Просмотр сообщений
|
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6
|
31
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 24 Ноябрь 2008, 14:21:22
|
Григорий Михайлович Козинцев В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», а после экранизации: «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1970))
"Что еще мы можем предугадать в будущем датских подданных?.. И все же есть фигура, появляющаяся лишь в последнем акте, - она дает возможность размышлять о послесловии. Речь идет об Озрике. У Озрика немало родичей. По шекспировским страницам тянется хоровод пшютов и дурней: придворный, явившийся на поле битвы (от одного его вида осатанел рыцарь Готспер), кавалер Родриго с толстым кошельком, великий едок говядины Эндрью Эгьючийк, про которого сэр Тоби говорит, что при таком таланте к танцам следовало бы ходить в церковь гальярдой и мочиться контрдансом, кудрявая мелюзга елизаветинских времен, любителей медвежьей травли, маскарадов и праздников - всех тех, кто, рассевшись на самих подмостках театра, показывали зрителям фасон своего плаща, - забияк и трусов. Каждый из них появлялся комической персоной; нелепые ухватки подчеркивали исключительность фигуры. Но на этот раз указано обратное: Озрик один из многих. - Таковы все они, нынешние, - говорит, глядя ему вслед, Гамлет. Карьера поколения только начинается; Горацио называет Озрика "нововылупленным", у него на голове еще "осталась скорлупа". Гамлет определяет и его ранг: - У него много земли и вдобавок плодородной. Поставь скотину царем скотов - его ясли будут рядом с королевскими. Что же отличает этих слишком вежливых, набирающих силу молодых людей?.. Устанавливается лишь одно их качество: бездумье. Но оно возведено в какую-то небывало высокую степень; можно сказать, что это - пафос отсутствия собственного суждения. У Озрика нет своего мнения ни о чем, даже о том, тепло пли холодно, даже о форме облака. Он счастлив быть эхом высокопоставленных оценок. Он один из поколения, выросшего на том, что думать - опасно, чувствовать - бессмысленно. Довер Вилсон нашел этому молодцу свое место в событиях: он не только принес Гамлету вызов на состязание, но, вероятно, был одним из секундантов (если не судьей) матча; он участник заговора: переменить рапиры без его помощи было бы трудно. Хочется обратить внимание и на другое: Озрик- еще одно открытие Гамлета в эльсинорском мире. И это последнее открытие. Перед виттенбергским студентом, провозглашавшим величие человека, предстает пародия на человека. Существо, обездушенное и обессмысленное, протягивает отравленную рапиру, чтобы убить человека, который давал слишком много воли своему уму. В "Маскараде" Неизвестный являлся перед Арбениным как знак гибели. Первый удар похоронного колокола по Гамлету - приход дворцового недоросля, подметающего пером своей шляпы эльсинорский паркет. В литературе не раз описан звук страшной трубы, призывающей к смерти. Гамлета зовет к смерти писклявая и гундосая дудка. Вступление к похоронному маршу дает какой-то дурацкий, комический звук. Его издает инструмент, играть на котором куда легче, чем на флейте, подобие человека, один из поколения, воспитанного Эльсинором. Сонет шестьдесят шестой заканчивается мыслью о близком человеке. В дружбе с ним Шекспир находил смысл своего существования. Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу трудно будет без меня. Множество ученых пыталось узнать, кто был этот друг. Назывались придворные-меценаты, приятели поэта, его возлюбленная; автора пробовали опорочить, по-особому определяя его склонности. Трудно судить о правильности всех этих предположений, но поэт, кроме человека, имя которого значится в посвящении (в те времена это могло быть лишь поисками покровителя), неизменно имеет и другой предмет своего сокровенного интереса - самого близкого по духу собеседника, того, кто поймет (так мечтают поэты) его мысли, почувствует то же, что испытал сам автор. Баратынский (кстати, Пушкин называл его Гамлетом) скромно начинал свое послание: Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу - и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие. Кто же был человек, с которым велась эта беседа?.. Тот, кого автор не только не знал, но и не имел надежды когда-нибудь увидеть. И тем не менее поэт надеялся на особенную близость именно с этим, совершенно неведомым ему человеком: Его найдет далекий мой потомок; В моих стихах - как знать - душа моя С его душой окажется в сношеньи. И как нашел я друга в поколеньи, Читателя найду в потомстве я. Поэзия народного драматурга Шекспира была обращена не к загадочному мистеру "W.H." (эти инициалы существовали в сонетах), графу Саутгэмптону, графу Пемброку или к какому-либо другому прославленному или же вовсе неизвестному лицу, и даже не к "смуглой леди", которую, по предположению, любил автор, но ко всем тем, к кому обращается - даже в своих самых интимных строчках - поэт: к людям, ко всем людям. И вот душа человека новых веков "оказывается в сношеньи" с душой Шекспира"
P.S. Книгу Козинцева я нашла в интернете 21 ноября 2008 года
|
|
|
32
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 22 Ноябрь 2008, 13:20:59
|
Как я понимаю, то, что происходит в мире - "кризис" информационный...
Если жизнь = информация, то ложь = смерть. Мир не терпит беспредела и насилия над собой - информацией. Человек предназначен природой для созидания = осознания, а не разрушения (лжи)
Андерсен описал грустную историю Русалочки, у которой ведьма украла голос. Однако, как Вы думаете, каково ведьме пришлось? Что она с этим голосом сделала.... коль скоро .... у неё нет слуха?
Ведь, у Русалочки-то, главным был не голос, а слух ... и его не отымешь - так устроен Мир.
|
|
|
33
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 17 Октябрь 2008, 18:54:02
|
Гениальность - бесценна = вечная ценность. Нельзя оценить чьё творение было гениальнее - Шекспира или Пушкина, Моцарта или Шопена. Гении знают партитуру и пишут одну книгу. Иное дело ТАЛАНТ. (от греч. talanton, лат. talentum - чаша весов) - способность, имеющая вполне определённую цену и познающуюся в сравнении. Вот, два замечательных исполения из Bizet - Carmen - каждый из них могут быть мерой таланта, своего рода эталоном : Maria Ewing http://fr.youtube.com/watch?v=bMZX5-URqYUMigenes Johnson: http://fr.youtube.com/watch?v=ljv0zDATu3c&feature=relatedУвы, если не знать меры, то можно так и не услыхать музыки, не узнать искусства, литературы и жизни.
|
|
|
34
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 17 Октябрь 2008, 15:59:07
|
сонет 121 Напраслина страшнее обличенья. И гибнет радость, коль ее судить Должно не наше, а чужое мненье. ... Я - это я, а вы грехи мои По своему равняете примеру. Но, может быть, я прям, а у судьи Неправого в руках кривая мера, И видит он в любом из ближних ложь, Поскольку ближний на него похож! ... http://lib.ru/SHAKESPEARE/sonets.txtГений - явление природы - не ангел и не святой, не из пробирки, не результат воспитания. "Гений" - латинское слово (genius) и означает высшую степень одаренности и универсальности: «Просвещения дух» Природный носитель идеи "человек", подобно тому, как писал о том Платон. Люди не создают гения, но могут принять или уничтожить. В первом случае люди просвещаются, окультуриваются, цивилизуются и это есть "добро" - процесс "Возрождения" Во втором случае гений изгоняется или уничтожается - люди оскотиниваются и гибнут - это есть "зло" Талант - НЕ есть гений. Разные природы и назначения...
|
|
|
35
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Рассказ «Калитка »
|
: 17 Октябрь 2008, 13:19:08
|
Ещё о Керсновской и её рукописи.
Гений латинское слово (genius) и означает высшую степень одаренности, таланта. Просвещения дух. Универсальный человек. Это то, что можно сказать о Евфросинии Керсновской. Она создала рукопись сорок лет тому назад и подарила её людям, наказав публиковать "Всё, как есть" - без редакций и манипулятивных толкований.
12 тетрадей - каждая из которых главы её переживаний и осознаний. И пишет она не только о Гулаге, но и о истории, этнографии, природе, культуре, о экономике, о стране, о обществе, о законах и о человеке, каков он есть - свидетельство гения.
Так, в 11 главе: По окончанию срока заключения в конце пятидесятых, она работает на шахте в Норильске. В свой двухмесячный отпуск совершает экспедицию из Азии в Европу, исполняя исследовательскую работу натуралиста, зарисовывая жизнь с фотографической точностью. Её рисунки, наблюдения и умозаключения бесценны для истории и естествознания. Знания поражают энциклопедичностью. Природа дала ей дар естествоиспытателя, сравнимый с Даррелом или Дарвиным. Жизнерадостность и азарт исследователя, ум и воля Сократа. Рисунки органично соединяются с текстом, создавая изящный иероглиф. Рукопись велика. В полном издании весит 4,5 кг. Читать легко, но это обманчивое впечатление. В тексте есть глубины, куда нужно суметь погружаться, потому требуется ПЕРЕчтение и нужно думать лично.
Её рукопись - высоких литературных и художественных достоинств. Просветительная и образовательная во всем, что стало предметом её интереса. Она испробовала себя в десятках профессий, и везде преуспела.
Книга лечит души и мозги людей, оторванных от истины в нескольких поколениях. На этой рукописи она не заработала ни копейки. Даря её людям, она просила только одно: чтобы публиковали ТАК, КАК ЕСТЬ - без толкований и редакций.
Прошло сорок лет!
Рукопись появилась в Интернете.
|
|
|
37
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / О цене человека.
|
: 13 Октябрь 2008, 10:07:30
|
... Старозаветный Ангел, посетил Содом и Гоморру, где зло победило добро - к людям утерявшим человечность, живущим в разврате, растлевающим души своих детей ложью и подлостью....
Е.Керсновская знала, что есть добро и зло - была просвещённым человеком.
Ну... а судьба? В свободное от каторги время своей бесценной жизни, она созидала добро: уникальную сельскохозяйственную ферму, дом для своей мамы, сад и цветник, живопись, рукопись. А то, что ферму разорили, рукопись не публиковали сорок лет - уже не её трагедия, а читателя.
<< тетрадь 8, глава 13 >>
"Всё забыто, и все забыты... Теперь, когда жизнь целого поколения отделяет нас от окончания войны, все выглядит иначе. Ловко орудуя ножницами и клеем, можно изменить до неузнаваемости любое литературное произведение. Книгу истории, хотя страницы ее и написаны кровью, можно изменить еще основательнее. В распоряжении тех, кто ее редактирует, не только ножницы и клей. Тут и «воспоминания», написанные по специальной программе, и «художественная литература», выполняющая то же задание, но пользующаяся более богатыми средствами, так как ей нет надобности «подгонять под ответ», когда есть более эффективный способ: воздействовать, минуя разум, непосредственно на чувства. Тут и еще более впечатляющий метод воздействия – кино... Кино – это огромная сила, заставляющая не умозрительно, а зрительно, почти осязаемо воспринимать то, что желательно выдать за реальность. Ведь то, что мы видим, пусть даже на экране, мы чувствуем: оно движется, говорит, живет и умирает. Трудно критически относиться к существованию того, что видишь! В этом – сила кино... Разумеется, у человека есть ум. Ум – это память, логика и опыт, свой и чужой, приобретаемый ценой ошибок и оплаченный страданием. Не задумываясь, ставлю я на первое место память. «Ничто не забыто, никто не забыт!» – слышу я очень часто. Эти гордые слова красуются на памятниках, они фигурируют в качестве эпиграфов. Увы! Всё забыто, и все забыты... Не в том беда, что переименовывают города, улицы, снимают памятники, убирают портреты, лозунги, переделывают уже изданные книги, вырезают и заменяют страницы энциклопедических словарей, замазывают и склеивают их листы. Взятый в отдельности, каждый из этих фактов смешон. Но когда все это, вместе взятое, направлено на то, чтобы у человека отнять память, заменить логику покорностью, скрыть или извратить уроки истории, – это ужасно и преступно. Люди моего возраста помнят, как происходила эта фальсификация событий, судеб людей, фактов, но они молчат. Так спокойнее и безопаснее. Еще несколько лет, и мы, последние очевидцы и революции, и нэпа, и коллективизации, и сталинского террора, – мы умрем, и некому будет сказать: «Нет! Было вовсе не так!» Поэтому я и пытаюсь «сфотографировать» то, чему я была очевидцем. Люди должны знать правду, чтобы повторение таких времен стало невозможным. "
|
|
|
38
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 13 Октябрь 2008, 08:13:11
|
John Donne 1572 - 1631
Английский поэт эпохи Возрождения, современник Шекспира. В 1611 Донн создаёт «Анатомию мира», в 1612 — «Развитие души».
"Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет. На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится, Основы расшатались, и сейчас Все стало относительно для нас"
"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе"
|
|
|
39
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Рассказ «Калитка »
|
: 01 Октябрь 2008, 14:04:49
|
Думается мне, что определение "человек разумный" - не завершенное воплощение, а ИДЕЯ, подобная Платоновской. Её надобно воспринять лично - самоопределиться - ответить себе на вопрос "быть или не быть" разумным. Лично принять шанс образоваться и жить по-человечески.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества. Таким образом, гуманизм — это осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является образом жизни человека.
Слова, слова, слова... "учиться, учиться и учиться" ............ слова дорогого стоят только в осознании смысла информации (истины) Без просвещения (посвящения в humanitas) учение плодит невежд, разрушающих ценность знаний.
Свою трагическую исповедь, опубликованную в интернете, Евфросиния Керсновская оканчивает словами: "Век живи – век учись. Каждый раз мне кажется, что мое «высшее образование» завершено, и каждый раз я делаю печальное открытие: предела низости не бывает. Это тот «n», к которому всегда можно прибавить единицу, и получится «n+1». Что будет следующей «единицей»? Жить мне осталось недолго… Может быть, «минет меня чаша сия»?
Е.К. ушла в Лучший Мир. Её миновала чаша той духовной отравы, которую пьют те, кто и теперь ничего не знает, знать не желает, впадая в усиливающийся беспредел «n+1». Трагедия, достойная Данте, погребена в спаме. Цена Слова = цене человеческой жизни. Если слово обесценено, то вместе с ним обесценивается и человеческая жизнь. Низость агрессивна, стремится к беспределу и истребляет разум бескомпромиссно. "Если бог желает наказать человека, то лишает его разума"
...Со времени написания рукописи Е.К. прошли десятилетия (!) Рукопись... её полулегальна... узнают о ней случайно. Читают Единицы - видимо из тех, кто вопреки беспределу стремится жить-быть по-человечески, и отвергает n Желаю им успеха 
|
|
|
40
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Евфросиния Керсновская
|
: 30 Сентябрь 2008, 15:29:45
|
Евфросиния Антоновна Керсновская ( 1908, Одесса — 1994, Ессентуки)
Родилась в Одессе, в культурной, образованной семье, в атмосфере любви и понимания. Трагедия 20 века, выпавшая на долю миллионов людей, унесла её, как песчинку. Человек самобытный, цельный, одарённый физически и духовно, Евфросиния была образцом наивной веры в то, что "добро побеждает зло", и не отдавала себе отчета в происходящем.
В 1919 семья была вынуждена бежать от Красного террора в родовое имение в Бессарабии. В этой полуфеодальной провинции за два десятилетия труда Евфросиния создала высококультурное сельское хозяйство. В 1939 году ферма была разрушена советской властью, а сама Евфросиния сослана в Гулаг, из которого вышла в 1957 году. В последние десятилетия своей жизни она создала эпопею, свидетелем и участником которой была. Свою рукопись - 12 тетрадей - она проиллюстрировала сотнями рисунков. Затем создала альбомный вариант (также 12 тетрадей), а в конце 70-х годов проиллюстрировала шеститомную самиздатскую машинопись, сделанную ее московскими друзьями. В 1990 г. сокращённый альбомный вариант был опубликован в журналах Огонёк и Знамя.Впервые текст ее повествования был полностью издан в 2000-2001 годах как шеститомник под названием "Сколько стоит человек". В 2006 году к столетию Е. А. Керсновской ее произведение издано полностью (весь текст со всеми рисунками). Она пишет и рисует ярко, лаконично и очень концентрированно. Книга создаёт очерк событий и нравов исторического масштаба и, вместе с тем, очень человечна. На вопрос о цене человеческой жизни, она отвечает лично - своему достойному читателю, стремящемуся к просвещению.
Её рукопись нужно читать, осознавая бесценный опыт созревания души человеческой, и думать о себе - о цене своей жизни.
Автор - женщина необычайной природной силы — духовной и физической, она обладала и тем художественным даром, который позволяет человеку в трагических переживаниях подняться на высоту Ренессанса и рассказать о жизни и смерти. Рассказать не только о нравственном падении людей, но и о взлётах души человеческой.
«О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель…» Александр Сергеевич Пушкин
|
|
|
41
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Рассказ «Калитка »
|
: 30 Сентябрь 2008, 15:13:18
|
"Все благородство – в поведенье, А знатное происхожденье Не стоит ровно ничего, Коль сердце подло и черство! …Людей я равными рождаю И всем возможность открываю К тому, чтоб благородства честь Себе по праву приобресть. Все от рожденья благородны И все по естеству свободны И разумом наделены От Бога все его сыны. Людей их разум возвышает И ангелам уподобляет Честь воздают по их делам."
Жан де Мен, 13 век.
|
|
|
42
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 28 Сентябрь 2008, 20:30:28
|
"Покаяние" — художественный фильм снятый в 1984 году режиссёром Тенгизом Абуладзе. Перед тем, как уничтожить семью художника, палач куражится над жертвами - придя в их дом, он декламирует 66 сонет Шекспира: "Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг!"перевод С.Маршак http://fr.youtube.com/watch?v=Hod1LKLLT3o&feature=related
|
|
|
43
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 26 Сентябрь 2008, 18:56:34
|
Существуют множество спекуляций на тему о имени автора : В. Шекспир.
Гениальность - редчайший природный Дар, данный человечеству из первоисточника для просвещения. Природа слова требует от людей адекватности - добропорядочности.
Литературный мир, созданный В. Шекспиром, не вызывает сомнения в подлинности. Однако вызывает сомнения в разумности организации литературного процесса, и добропорядочности академических авторитетов.
Индивидуальность и уникальность личности автора проявляется не в начертании ФИО, а во взгляде на мир, о чем может свидетельствовать его литература - сама за себя.
Кажущаяся безнаказанность в обращении со словом оборачивается беспределом в реальной жизни.
|
|
|
44
|
Авторские разделы / Ахтман Татьяна / Re: Обсуждение: Пьеса «Офелия»
|
: 23 Сентябрь 2008, 18:50:53
|
«…знать кого-нибудь вполне — это было бы знать самого себя»
Лодзинский перевёл Данте и тот "перед смертью подсказал ему", что:
Цвет славы – цвет травы:
лучом согрета,
Она линяет от того как раз,
Что извлекло ее к сиянью света.
МЫСЛЬ
Воззвал ли Бог миров кочующих узоры Иль призрак имени сплетеньем их творим, То свиток, манием развернутый моим. Мой возглас разбудил дремавшие просторы.
И этот день кругом мои пролили взоры, И, ярко сплавивши грядущее с былым, Я — и костер, и свет, и уходящий дым, И в вечности моей планет несутся хоры.
Я видел этот мир. Он был лишь отблеск мой. В моей груди звучал твой голос золотой, Твой, солнце, колокол, в торжественности синей.
Я только миг дышал. Но только он — живой. Я мыслил, человек, в сияющей пустыне, И — следом огненным — я не прейду отныне.
1909
[/quote]
|
|
|
|
|