Гросс Дэн.
Критический обзор «М. Уэльбек: сексуальная революция №2».
Я удивился, что Мишеля Уэльбека часто характеризуют как эссеиста. Я-то думал, что он писатель. А ведь если посмотреть в определённом ракурсе, его произведения действительно не более чем просто эссе об экономических идеях, приправленные иллюстрирующей порнографией.
Ещё в дебютном романе он пишет, что не собирается тратить свой талант на описание психологических тонкостей и пертурбаций характеров у героев. Это всё равно что «наблюдать, как омары в аквариуме ползают друг по другу». Уэльбек смотрит с высоты эссеиста, с холодных высот, где вместо человека с определённым ростом, фигурой, цветом волос видна лишь жёлтая точка на земной поверхности. Это отличает Уэльбека от писателей и усаживает его куда-то между соседствующими стульями журналистики и философии.
В глазах героев мы видим не душевную глубину, а схему, которая интересна для Уэльбека и для нас в данной статье. Схему сугубо экономическую, почти что научную и точно – философскую. Некое продолжение марксистской логики: «Маркс обращается к анализу практической деятельности людей, которые в первую очередь должны жить, а для этого им необходимы пища, жилище, одежда и т. д. Вот почему первым историческим актом следует считать, производство самой материальной жизни».
Материя – основа всего. Это вам и Маслоу скажет. Вначале нужно удовлетворить физиологические потребности и потребности в безопасности для того, чтобы добраться до самых вершин. Маркс довольно полно осветил тему материи, но кое-что упустил. Кое-что что не могло не всплыть в XX веке. Не зря же Фрейд так упорно старался свою книжку опубликовать в 1900 г. Скажете, в сексуальной сфере другие законы? Как бы не так. Что там, собственно, другого-то? Всё то же – конечные блага, распределяющиеся между людьми. Но распределяющиеся, естественно, неравномерно. Эта идея, сделавшая Уэльбека в глазах публики «Карлом Марксом секса», описывается в его дебютнике...