HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Елена Зайцева

Начало. Январские рассказы (№43)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.03.2009
Иллюстрация.  Автор: Терешкина Анна.  Название: "В поисках корма".  Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/3/6126/picture/0/189183.html

 

 

 

О публикациях второй половины января говорил в недавнем обзоре Игорь Солнцев, теперь о первой.

 

Первый наш январский рассказ (Олег Игорьин, «Соляный столп») больше никакой, конечно, чем хороший. Удачна эта библейская привязка – «соль («монолит. Но каждый раз по возможности старуха накладывала ещё новые пачки») – соляной столп», это единственная, но сквозная, на весь текст, удача. Она позволяет рассказику не рухнуть, а вот на большее её уже не хватает.

 

Сборник Валерия Степанова «Нерублёвские судьбы». «Вырос Алексей подстать своему отцу: таким же высоким голубоглазым красавцем. На третьем курсе случилась у него любовь с девушкой из его же группы. Она забеременела, и он был вынужден жениться. Вскоре Антонина Николаевна стала бабушкой». Поздравляем Антонину Николаевну. Что интересно: казалось бы, при такой-то прямоте изложения должно что-то зеркально-документальное получиться. А получаются сказочки. Про Любочку, Лёху, Салмана, Натана, Люську, Виктора, тётю, дядю, брата, сестру, татар, узбеков, депутатов, гостей, рижан и командиров. Что-то сродни сплетенкам и такое же терапевтическое, попытка упростить, «обезвредить» сложное, непонятное (других людей, жизнь).

 

Не упрощает Алексей Черепанов (рассказ «Углы обзора»). Я уже как-то говорила об авторе, как раз о том, что он «сложный» («…находит возможным называть жар сублимированным, а дорогу – асфальтированной горизонталью. Пока получается – почему бы и нет»). Немножко остановимся на том, почему же он находит всё это возможным. Как получается, что «снег мне не нравился своей неубедительной обстоятельностью». Понятно ведь, что ни холодно ни горячо от такого снега. Да его тут попросту нет, не добудешь ниоткуда. Тогда как «мне» – практически с любой точки… Это ведь даже не самовлюблённость (которая вполне может быть открытой всем ветрам), это самоупоение, тут «извне» теряется. Что находится, что получаем? Замкнутый цикл, в-себе-изоляцию. Потому-то тексты ничего по-настоящему не касаются, нет в них никаких снегов, сигарет и дорог. А несуществующие снега могут нравиться или не нравиться чем угодно, просто как заблагорассудится, вот и неубедительной обстоятельностью – тоже… Отсюда же, от «изоляции», и такая стойкая – застоявшаяся – серьёзность. Такой почти всегда грозит стать комичной. «Я лил кровь, рассыпал мешки с рубинами…» – просто по поросёнку Фунтику («– Пули свистели над головами!»). И тем не менее: при всей своей «болтологии энд терминологии» – при всей своей обстоятельности :) – Черепанов читается, во всяком случае «Углы обзора». Хотя, конечно, такое чтение – уже игра в поддавки, в «да, я слушаю», когда скорее стараюсь слушать…

 

Юрий Дудка, рассказ «Евлампий». Евлампий – бомж. Город – враг, когда бьёт, и друг, когда кормит. Вернее, какой «друг» – просто существо, с которым можно как-то ужиться, ведь есть же где-то уютные люки и удачные помойки, а «трубы делятся на холодные и тёплые». Можно наблюдать, как Город засыпает и просыпается, как он движется. Это движение теперь и есть время, другого нет. Или есть?.. Мир многомерен. Мир много-мирен, на каждый люк по глюку, и это ещё по самым скромным подсчётам… К Евлампию приходил старичок Лао, изучай, говорит, Дао. («– Да чо за хуй это Дао твоё?»). У Евлампия есть память, – ещё один мир, слишком яркий, чтобы быть реальным. «Потом мир выключается. Гаснет так быстро, как лампочка. И тогда снова слышит Евлампий голос старика, повторяющего речитативом одну и ту же фразу…». Совсем не «типовой» рассказ…

 

«Типово-абсурдный» рассказик написал Николай Медведев. Называется «Живое мясо». Всюду герою мерещится мясо, мясо-мясо-мясо-мясо, и я сам мясо, – он даже умирает, не выдерживает, бедняга. Происходит всё это точнёхонько там, где Хармс свою «Старуху» обнаружил. Нельзя дважды найти одну и ту же «Старуху», это ещё древние предупреждали…

 

И одну и ту же «Пилу» не найти. Пока герой рассказа Алекса Сергеева «Ничто – есть всё» понимает, что ему крышка, ты понимаешь, что на этом сеансе уже был («Очнулся он в тесном помещении. Рука была пристёгнута наручниками к ржавой батарее. Висящая на проводе лампочка заливала комнату блекло-жёлтым светом. В дырах отколовшейся штукатурки краснели кирпичи. К стене прислонилась массивная дубовая колонна маятниковых часов. «Тик-так, тик-так, – говорили они…»). Тем более, что кроме этого «где-то очнулся», в рассказе есть только «что-то заорал».

 

«Чепухокку» Алёши Локиса. Многовато этих «двинутых» чепухокку («Саблезубый идиот в плацкартном вагоне стоя на коленях смотрел телевизор чтобы не подохнуть и у него отвалилась голова»), многовато хотения. «Хочу» и голод правят миром, это понятно. Но я не люблю «про правительство», люблю про лазейки из всего этого. Они и здесь, в общем-то, есть. Намечаются. Взять, например, контраст между Вероникой и сестрой, его не сведёшь к хотениям, это интересно: а почему? и как?.. – как из лучезарных детей получаются такие пожухлые взрослые?

 

«Под крылом самолёта» Родиона Вереска – медленный, подробный (даже детальный) рассказ о медленном, «сочащемся» времени. Но, видимо, детальки неплохо подобраны-прилажены, внимание удерживается. «На сковородке громко зашипело масло. Аркадий бросился убавлять огонь и случайно уронил чашку. Она разбилась, и по полу разлился липкий чай с сахаром. Такое происходило довольно часто. Всему виной было время, которое просачивалось сквозь пальцы и проваливалось куда-то под пол»… Масло слышно, чашку видно, Аркадия жаль. Трудно сказать, почему. Может, и себя жаль, а не его, но идёт-то это именно от рассказа…

 

Спасибо авторам, спасибо нам, начало не блестящее, но и не безнадёжное.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Константин Гуревич. Осенняя рапсодия 5 (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!