HTM
Мы живём над безднами
Остроумный детектив Евгения Даниленко
«Секретарша»

Елена Зайцева

Январь-февраль. Самые-самые (№52)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 21.03.2011
Иллюстрация. Название: "Что там?". Автор: Татьяна Сафонова. Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/2/7693/picture/3/205395.html

 

 

 

В январе два автора порадовали Андрей Пасечник и Ольга Новикова, один в прямом смысле, другой (другая) в переносном.

Ольга Новикова рецензирует новеллу Валерия Петровского «Перед осенью лето…», «это и не новелла вовсе», решает она. Согласна. Текстик а-ля «мои впечатления, а я впечатлительный». Но интересно, что и сама О.Новикова пишет нечто а-ля то же самое, только это уже – рецензия. «Данная новелла малохудожественна. Она не даёт ощущения красоты и гармонии…»; «После прочтения этой новеллы не возникает желания прочитать ещё что-то подобное…». Даже не знаю, что сказать. Вчера, например, я читала «Мою золотую тёщу» Нагибина. Данная повесть малохудожественна. Она не даёт ощущения красоты и гармонии. После прочтения этой повести не возникает ну ни малейшего желания читать что-нибудь подобное. И вчера же я читала Зощенко, «Лёля и Минька». Данные рассказы, напротив, очень даже художественны. Дают ощущение красоты и гармонии. После прочтения возникает желание читать и читать ещё... Вот видите, какие чудеса. Я только что две рецензии написала, одну на «Тёщу…», другую на «Лёлю…».

Два слова о самой «новелле». «Такое вот ненавязчивое повествование, и послевкусие осталось лёгкое и приятное», – определяет один из наших редакторов на голосовании. Опять соглашаюсь. Разве что добавила бы: повествование слишком уж ненавязчивое. До того, что пролетает где-то рядом, и ни ветерка ни тени. Т.е. у этой вполне симпатичной фигурки есть и короткое название – нолик. Нолики разные бывают, этот – да, симпатичный, тут не поспоришь. Казалось бы. Однако и здесь О.Новикова удивляет и радует – новизной и неожиданностью взгляда, так сказать. Текст видится ей тяжёлым («Обилие парцеллированных, эллиптических предложений предельно затрудняет чтение. Мы можем наблюдать отрывочность не только языка, но и сознания автора…»). Автор, условно говоря, покачивается в гамаке, рядом книжки, комарики и эротические фантазии, а рецензент, глядя на эту идиллию: трудности! тяжести! рывки!

Публикация рассказа «Вор» Андрея Пасечника порадовала в прямом смысле. Формально, внешне рассказ «алкогольно-маргинальный». В этом смысле они, скажем, с февральским «Днём рождения» Евгения Варламова – из одной бочки. Но «День рождения» вот он: алкоголика Шурика в день его сорокапятилетия убивает случайный собутыльник Кабан. «Вора» в такое «вот он» не поместишь, здесь важно само течение текста, важны слова. Смотрите, что (как) говорит отец: «Всем расскажи, что грозят, тогда, может, забоятся». Что (как) видит сын, наблюдая прохожих из окна: «пытается представить, сколько у них у всех, вместе взятых, в карманах денег. Выходит – много». Невзрослое, наивное восприятие. Эти стареющие люди так и не выросли, – такое ощущение, что они совочками сейчас начнут отмахиваться от всяких досадностей (денег нет, есть нечего, болезнь заела, смерть приснилась…). Т.е. если в «алкоголическом» рассказе полюсами будут алкоголь/его отсутствие, то здесь эти полюса: сильное/слабое (наивное, недоросшее, проигравшее, просчитавшееся, всему чужое)… «Я деньгам счёт знаю», – говорит отец. Так самые мелкие заявляют: «Я уже большой». Даже с кумы денег получить не смог, так, водкой откупилась, да и там обдурила… Голубь заглядывает в окно: «сумеречная комната, наверное, видится ему мрачным склепом, а люди в ней – чудовищами». Таких «чудовищ» только голубь и может испугаться, это маленькие чудовища, какие-то… чудики. Утро наступило – и то их чуть не раздавило…

Не хочется быть несправедливой к «Дню рождения» Е.Варламова. Есть куда более «алкоголические» рассказики, совсем плоские. А этот если и не объёмный, то, по крайней мере, хочет им быть, какие-то связи вне этих «алкополюсов» наладить (детство; одиночество; случай; нелепость)…

 

Февраль как-то поровнее, назову самых не неприятных. Таких как Елена Маючая с рассказом «Своеобразная Индия». Рассказ ни хороший, ни плохой, «туристический». Иногда, знаете ли, интересно представить, что есть «где-то там» с умопомрачительными храмами и худыми, но священными коровами. Вот это «где-то там» у неё получилось, верю. Но нет ни единого образа (хотя полно характеристик). Коровы куда убедительнее, чем добросовестно описываемые Софьи Данииловны, Вениамины Лейбовичи и пр. Нет никакой внутренней необходимости везти нас в эту Индию именно из этого КВД и именно с этими людьми. Я, конечно, понимаю, что через КВД-шные «выкрутасы» даётся брезгливость Софьи Данииловны, но не лишняя ли это работа – «строить» целый диспансер (полрассказа!), чтобы показать брезгливость?

Такого же плана и «Связь» Дмитрия Жданова. Только «где-то там» не географическое, а по работе, телефонное. И бродят не коровы по Дели, а номера абонентов по монитору. А вот нужен ли здесь этот «террористический поворот»? Да, он разгадка. Но начиналась-то история какими-то межполовыми неурядицами, взрывы если и намечались, то гормональные. Не подходит этот «хвост» к той «голове». И оба хуже «туловища», середины.

«Мой синий кит» Славы Дмитриева по-своему неплох. Если по-моему, то «думательные» тексты вообще редко получаются. Чаще всего они нудные. Здесь – нет, с этим автор, как может, сражается, у него и параллельная вселенная, и говорящий кит, и «конная армия для уничтожения главного врага человечества – привычки». Но это тактика. А стратегия? Мы должны задуматься о том, что: 1) мечтать лучше, чем не мечтать, 2) нельзя жить одними походами в супермаркет, 3) нельзя позволить себе закоснеть-задеревенеть, слиться с… (с теми, кто не мечтает, живёт одними супермаркетами, закоснел, слился с…) Вот тебе и «уничтожение главного врага». Что же может быть привычней, чем эта троица?.. Из плюсов (проглядывая и другие работы Дмитриева): прямая речь – почти везде – пять баллов; редкое чувство ситуации; способность – опять же редкая – не бубнить себе под нос, а выходить именно на диалог.

Рассказ Семёна Каминского «Чистая душа» – то ли забавный, то ли грустный, то ли про облом вообще, то ли про динамо в частности. И вот в этом «то ли» какая-то недобранность – не добрались ни до какого берега. Хотя видно, что умным пером писано. Да это по всем рассказам С.Каминского видно (их на сайте ещё четыре).

Ну, и отдельное спасибо Анастасии Бабичевой за «Детсадовское фэнтези для взрослых: о сборнике рассказов В.Мавлетова», сборник заслуживал внимания, слава богу, он его получил, и слава богу, что такое –  толковые замечания в удобной форме. Из минусов (сомневаясь и тем не менее): может ли приём быть знаменитым и прославленным? Речь идёт о способе делать что-либо. Он может быть распространённым, удачным, модным, оправданным и т.д. – а вот знаменитым…?

 

Всех с весной, следующий обзор – стиховой.

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

17.03: Сколько стоит человек. Иудство в исторической науке, или Почему российские учёные так влюблены в Августа Шлёцера (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!