HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 г.

Елена Зайцева

Кто к нам пришёл и что бы это значило – I (№20)

Обсудить

Критический обзор


Критический обзор №20
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 16.04.2007
Иллюстрация. Автор: Игорь Якушко. Название: Сквозь

Сергей Нежинский

Стихи довольно сложные (сложноустроенные, запутанные), но нельзя сказать, что глубокие. Всё сводится к тому, что «я поэт» и «сейчас я вам это докажу».

Звукопись, честно говоря, утомляет:

 

запах тоски несется на запад

зарева рев

переулок в запое

кто расстегнул эти звездные запонки

в затхлом пространстве забытом как заповедь...

              («А.Ф.»)

 

...Листвой шурша

Пространство шаткое ветшало

И в чаще маялась душа

И суша медленно дышала...

              («Был спор минут»)

 

Синкопы, ренклоды, хоралы и порфиры дают понять, что автор – человек начитанный. Человеку неначитанному это всегда неприятно, но голосовала я «за» публикацию. Причина: это средний публикабельный уровень, то, что не скатывается в полный идиотизм и неумение.

 

 

 

Инга Павлова

Очень неравноценные тексты. Но есть хорошие – тексты, строчки.


 

Воробышек в горсти,

и нежность утюга...

Любимая, прости,

Но ты мне дорога.

 

Как видно из письма,

с Обводных берегов,

запарилась весна

над таяньем снегов...

 

– а дальше, к сожалению:


 

Так хочется цвести

и нравиться шмелю!

Любимая, прости,

Я все еще люблю

 

кого-нибудь взахлеб,

до слез, до хрипоты,

до неба и по гроб.

Любимая, но ты

 

По-прежнему в чести

у нотного ключа.

Любимая, свети

по имени СвеЧа.

 

Хоть и «СвеЧа», а всё равно не своё. Поэтессы этими «взахлёбами до хрипоты» буквально через одну всхлипывают. Хотелось чего-то другого.

Но одно стихотворение, пожалуй, и целиком неплохое:


 

Как из дырявого пакета

тугая струйка молока,

всю ночь с дивана до паркета

стекала сонная рука,

 

впадая в пригоршню, теряя

границы русла. До светла

из круглосуточного рая

несли зеленого стекла

 

предметы антиквариата

в карманах затрапезных брюк,

и в рамки лунного квадрата

прекрасно вписывался круг

 

знакомств. Комар благоговейно

слетал с лепного потолка.

К стакану юного портвейна

стекала сонная рука.

 

Почему-то больше всего мне тут «несли зелёного стекла» понравилось (ещё до того, как стало ясно, что это о предметах антиквариата). Звучит смешно, но изысканно (если такое вообще возможно). Кстати, может быть, потому это здесь таким милым показалось, что текст – вообще тексты Павловой – слишком уж правильные. Не хватает им, грубо говоря, какой-то дури...

Я голосовала «за» публикацию. Причина, думаю, понятна.

 

 

 

Дудати Чермен

В целом подборка довольно слабая, но иногда проскальзывает какая-то интересная, своеобразная ирония. Голосовала «за».


 

...А Северянин упражнялся

В полетах строк.

И вскоре в двери постучался

Тоскливый Блок.

Все замерли, он тихо, скромно,

На стул присел.

И не сказав ни слова, томно

На нас смотрел.

Потом промолвил: «Не сидите,

Стремитесь жить»!

Есенин вздрогнул: «Что вы спите?

Давайте пить»!

 



Евгений Черногалов

Тексты «домашние», если не сказать «дворовые».


 

Он любил ее, она его любила,

Он был нежен с ней, она была нежна.

За окном метель плясала и кружила,

У нее ж на сердце праздник и весна.

 

Он любил ее, она его любила,

Он ей клялся, свято верила она.

Да и так наверно все б ему простила,

Только что б не пробудиться ото сна...

 

Голосовала «против».

 

 

 

Мария Богомолова

Стихи неплохие – несмотря на то, что они в такой вот «сугубо женской» плоскости. «Yes, I’m Lady». Ожидания, надежды, разочарования. И да – предложения. Соломон Воложин в статье «Минус-приём» это озвучил так (надо сказать, очень грубо): «...И это представление поэтессы себя публике: «Восторженная, внутренне подвижная, в некоторой степени экзальтированная, склонная к театрализации обыденного барышня». – Как будто мужчинам себя женщина предлагает... И эта фотография женской головы, запрокинутой в экстазе...». Замечу, что фотокритикой занимаются в другом журнале. Хотя разобранное Воложиным стихотворение («Энергообмен») и действительно неудачное. Приведу другое.


 

              БЕЗ

 

Тихую, грустную возят автобусы.

В лужи ветвями вплетаются липы.

Горны безумия в тон с недосыпом.

Темные волосы...

Темные волосы...

Ты в сумасшедшем моем карнавале

Переливаешься. Рвешься на части.

Странные образы, редкое счастье,

Скрытые наспех халатом Кавали.

Память нещадно пылает укусами.

Вместо того чтобы выгнать взашей,

Я добровольно вживила мишень.

Если заметишь, чуть ниже... под бусами.

 

Посмотрите (послушайте), какой звук интересный: «Тихую, грустную возят автобусы» – медленное и как-то подвывает, и-у, о-о; «В лужи ветвями вплетаются липы» – не медленное и не быстрое, это такие... плетения средней скорости; «Горны безумия в тон с недосыпом» – быстрое, оно разгоняется, но на «в тон» спотыкается; потом топчется на месте (как будто боится снова споткнуться) – «Тёмные волосы... / Тёмные волосы...»... Хорошее завершение – «под бусами». Автор вообще умеет красиво, чётко текст закруглить, какую-то хорошую точку поставить.


 

...Каблуком у двери отобью стаккато

И веснушек, рассыпанных по щекам,

Я уже никогда тебе не отдам.

Дело даже не в том, что не конопата...

              («Жадность»)

 

И вот начало марта-месяца...

А я планирую повеситься.

Мечтаю тупо об одном,

Как он зайдет привычно в дом.

На свежекупленной веревке

Увидит ручки, ножки, бровки.

Осядет на пол и заплачет:

«Ушла любовь. Свободен, значит».

              («Нервы ни к чёрту!»)

 

Я голосовала «за». Не потому что эта плоскость женская, а потому что она определённая, определяемая. Не никакая т.е.

 

 

 

Василий Пурденко

Тут плоскость «агитплакатная». Она хоть и определённая, но это уже где-то за гранью поэзии. Политические частушки какие-то.


 

Страна парадоксов, страна ортодоксов,

Мятежников, воинов и бунтарей,

Страна декабристов, страна пацифистов,

Психушек, ОМОНа и концлагерей.

Страна патриотов, страна миротворцев,

Заложников мрази и торгашей,

Страна демагогов, страна царедворцев,

Поборников правды и алкашей...

              («Россия»)

 

Голосовала «против».

 

 

 

Григорий Подольский

Скучненькие шуточки. Никак, да и в общем-то ни о чём.


 

              О ПАВАРОТТИ

 

Сижу уныло на работе,

На годовой смотрю отчет,

А в это время Паваротти

В Миланской опере поет.

 

Судьбы забавны повороты.

Вот если бы наоборот –

Не он, а я был Паваротти,

То он бы составлял отчет.

 

Тогда б не мне, а Паваротти,

Как разъяренный красным бык,

Поставив на ковре напротив,

Начальство делало бы втык.

 

А я, который Паваротти,

(Нелегок выбранный удел)

С мечтой о годовом отчете

С триумфом бы в Ла-Скале пел.

 

Голосовала «против».

 

 

 

Алла Феррара

Стихи холодные, довольно искусственные. Но и довольно искусные. Поэтому я голосовала «за».


 

Когда садится день в галеру сумрака

И затихает чувственный прибой,

Безмолвия готическая музыка

Собою наполняет звук любой.

 

Укрывшись облаком, глядит луна застенчиво,

Туман немыслимые вяжет кружева

И льнет к земле, обласканная вечером,

Прохладой упоенная трава.

 

И, словно шалью, кутается маревом

Опустошительно-желейной тишины

Растроганная ночь – античная сударыня,

Чуть покачнув велюра камыши...

              («Растроганная ночь»)

 



Кирилл Румянцев

Много любвей, восклицаний, вообще эмоций. Главная буква – «Я», и это хорошо (оно же, конечно, может быть и плохо; грань тонкая, Румянцев чаще на хорошей стороне).


 

Увы! Сердились на меня.

У, Вы какие!

Какая свежесть, нега дня

У вёсен всех в России!

 

У вёсел не было уключин.

Вот случай!

Читал я в лодке вам из лучших:

Вам было скучно.

 

«Греби!» (Груби! Губи!)

 

Вот!

      Круговорот.

            И от_ворот, и поворот.

И говорили Вы, как в городе:

«Пейзаж уныл»

Всё половодье, топкий ил,

Какая-то торчит ракито-палка...

 

Не углядели Вы поэзии, а жалко!

 

Я голосовала «за». Видно, испугалась поэзию не углядеть :).

 

 

 

Кирилл Алейников

Сборник стихотворений называется «Каменоломня мысли». Удачное название. Это действительно «головная», рассудочная поэзия. И действительно слова уложены «каменно», они тяжёлые, неповоротливые. Но это скорее особенность, чем недостаток. Отторжения, раздражения – не вызывает.


 

Мы были молоды и неподкупны.

В ожидании слов изучали буквы,

Что должны были б составить

Имена, фразы и даже заглавия.

 

Алфавит развалился как речевой аппарат.

Буквы повыпадали, словно из десен зубы.

Что-то шипит изо рта на змеиный лад,

И еще, как собачий лай – «Рубль!», «Рубль!».

 

Мы хотели не этого...

 

Мечта обернулась интригой. Затем

Провалила все действие, и за кулисы

Бежала под негодованье и свист

Почтеннейшей публики. Их лица

 

Сложились со временем в недоуменное «Хмы...»

А затем по спине заскользил холодок понимания:

«Да как же, ведь это ж... ведь это же Мы

Недостойны в общем-то упоминания...»

 

Мы хотели не этого...

              («Постные души»)

 

Хороший рефрен – «Мы хотели не этого...». Эти повторения – как островки, и легче идти по тексту, когда есть передышки на них.

И, с моей любовью к коротким текстам, не могу не процитировать вот этот:


 

              НАБЛЮДЕНИЕ

 

Не умеем ни любить, ни жить...

Вот все мысли: как бы подороже...

К человеку просто так не подойти:

– Сгложет.

 

Голосовала «за».

 

 

 

Вячеслав Ковалевич

Тексты «узенькие» – такая вот очень любовная очень лирика. Позвонила – не позвонила. Сказала – не сказала. Удивилась или нет?.. Но что-то в этом «приятно-патологическое» есть, какая-то надежда на литературу. Может, если внимательно смотреть, удивилась или нет, что-нибудь и увидишь. И поймёшь. И напишешь.


 

              ВСТРЕЧА

 

– Здравствуй.

– Привет, – она удивлена и не скрывает.

Смотришь на нее, тебе кажется, очень долго.

– Надеялся увидеть тебя, как обычно.

А было ли – "обычно?".

– Так надоело повторять...

– Мне стыдно за тот день.

"За все то время..."

– Ты извини, я пойду.

– Я же люблю тебя, – вслед.

Шепотом.

 

Голосовала «за» (скорее, в качестве аванса).

 

 

Так (в целом неплохо, я думаю) обстоят наши поэтические дела. Прозе будет посвящена вторая часть обзора, «Кто к нам пришёл и что бы это значило – II».

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

23.04: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


Уже собрано на:

08.05: Сергей Жуковский. Дембельский аккорд (рассказ)

05.05: Дмитрий Зуев. Хорей (рассказ)

01.05: Виктор Сбитнев. Звезда и смерть Саньки Смыкова (повесть)

30.04: Роман Рязанов. Бочонок сакэ (рассказ)

29.04: Йордан Йовков. Другой мир (рассказ, перевод с болгарского Николая Божикова)

27.04: Владимир Соколов. Записки провинциального редактора. 2008 год с переходом на 2009 (документальная повесть)

25.04: Бранислав Янкович. Соловей-пташка (рассказ, перевод с сербского Анны Смутной)

22.04: Александр Левковский. Девушка моей мечты (рассказ)

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!