Русская классическая литература.
Эссе «Гумилёв. Посередине странствия земного».
Гумилёв – самый странный, самый необычный представитель Серебряного века. У кого ещё сохранилась такая пушкинская ясность, гармония, такое спокойное приятие Божьего мира, даже со всеми его тёмными сторонами? Может, ещё у Кузмина? Нет!
Все «слишком долго вдыхали слоистый туман», и Гумилёв, с его ясным видением, спокойным голосом – раздражал современников. Видели жеманство и позу там, где ни позы, ни жеманства не было. Гумилёв просто жил и писал, не замечал своего счастья. Пушкинская мечта о путешествиях погнала его в Африку, пушкинская мечта о подвигах отправила его на войну, пушкинская мечта о свободе привела его к заговорщикам.
Один из самых распространённых образов: Гумилёв как конкистадор в панцире железном идёт завоёвывать русскую поэзию. Это верный образ. Потом старый конкистадор предлагает смерти поиграть в изломанные кости. Это тоже верный образ. Гумилёв оставил подсказки ленивым и нелюбопытным читателям.
У Гумилёва всё было просто и по полочкам. Всё должно быть не математически (в математике есть свои бездны и противоречия), но арифметически верно. И вера его была проста, он крестился на каждую церковь, чтобы не задумываться о Боге...