HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 г.

Елена Зайцева

Весна. Вдогонку (№53)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 24.06.2011
Иллюстрация. Название: "До свидания, апрель!". Автор: Александр Кнэхт. Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/2/3779/picture/0/514313.html

 

 

 

Март начинается сборником стихотворений Алексея Сомова «О чуде воскресения». Алексей всё тот же: уверенно рифмует, забавно цитирует, аккуратно закругляет и, как упражнения, думаю, всё это совсем даже неплохо. Упражнениям, в конце концов, не обязательно быть зачем-то и о чём-то. Что «драконы не живут», что «вороны не живут»… Смысл не меняется, его нет.

 

Ручной божок в промасленном тряпье
почтенный волк на тлеющей тропе
давно мой друг не мыслил я побега
А дальше и драконы не живут
и тайным именем не назовут
а нам с тобой нужна одна победа…

 
            (Алексей Сомов)

 

Иногда попадается что-то осмысленное, вроде «Новогодней» («Это праздник всех недозатюканных, / недозагнанных в гроб…») или «Убили людоеда…». Уж лучше, по-моему, «упражнения» (лучше не то драконы, не то вороны, чем эти копеечные страшилки).

 

В сборнике Алексея Антонова предлагается:

вечность в душах близких обрести;

«остановиться над обрывом. / Остановить на пять минут / Глаза на небе молчаливом» (там нас «мысли медленные ждут»);

во всём искать красоту и, даже если не найдём, хранить её, как мечту…

В общем, много хорошего предлагается. Но рискну отказаться. Просто не вижу, чем бы призыв во всём искать красоту отличался от «Умывайтесь по утрам». Спасибо, я уже.

 

Ещё один сборник упражнений – «Токката трелей синиц…» Сергея Жуковского. Как и в случае Сомова – экзерсисы мастера, конечно (мастеровитого в мастерстве мастерить мастера).

 

…токката трелей синиц –
за тактом
сорок галдящих…

Кровавя облако,
в лазури зреет заката патока…

На восходящих
парю
потоках…

 
            (Сергей Жуковский)

 

 

Сборник Владимира Галата… Честно говоря, смотрю и удивляюсь, как он у нас вообще оказался («…Теперь моей жизни кусочек, прилично солидный, / куда-то туда, в никуда, провалился уже»).

 

Две мартовские публикации – Владимира Ерошина и Артура Шоппингауэра – «танкеточные». Оба автора мне умеренно симпатичны (и факультативно дороги).

 

Ерошин:

 

сохла

по Щёчину

вышла

за Трещина

 

Шоппингауэр (палиндромы):

 

***

на карат

таракан

 

***

от жира

париж то

 

Т.е. – те же упражнения (симптоматично: сборник Шоппингауэра посвящён Сомову), только покороче и как-то… почестнее, что ли. По крайней мере, игра игрой и называется – вот играем в танкетки, вот в палиндромы и т.п.

 

В апреле публикуем пародии Михаила Левина – на стихи ему и мне известных поэтов :-).

 

И меня в эту жизнь засосёт
По колено, по локоть.
Плавниками проросший осётр...
Буду Волгу я лопать.
 
Судаком посудачу на дне…
            (Эдуард Учаров)
 
В иле жизни по горло увяз,
Только плакать не стану,
Ибо Волгу люблю, как карась
Обожает сметану.
 
Пусть в сознанье моём перекос,
Я не пуган сетями,
А на ужин хожу на откос –
Лопать речку горстями…<…>
 
            (Михаил Левин)

 

– и так далее. Далее тоже неплохо, по мне так хоть с эстрады читай. Даже, пожалуй, многовато этой «эстрадности» каждой из этих пяти пародий хватило бы на номер, но: а нужен ли номер каждый раз? Этот осётр Учарова («Речное 2» называется, если не ошибаюсь) – текстик в восемь строк, а «отзыв» на него – в экран не помещается… Всё-таки слишком «говорливые» пародии. Эстрадные, а не экранные.

 

Сборник Талии Павловой «Блики». Ничего, кроме недоумения.

 

В усладе дней, возросших из руин,
Мой город вновь отчаянно возвышен.
В нём талый снег проснувшихся седин
Былой отрадной нежностию вышит…
 
            (Талия Павлова)

 

Не верю, что человек вообще понимает, о чём пишет. Что откуда и куда возросло, что чем и зачем вышито… Вы видели когда-нибудь талый снег? Скажите, он может быть вышит? Даже если нежностию? Даже если отрадною?.. И что это, кстати говоря, за проснувшиеся седины? Это не про них «мои волосы были сухие и безжизненные, а теперь они мокрые и шевелятся»??

 

Поэма Ярослава Каурова «Поток добра и зла» отпугивает уже названием. И не напрасно. Что-то… монументальное.

 

Над миром неустроенным скорбя,
Как одинокий греческий философ,
Я отвечать пытаюсь для себя
На мучившие много лет вопросы.
 
Гравировалась мастерства печать,
Немало песен посвятил весне я,
Но с возрастом мне хочется писать
Как можно проще, проще и честнее…
 
            (Ярослав Кауров)

 

Как раз проще пока не получается. Вещаем трубным гласом с мраморной кафедры… Нельзя с таким ультрасерьёзным видом назначать себя греческим философом. Не можно так эпохально – даже с высоты лет и гранёного мастерства – скорбеть над миром неустроенным. Почему? Ну, мне так кажется.

 

Сборник Полины Рэйантимонументальный. И это тоже уже по названию видно – «Истории в шести словах». Так и есть, текстики шестисловные. Правда, насколько это истории…

 

       * * *
Тишина.
Спит мир
В ладонях Бога.

         * * *
Обошёл весь мир,
Чтобы встретить Себя…
 
            (Полина Рэй)

 

И ещё так: насколько это истории от себя? Пожалуй, это некие отражения. В маленьких личных зеркальцах больших, Больших, Огромных Идей и Заключений. Хорошо или плохо отразилось? Отразилось хорошо.

 

Май. Сборник Сергея Жуковского «Моя религия». «Моя религия – цветок...», «Моя религия – твой вздох…». Ещё там глаза, слеза, синичка… В общем, красиво.

 

«Демисезонные стихи» Андрея Ефимова тоже по-своему миленькие. Попроще, конечно. Чисто про природу:

 

До встречи, лето! Нет твоей вины
В том, что грядут осенние невзгоды.
Придёшь назад в последний день весны –
И вновь устроишь праздник для природы!
 
            (Андрей Ефимов)

 

Так и кажется, что лето сейчас ответит: «До встречи, Андрей Ефимов! Я так радо, что ты догадался: невиноватое я, она сама пришла (осень)! Я так счастливо, что ты всем об этом рассказал!»

 

Сборник Чёрного Георга называется «Les couleurs du temps». («Цвета времени»?):

 

Выходит Сеня на балкон, чтоб пыхнуть сигареткой, –
и красота встаёт кругом, а дело было летом.
А красота встаёт кругом, как некое зерцало,
и ей охвачен каждый дом и каждый куст отсталый.
И Сеня с нежностью глядит, и сплёвывает часто.
А вот плевок его летит, – красивый, словно счастье.
Он станет пищей муравьям, а нет – аксессуаром
для лёгких платьев летних дам – и молодых, и старых… <…>
 
            (Чёрный Георг)

 

Ну что тут скажешь. Шарман, я без шуток. Лучшая публикация этой весны. Старый добрый стёб, весь, как дорогая шкурка, в каких-то цветных переливах (будем считать, что поэтому и les couleurs). Не успеваешь ахнуть, как забавное уже перелилось в какое-нибудь мистическое, пантеистическое, опять в забавное – и уже безо всяких «-стических» просто в хорошее… Если о минусах (не могу же я вот так – просто похвалить! :-)). Некоторые из текстиков – на мой взгляд – целиком такие минусы. «Гений и злодейство» например. Успевает надоесть, толком ещё и не начавшись. «“…Моря достались Альбиону,” – / Сергеич рек; он, раззадорясь, / в пол-уха слушал Альбинони – / квартетнострунно, в си-миноре…» – и дальше как-то уже не надо, уже не прошло…

 

На сборник Маи Асановой я бы настоятельно рекомендовала обратить внимание Михаилу Левину. Сборник называется «Я забываю имена», и это ещё ладно (ладно, когда чьи-то имена), а то ведь:

 

Я забываю имена идущих рядом –
Не потому что звать по имени их больно,
Не потому что так кому-то надо –
Я И СВОЁ-ТО ИМЯ НЕ ПРИПОМНЮ…
 
            (Мая Асанова, caps lock мой. – Е.З.)

 

Настораживает, правда? А это:

 

Господи, как хочется напиться!
Выжечь благочинность долей спирта,
Выпорхнув напуганной синицей
Из строки с заглавием постскриптум.
 
Господи! Как страшно сверлит взглядом
Лик кривой полуночного солнца.
В полнолуние сойдет и чаша с ядом,
Если спирта в доме не найдется…
 
            (Мая Асанова же)

 

– ? И там ещё много интересного. О любви, о разлуке, о клофелине. Ну очень грустные песни. Их только что-нибудь вроде Левин-отзыва уравновесит.

 

Сборник Ольги Кравцовой«Рифмы штрих…» – ещё одно недоумение. Мне всегда казалось, что при таком, мягко говоря, примерном слухе, от стихов лучше держаться подальше.

 

            * * *

В себе самой найдя отраду,
Почуяв с детства рифмы штрих,
За выживание, – в награду –
Дарю я миру ловкий стих.
 
В своей стезе всегда гусарка
Иду, как девочка, хрупка.
Не жду от времени отдарка
И вижу подлость как с лубка.
 
Клеветникам своим убогим
Прощаю я их злой намёк.
То лучшее, что есть в двуногих
Сейчас мне ставится в упрёк…
 
            (Ольга Кравцова)

 

Какие гусарки, какие отдарки… Что за почуянный штрих? Что значит видеть как с лубка? Стилизованно? декоративно? с пояснительными надписями? Тот, кто прощает своих «клеветников», по крайней мере их обзывать прекращает (я не прощаю, у, убогие!!). Да, а почему клеветники клевещут намёками? Такие осторожные?.. Ох. В себе самой найдя отраду, можно и ошибиться. Может быть, этот стих искренний, может быть… да много чего может. Но ловким его назвать…

 

Всем спасибо. Лето на дворе, я на море. Всё впереди (и летний обзор – тоже).

Напоминаю, что моё мнение частенько не совпадает с мнением редколлег и Мнением Главного Редактора :-).

 

 

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

10.12: Константин Гуревич. Осенняя рапсодия 5 (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!