HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Дмитрий Зуев

Балерины

Обсудить

Рассказ

 

Купить в журнале за июнь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Елена Астахова, 10.07.2017
Иллюстрация. Название: «Закулисье». Автор: Марк Олич Источник: http://www.photosight.ru/photos/4327497/

 

 

 

До первых в области гастролей «Atlux» я видел балет один раз в жизни: по телевизору, летом 91-го. Тогда я углядел в нём какую-то стихийную мощь. Он вызвал у меня ощущение глухоты, рождённой взрывом.

У региональных телевидения и департамента культуры – один верховный бог, в синем костюме, с красным галстуком и стрижкой человечка LEGO. Послать меня к чёрту директриса центра культуры не могла. Но она затаила злобу на мой канал после того, как пару лет назад в наших вечерних новостях вышел сюжет о концерте не то Киркорова, не то Баскова, в котором показали полупустой зал, кресла крупным планом.

– Снимать вы сможете только первые десять минут. Московский театр – это вам не Йожин с бажин. У них свой регламент, – сказала она.

Дураку было ясно, что она врёт, что антрепренёр название нашего города без ошибки выговорить не сможет. И уж, конечно, ему плевать, кто будет снимать престарелых звёзд Большого, отставленных и вынужденных мотаться по провинции.

– Видимо, придётся делать аккредитацию через департамент, – намекнул я ей, что мне до фени их разборки.

– Пятнадцать минут. И, так и быть, попытаюсь устроить интервью. Перед концертом. Сразу после – они уезжают в Самару.

Я думал, что перед выступлением балерины сидят в позе лотоса, читают роман Коэльо или слушают Шенберга. В программке концерта – я просидел в интернете целый час – были фамилии двух бывших почти звёзд. Должны же были у них остаться старые привычки.

Однажды я путешествовал, каучсёрфинг и всё такое. Завис в Екатеринбурге, у девушки Дианы. Пухлая студентка, она жила с матерью, но часто оставалась одна. В переписке рассказывала мне о себе: «братьев и сестёр нет, учусь на журналиста, фотографирую, не прощаю предательства». Я замечал, у единственного ребёнка – всегда обострённое чувство справедливости.

В доме на Готвальда, на восьмом этаже, они делили трёхкомнатную квартиру, не как мать с дочерью, но как подруги. Первый вечер тогда я потратил, разглядывая фото над кухонной стойкой. Оказалось, мама Бэла работала когда-то балериной в Узбекистане. Она при Союзе приехала с гастролями в Екатеринбург, влюбилась в авантюриста-картёжника и осталась. Карьера её все равно шла к концу, она стала преподавать в хореографическом училище и через два года родила Диану.

За неделю мама Бэла показалась лишь единожды. Мы с Дианой на кухне ели каждый свой гамбургер. На стене по огромному, как стол для пинг-понга, телевизору шли утренние новости. Худенькая, со стальными тросами вместо сухожилий женщина прошла по мраморному полу, как ни в чём не бывало, поздоровалась со мной и потянула ручку высоченного холодильника. Она посмотрела на полки, взяла питьевой йогурт и удалилась в недра квартиры. Я понял: там ей брать было нечего. Она, лебедь, так и не научилась есть человеческую пищу, словно дикий найдёныш Каспар Хаузер, чей желудок не воспринимал ничего, кроме чёрного хлеба и воды. Она была величава, породиста и, как следствие, отрешена от мира земного. Прошло много лет со времён её карьеры, но и пятидесятилетней я доверил бы ей выйти на сцену, если бы у нас случился новый переворот.

Чего-то подобного я ожидал от балерин сегодняшних.

Ни черта, меня подстерегал не шок, к которому я был готов, другой. Я увидел лебедей в период зрелости: с клювами, гадкими шеями и противной кожей под крыльями.

За два часа до времени, указанного на афише, гора-оператор Паша и я распахнули двери ДК. В фойе на банкетках отдыхали самые пунктуальные зрители. Мы поднялись по лестнице, покрытой ковровой дорожкой, на второй этаж. В пустом концертном зале было темно. На сцене разворачивался кусок «Щелкунчика», гремел, не встречая на своём пути преграды из человеческих тел, Чайковский. Мы уселись в верхнем ряду, на крайние бордовые кресла.

Два кордебалетных хоровода, кружась, пронзали друг друга, словно карты в руках фокусника, как безупречно работающие шестерни механизма. Всё было чудесно. Только артисты были не в костюмах, а в обычной одежде. Вдруг из первого ряда выскочила тётка, похожая на дрессировщицу. Она захлопала в ладоши:

– Стоп, стоп, стоп! Стелла, что такое? Мы будем делать коду, или мне тебя заменить? – она была очень деловой и столичной. – Не испытывай моё терпение. Мальчики – молодцы. Ещё раз, с «там-там-тадам».

Снова заиграла музыка, в этот раз файл загрузился дальше, секунд на тридцать – и снова ладоши.

– Ты будешь работать или ты будешь мух считать, Стелла?

Сцена повторилась раз пять. Музыка. Ладоши. Выговор.

Стелла, в чёрной длинной футболке, с пуантами на ногах и гулькой на голове, скрипела зубами так, что слышно было сверху, но молчала.

Тут к нам подошёл мужичок со стрижеными седыми висками, в свитере грубой вязки и синих вельветовых штанах.

– Рабочие моменты, ребят, и только. В гримёрке вам будет удобнее, – и взял под локоть моего Пашу, на которого и смотреть-то обычно боятся.

 

Спустившись под сцену, мы прошли по «овощебазовскому» коридору и оказались в гримёрке. Пуантов на стенах не было, благовониями не пахло, и музыка не играла. Напоминало кабинет завскладом. Были: сервант в углу, ободранный клеёнчатый диван под смотровым окном, высокое зеркало с лампочками на раме, и штук семь холщовых стульев – всё завалено колготками, гамашами, гимнастическими купальниками, косметикой, носками, мигающими телефонами. Посредине комнаты – низкий стол. На нём: корки апельсинов, объедки бутербродов с сыром, чашки с остатками сока.

Распахнулась и долбанула о стену дверь. Низкорослая девочка, жилистая, как плотник, вбежала в комнату с пуантами в руках и, не обращая на нас внимания, стала крушить стол. Паша поднял камеру и прижал к груди. Девочка кинула пуанты в сервант. Стекло разбилось. Она отпрыгнула в угол, повернулась спиной к нам и стала кричать:

– Она меня заменила, сука. СУКА! СУКА! МРАЗЬ! Заменила!

Вошёл свитер, оттолкнул стол с апельсинными корками и потряс девочку за плечи.

– Не принимай это на свой счёт. Она перегибает, а у тебя обострённое чувство справедливости. Ты же её знаешь! Она быстро отходит. Стелла, соберись, твою мать!

На последних словах Стелла резко успокоилась. Он надел на неё пуховик и вывел, притихшую, из гримёрки. А через минуту вернулся вместе с дрессировщицей:

– Вот и маэстро, – сказал он.

Мы уселись на стулья, они – на облезший диван. Началось интервью. Режиссёрша была мертво-мила. Свитер сидел рядом с ней и улыбался.

– Это очень интересная площадка. Хороший опыт. Мы вчера были в Орске, а сегодня уже… – и бла-бла-бла.

Я думал о Стелле. Выгонят ли её. И как она будет добираться до Москвы, если режиссёрша таки не «отойдет быстро». Потом я представил, как маленькая балерина бросила свои танцы и нашла хорошего паренька. Как она пришла на свидание, и, когда её спросили: «Что будешь?», заказала большой гамбургер и съела его, сидя под телевизором, не обращая внимания на новости давно свободного мира. И кончился для неё 91-й год.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июня 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!