А теперь давайте сравним голимую пропаганду зарвавшихся политических агитаторов (ведь тут литературно-художественный журнал, а не партийная листовка, правда?) с мыслями на эту же тему, умещающимися в рамках заявленной тематики "Новой литературы".
* * *
Мы не обладаем никакой политической властью. Такое положение вещей нельзя назвать новым; новым стало квазиэкзистенциальное осознание того, что государство существует.
* * *
В мире, которым мы располагаем, демократия, или право любого психически здорового совершеннолетнего человека свободно голосовать за свободно избранного кандидата свободно организованной партии со свободно разработанной программой, является наилучшей политической системой. Наилучшая она не потому, что неизбежно порождает наилучший политический режим, а потому, что предоставляет свободу выбора существам, самая настоятельная потребность которых и есть свобода выбора. Избиратели, которым предоставлено право выбора, никогда не проголосуют единодушно за какой-либо один политический курс. Ключевой фактор современной политической реальности заключается в том, что нигде в мире не существует экономического равенства. Это означает, что любой режим, утверждающий, будто правильный общий политический курс настолько очевиден, что избирателям нет никакой необходимости, да и не следует давать возможности голосовать за любой другой курс, представляет собой национальную и международную опасность. Это верно даже в том случае, если режим несомненно прав в выборе политического курса. Национальную опасность он таит в себе главным образом потому, что представляет международную опасность.
* * *
Я голосую потому, что отказ от голосования означал бы отрицание принципа избирательного права, а не потому, что голосование хоть сколько-нибудь ослабляет моё ощущение того, что я “пешка”, которая становится всё меньше по мере увеличения числа избирателей.
* * *
Кабинка для голосования приравнивает информированного пятидесятилетнего мужчину к продавщице, которая бросила школу в пятнадцать лет и знает о сути тех вопросов, по поводу которых она голосует, не больше, чем попугай в зоомагазине. Чтобы удовлетворить требованиям демократии, они должны быть равны в кабинке для голосования; и информированный пятидесятилетний мужчина, вероятно, сам же первым об этом скажет. Однако такая ситуация жестока, иронична и абсурдна. Умный и образованный человек – совсем не то же самое, что невежда; однако кабинка для голосования утверждает именно это положение.
* * *
У нашей эпохи нет ни одного явного преимущества, которое нельзя было бы уравновесить каким-либо преимуществом любой другой.
Источник:
Джон Фаулз. Аристос (размышления, не вошедшие в книгу Екклесиаста)