности и о том, что противостояние, в котором вы саркастично осмеивали оппонентов, приведёт к поражению, а вы так и не заметите, что краха можно было избежать.

Если взять прямую позицию Туза Мечей, мы увидим расклад, который привёл бы Германна к выигрышу. В этом положении карта советует сконцентрироваться, говорит, что сейчас вы способны на всё и без труда, плывя на потоке свежей энергии, преодолеете любые препятствия. Однако Туз отвернулся от героя.

Пиковой Даме в системе Таро соответствует Королева Мечей. Она выступила исключительно против Германна, поэтому мы рассмотрим её в обратной позиции.

Из «Большой энциклопедии Таро» Юлии Гусак:

 

Вы переступли тонкую грань между гневом и бешенством. Дьявол заставляет вас говорить саркастичные и оскорбительные слова, мстить жестоко и фанатично.

 

Другими словами, карта говорит о полном переходе человека во власть Дьявола.

 

 

Секрет успеха тройки, семёрки, туза

 

Предположительно загадка может быть скрыта в нумерологии, науке, тесно связанной с Таро. В числовом виде этот расклад выглядит так: 3, 7, 1. В Таро правильный расклад по возрастанию карт: 1, 3, 7.

Интересное явление: 137 считается магическим числом и часто встречается не только в священных писаниях, но и в точных науках, в физике, математике.

Согласно Торе, отец Моисея жил до 137 лет, как и Левий, родоначальник колена Левия. У Ноя было три сына и семьдесят потомков; от Адама появились три патриарха, после чего семья выросла до семидесяти членов (по поколениям: 1, 3, 70). В младших арканах Таро отсутствует карта, которая была бы привязана к нулю, поэтому, пока мы рассматриваем нумерологический анализ числа 1370 в совокупности с Таро, наличие нуля не влияет на значение числа.

В физике число 137 связано с вероятностью поглощения электронами фотонов, а также известно как постоянная тонкой структуры. Великий физик Ричард Феман писал о числе 137: «Оно является величайшей тайной физики, можно сказать, рука Бога написала это число». Другой великий физик Вольфганг Паули пытался расшифровать космическое число 137.

Значит, карточный расклад с божественным числом 137 гарантирует успех. Но вмешивается Дьявол, и Германн вынимает Пиковую Даму вместо Туза.

Германн проигрывает, потому что он делает неправильный выбор. Он не использует даже последний шанс, который ему даёт призрак графини на третий день после роковой ночи.

Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял её за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести её в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, – и Германн узнал графиню!

– Я пришла к тебе против своей воли, – сказала она твёрдым голосом, – но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, – но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...

Что из завещанного графиней не выполняет Германн? Германн думает только о выигрыше, его не мучает советь за смерть графини, и, самое главное, он начисто забыл о Лизавете Ивановне.

Интересны слова графини: «Я пришла против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу». Кем велено? Кто отправил призрак графини к Германну? Согласно Библии, на третий день после смерти душа, как грешника, так и праведника, встречается со своим Ангелом Хранителем, который ведет её на встречу к Господу. Значит, именно высшие силы велели графине открыть Германну тайну карт, дать герою последний шанс. Но Германн не проходит испытание, его занимает только мысль о выигрыше.

Тройка, семёрка, туз заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи.

 

 

В заключение

 

Таким образом, мы видим, что в сюжете «Пиковой дамы» раскрываются проблемы двойственности человеческой натуры и правильного выбора. Германн поплатился за неверный путь, за то, что убил в себе Императора, позволил Дьяволу играть с собой.

Символизм Таро включает в себя двойственность, положительные и отрицательные качества каждой карты, и подсказывает верный путь. Судьба неоднократно даёт нам шанс предотвратить те неприятные, как нам кажется, случайности.

На самом же деле каждая случайность – это последствие нашего выбора в прошлом.

Широта мысли, количество вложенных символических значений даже в небольшой повести великого русского писателя и поэта в очередной раз доказывают его талант «вплетения» глобальных идей между словами, столь серьёзный подход к своим творениям и его гениальность.

 

 

 


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!