HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 г.

Записки о языке

Дмитрий Муравкин. Самое древнее слово

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за декабрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 10.12.2017
Иллюстрация. Название: «Древо мудрости». Автор: Вероника Касаткина. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4993487/

 

 

 

Недавно в Интернете мне попался вопрос: «Какое слово в русском языке самое древнее?». Первое, что пришло в голову – это местоимение «Аз». Освоение любой науки, каждого ремесла начинается с азов, с образа «Аз» начинается азбука, но, самое главное, самосознание человека в мире, в космосе невозможно без постулата: «Аз есьм». С понимания и утверждения себя не тварью, а творцом и начинается процесс словотворчества, то есть создания языка. Само слово «язык» – видоизменённое «азык» – содержит указание на свой исток.

Вы знаете, ранее буквы в русском алфавите соответствовали не просто фонемам, но имели также и образное содержание. Каждая из них обозначалась словом: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро и т. д. Многие считают, что в этом заключен лишь мнемотехнический приём, чтобы детям было проще учиться читать и писать. Есть и другая точка зрения. Образы буквиц несут фундаментальные знания о мире, человеке, законах бытия. С освоения этих образов начинается образование, формирование образа мышления, мировоззрения и миропонимания. Если встать на эту позицию, то можно сказать, что образы древнерусской азбуки и есть первые слова.

Красивая, хотя и несколько идеалистическая картина. Думается все же, что дать единственно верный ответ на вопрос, какое слово самое древнее, не представляется возможным, так как сначала, как минимум, следует уточнить, о каком историческом периоде идёт речь. Следует ли брать в расчёт только древнерусский или также и старославянский, нужно ли рассматривать всю группу славянских языков, находя в них самые первые общие корни? В то же время к ответу можно и подойти с другой стороны, так сказать, не в лоб, а в профиль.

 

Смотрите, самое древнее имя – «дьраво», самый древний глагол – «дьрати»[1] или, по-нашему, «дерево» и «драть», ведь само понятие древности произрастает из их основы. О ветхости слова свидетельствуют близкие по написанию и значению понятия в греческом, авестийском, латышском и других языках, а также множественные лексемы в современной русской речи, заподозрить которые в причастности к архислову нам не позволяет наша «образованность».

Если вы заглянете в этимологические словари, то, возможно, удивитесь, что слово «деревня» вовсе не соотносится ни с деревом, ни с древесиной, связь лежит на более глубоком уровне. Первоначально так называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее слово закрепилось за крестьянским поселением. То есть в древнерусском «дървъня» означало пашню, выдерганное, прополотое место[2]. Попутно языковеды объясняют и происхождение самого слова «дерево» – то, что выдирают, дерут.[3] 
Здесь я позволю себе не согласиться. Выдрать можно траву (ср. т(д)рава – драть), росток, молодые побеги. Выдранная вместе с остатками грунта трава так и называется «дёрн, дерновина». Не думаю, что в древности на Земле жили великаны, способные вытаскивать из почвы и взрослые деревья, высотой в десятки метров и весом в дюжины пудов.

Скорее, слово связано с получением различных древесных материалов, в первую очередь, коры и лыка. Из них делали множество используемых в быту вещей: плели лапти, корзины, верёвки и т. д. Из бересты или липового подкорья, луба, мастерили лукошки, туеса, короба, посуду (ср. выражение «ободрать как липку»). До сих пор язык хранит слова, доносящие до нас реалии далёкого прошлого. Народный художественный стиль лубок берёт начало от картинок, рисовавшихся когда-то на этом древесном материале. Грубый холст называли дерюгой, видимо, сохраняя память о периоде, когда «ткань» плели из драных волокон. Стоит упомянуть и первую необходимую для выживания вещь, которую брали у леса – дрова.

Щепой, которая так и называется – «дранка», крыли бревенчатые избы. В наше время кровля из осины, кедра или дуба считается роскошью. Материал абсолютно экологически чистый, но дорогостоящий и трудоёмкий в укладке. А мастеров, знающих, как сделать дранку своими руками правильно, по древним традициям, почти не осталось. Тем не менее, умельцы утверждают, что такая кровля служит не один десяток лет.

 

От корысти, получаемой с леса, глагол перешёл на животных. В статье «Кора и корень»[4] мы отмечали, что слова «кора» и «шкура» произошли от одного прародителя. Как драли кору и лыко, так стали драть и шерсть для прядения и ткачества. Драная шкура (дрань) породила понятия «дрянная», «дрянь», то есть с неё больше нечего взять (ср. поговорку: «С семи драных шкур – хоть шерсти клок»). Когда клочья выдирали, что называется, с мясом, получалась дыра. В более поздние эпохи дырки на ткани чаще протирались, поэтому, видимо, Шанский считает, что «драть» и «тереть» родственны в своём происхождении.[5] Безусловно, шкуры сдирали также и полностью, выделывая из них одежду, обувь и мехи (мешки).

Серьёзную потасовку, в которой участники драли друг друга в клочья, назвали «драка». Так что, если в схватке вы отделались лёгкими ушибами, то это была не драка в истинном смысле этого слова. В недалёком прошлом глаголом «драть» обозначали наказание детей за провинности (ср. «драть за уши», «надрать задницу», «драть, как сидорову козу»).

Вспомним и сказку «Коза-дереза». Хотя вообще-то, дереза – это растение, кустарник. По народному поверью, используется для того, чтобы посеять раздор в доме. Отсюда украинское «дереза» – «сварливый человек». Сегодня ботаники насчитывают до 90 разновидностей этого растения. Русское слово, по всей видимости, происходит от того колючего куста, который повсеместно встречается в средней полосе России: продираясь сквозь его заросли, легко изодрать одежду и кожу.

От глагола «драть» происходит и название блюда «драники», то есть приготовленные из драного, тёртого на тёрке картофеля. Являются неотъемлемой частью белорусской, украинской и русской кухни. Чтобы ободрать что-либо, нужно вначале сделать задир, зацепку. Отсюда выросли иносказательные «задирать», «задира», «задор». Задор – это также азарт, горячее желание в каком-то начинании. Слово достаточно позднее, в памятниках древнерусского периода не встречается, вошло в употребление в начале XVIII века. Производные: «задорный», «подзадорить», «раззадорить».[6]

Драть можно и горло, если поёшь слишком громко. Стоматолог дерёт зубы, скряга – тройную цену, гордец задирает нос, беглец дерёт со всех ног. В сердцах мы воскликнем: «Чёрт тебя дери». Если, поранившись, содрать кожу, то больное место начнет саднить, драть. Драть кого-либо можно розгами, когтями, зубами. Самый грубый, с крупной насечкой напильник, классифицируется как драчёвый. Десятки примеров словоупотребления можно придумать.

 

Начальный корень дал и другие абстрагированные иносказания: «дёргать» (нервировать), «дёргаться» (нервничать), «дерзать», «дерзить», «держать». Чтобы что-то как следует дёргать, это нужно покрепче держать. Иногда приходится прикладывать всю силу, мощь, власть. От последнего происходит, в частности, понятие «держава» – сильное независимое государство. Сначала слово имело значение – «область, которую властитель держит под своей властью, как бы в своих руках».[7]

Господь Вседержитель – древнейший образ в иконографии Иисуса Христа. В XVIII столетии в нём закрепляется новшество, появившееся под влиянием западноевропейского искусства. В руках Христа вместо Евангелия начинают изображать особый символ власти – державу, иногда вместе со скипетром. Исторически держава, представлявшая собою украшенный шар, была знаком отличия правителей Римской империи, символизировавшим мир и власть над ним.

Держава, увенчанная крестом, была одним из главнейших символов власти византийских императоров, а в конце XVI века она вошла в состав царских регалий русских государей. Для тех икон, где Господь представлен с державой в руке, эпитет «Вседержитель» в буквальном смысле приобретает значение «Держащий весь мир».[8]

 

Многие древние слова присутствуют в нашей речи и поныне. Можно с уверенностью сказать, что, чем большее наследие накоплено ими, чем дальше их потомки ушили от о́тчего дома, тем в более глубокие временные слои проникают их корни. Сегодня мы посмотрели лишь на один пример, возможно, многое упустив из виду. Тем не менее, очевидно, что из корня «дьра» выросло огромное развесистое дерево смыслов, дотянувшись вершиной до самых главных понятий современного мироустройства.

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

06.12: Владислав Шамрай. Рождающая дождь (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!