Чичильницкая Рая.
Прозаические этюды «Расставание с иллюзией».
Жизнь полна иллюзий (а по восточным воззрениям, вся наша жизнь есть не что иное, как одна сплошная иллюзия – майя), с которыми нам время от времени приходится расставаться.
Наверное, в этом и состоит один из основных смыслов человеческой жизни, в течение которой даже самые привычные нам с детства вещи и понятия иной раз оборачиваются иллюзорным миражем, а что уж говорить об Америке, куда мне, как и многим моим соотечественникам, довелось переселиться тридцать восемь лет назад… Америка – terra incognita в те советские и доинтернетовские годы – представляла собой благодатное поле для наших иллюзий. Тогда эта неведомая нам, родившимся за «железным занавесом», земля была гораздо больше, чем заокеанский континент, и больше, чем далёкая страна – родина джаза, оплот капитализма и символ благополучия. Америка – воистину другой мир, о котором мы знали мало и понаслышке, а то, что знали, было вырвано из контекста, клочковато и профильтровано. Это был мир, где всё отличалось от нашего и, конечно же, намного в лучшую сторону. Мы в это искренне верили. Так было до нашего приезда. Но вот уже мы наконец-то в ней, и теперь её можно рассмотреть, пощупать, ощутить… а также составить своё собственное, более реальное мнение.
Разумеется, у нас имелся определённый багаж, привезённый с собой в эмиграцию: невидимые глазу чемоданы, набитые почерпнутыми или вычитанными где-то, несколько обветшавшими, искажёнными представлениями, понятиями и ожиданиями – иллюзиями в общем… Не могу сказать, что у меня их было очень уж много… так, маленький лёгкий чемоданчик не более чем с десятком иллюзий. Также не могу сказать, что утрата этих иллюзий уж очень меня печалила. Напротив, так было даже интересней: открывалась возможность познать что-то с новой стороны…
Америка одновременно оказалась и такой и не такой, как мне представлялось. По мере проживания в ней всё больше вещей, изначально выглядящих противоположными, оказывались вариантами одного и того же, только с противоположными знаками. Если у нас там что-то было плюсом, здесь то же самое становилось минусом и наоборот… Моей маме фантазировалось, что, если взять и сложить все плюсы оттуда и отсюда, а все минусы отбросить, то мог бы получиться рай на земле. М-да... если бы да кабы…
Для меня Америка – любовь с первого взгляда, любовь, основанная на рационально необъяснимой вспышке чувств, когда не знаешь почему, но чувствуешь, что это – МОЁ! Мне понравилось всё и сразу, хотя о ней как таковой понятие у меня было ещё весьма смутное. Даже и сейчас, после стольких лет здешней жизни, не могу сказать, что знаю Америку глубоко и в целости, а тогда – и подавно… Кроме того, она в те годы для меня ограничивалась Нью-Йорком, а как известно, Нью-Йорк – далеко не типичная Америка.
В общем расставалась я со своими иллюзиями достаточно легко, безболезненно и с некоторым юмором. А расставаться с ними время от времени приходилось. Вот и решила я сделать маленький цикл рассказиков-воспоминаний на эту тему. Как всегда, не соблюдая хронологической последовательности и стопроцентной достоверности…