Герасин Виктор.
Очерк «Цна – святая вода – колыбель православия».
...И не потому ли, что вода в реке и её притоках так вкусна, а значит, целебна, пользительна, селились по всему течению реки православные монастыри? Вплоть до революции семнадцатого года. В то время Тамбовская губерния лежала, простиралась по всему течению Цны, от истока до устья, а это полтысячи километров. Только восстание крестьян под предводительством А. С. Антонова заставило правительство взглянуть на Тамбовскую губернию по-особому, и раздать её земли в Воронежскую, Липецкую и Рязанскую стороны. Чтоб неповадно было восставать.
Река тёчет с юга на север, а монастыри продвигались с севера на юг по всему её течению. Так распространялось православие в русском государстве. Монастыри – это укрепа веры, это крепости православия. Главное, монастыри в своё время активно занимались просвещением населения. Монахи были людьми грамотными или постигали премудрости грамоты, богословия в стенах монастырей. В каждом монастыре имелись школы для малолетних детей, в которых не возбранено было обучаться и взрослому населению. При монастырях создавались детские приюты, богадельни или приюты для сирых и убогих. То есть, монастыри несли немалые социальные нагрузки по призрению и обучению детей-сирот, пожилых нетрудоспособных людей, инвалидов войн. Кроме того, насельники монастырей трудились на земле, в лесу, на пасеках, развивая и усовершенствуя технологии обработки земли, сбора высоких урожаев, занимаясь животноводством, пчеловодством. Зачастую снабжая близлежащие города своей продукцией, делясь выращенным урожаем с бедными или попавшими в беду крестьянами.
В первой четверти двадцатого века судьба монастырей была предрешена, их пустили на слом. Запустение пошло по православной земле, вероотступничество, беспамятство. Но новый, двадцать первый век, повернулся лицом к монастырям, люди стали осознавать ошибки прошлого столетия, возрождать монастыри.
Для меня интерес представляет только процесс становления монастырей в Тамбовской губернии, процесс же разрушения был для всех и каждого монастыря одинаков...