Оленев Роман.
Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Чарли Чаплин».
Совсем недавно, шестнадцатого апреля, мировой кинематограф отметил значительный юбилей – сто двадцать лет назад родился Чарльз Спенсер Чаплин (ну а попросту – Чарли Чаплин), подаривший нам маленького забавного киногероя со знаменитыми усиками. Героя этого он, как известно, назвал собственным именем – Чарли. И вот уже сколько лет прошло, а ведь персонаж нельзя назвать нафталинным. До сих пор киноведы всего мира спорят, в чём же секрет гениальности этих чёрно-белых немых чаплиновских лент.
Для кинематографа Чаплин, по сути, изобрёл азбуку, алфавит. Федерико Феллини, например, вообще называл его ни больше ни меньше Адамом в кино, от которого все ведут свою родословную. Сказано, конечно, смело, но неслучайно. Ведь именно он первым превратил кино из чисто развлекательного явления в настоящее искусство.
Когда около 1900 года кинематограф появился на свет, он был массовой ярмарочной забавой для публики с самым непритязательным вкусом. И Чаплин прошёл эту стадию на себе. Начинал он как актёр, снимаясь в очень грубых комедиях. Помните, как в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» мистер Сэконд показывает ковбоям дикие драки, комментируя это возгласами: «Какая вкусная жирная рука!». Вот примерно с такого кинематографа и начинал Чаплин.
И даже в тех первых фильмах, в которых Чаплин выступал уже и как режиссёр, ему не сразу удалось преодолеть инерцию бессмысленного мордобития в кадре. Но впоследствии именно он первым и нашёл принципиальную разницу между бездумной агрессивной клоунадой и подлинным искусством эксцентрики...