Воложин Соломон.
Статья «Дали и мерзость и вообще...».
...Но почему картина называется "Вильгельм Телль"?
По легенде, Вильгельм Телль был противоположностью ТАК помысленного сыном отца Дали. Да, Вильгельм Телль тоже стрелял в яблоко на голове сына, но по принуждению, и жестоко бы отомстил, случись что. Да, легендарный сын тоже был предан отцу, но он знал его достоинство. И с этого выстрела началось освобождение Швейцарии от Австрии. – Всё наоборот. Там – великие дела, здесь – низменные мысли.
Но возмущается ли Дали таким положением? Впечатление, что тут не сатирическое отношение двигало кистью художника.
Если он, в самом деле, заставлял себя не вполне отдавать отчёт в том, что делает, то, как пишет Хюбнер, здорово: «Ведь акт рисования является для сюрреалиста актом самопознания, актом самоанализа». Он узнаёт всю низость, которая спрятана на дне души и его лично, и человека вообще, и отца – в частности. «Картины сюрреалистов наполнены символами зависти к пенису, страха перед кастрацией, импотенции, отвращения, садистских и мазохистских жестокостей, каннибализма и всех мыслимых мерзостей», – пишет Хюбнер.
В модернизме, по Хюбнеру, всё время тянется парадоксальная нить реализма, понимаемого как уважение к науке: «подобно тому, как импрессионисты частично использовали в искусстве определенные теории ви`дения, кубисты – определённую теорию рационального познания [все, мол, поверхности – из кубов, призм и конусов], так и те художники, которые погружались в глубины Я, в значительной мере опирались на теории бессознательного, а именно на психоанализ [который, мол, новейшая наука]».
Героический, мол, реализм, не боящийся правды.
А что, если – смакующий гадость?..