Форум журнала "Новая Литература"

11 Декабрь 2024, 00:58:50
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Статья «О модусе времени в повествовательных жанрах. Динамическое описание.»  (Прочитано 3904 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир Соколов
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 26 Июнь 2015, 16:26:50 »

Соколов Владимир. Статья «О модусе времени в повествовательных жанрах. Динамическое описание.».

Людям, которые об этом не задумываются, кажется, что рассказ или стихотворение, а даже и пьеса или роман, просты и естественны и выпеваются как песня. Сами собой. Но песня сама собой не поётся, а уж даже рассказ или стихотворение сами собой не пишутся. И ничего простого и естественного в них нет. Все литературные жанры насквозь сложны, искусственны и до самой крышки напичканы литературными условностями. Очень немногие задумываются над тем, что литературные жанры возникли не с бухты и не с барахты, а имеют за собой длительный исторический ресурс. Этот исторический ресурс имеет не только справочно-познавательный характер, но определяет саму природу и структуру литературного произведения.

Овладеть искусством создания произведения – нелёгкая наука, которой необходимо овладеть. И если рассказ или стишок там можно состряпать... нет-нет, не по наитию, по наитию даже эпиграммы не сочинишь... по образцу и подобию имеющихся образцов жанра, то уже повесть или одноактная пьеса без серьёзной аналитической работы не получатся.

Мы не собираемся читать лекции о механизме функционирования жанров. Проиллюстрируем нашу мысль лишь одним компонентом, но очень важным для повествовательных жанров: временем. Каждый, даже самый неискушённый читатель скажет: вот этот рассказ де затянут, а этот наоборот скороговорен. А вот Пушкин или Вальтер Скотт – вот они-то писали в самый раз и не растянуто и не скоропалительно. Естественно. Ага, естественно. Держи карман шире со своей естественностью. Хотел бы знать, куда ты её приляпаешь. По крайней мере, совершенно очевидно, что повествовательное время – это совсем не то, что реальное время. Пушкин и Вальтер Скотт кажутся естественными не потому, что время действия их произведений совпадает с реальным временем протекания описываемых ими событий. А совсем наоборот...

Записан
внимательный читатель
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 3
Offline Offline

Сообщений: 92


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 27 Июнь 2015, 20:21:51 »

очень интересная, познавательная и глубокая, статья
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4018


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #2 : 28 Июнь 2015, 20:59:49 »

<a href="/~sokolov_vladimir/">Соколов Владимир[/url]. <a href="/~sokolov_vladimir/5466.html">Статья «О модусе времени в повествовательных жанрах. Динамическое описание.»[/url].

<p>Людям, которые об этом не задумываются, кажется, что рассказ или стихотворение, а даже и пьеса или роман, просты и естественны и выпеваются как песня. Сами собой. Но песня сама собой не поётся, а уж даже рассказ или стихотворение сами собой не пишутся. И ничего простого и естественного в них нет. Все литературные жанры насквозь сложны, искусственны и до самой крышки напичканы литературными условностями. Очень немногие задумываются над тем, что литературные жанры возникли не с бухты и не с барахты, а имеют за собой длительный исторический ресурс. Этот исторический ресурс имеет не только справочно-познавательный характер, но определяет саму природу и структуру литературного произведения.</p> <p>Овладеть искусством создания произведения – нелёгкая наука, которой необходимо овладеть. И если рассказ или стишок там можно состряпать... нет-нет, не по наитию, по наитию даже эпиграммы не сочинишь... по образцу и подобию имеющихся образцов жанра, то уже повесть или одноактная пьеса без серьёзной аналитической работы не получатся.</p> <p>Мы не собираемся читать лекции о механизме функционирования жанров. Проиллюстрируем нашу мысль лишь одним компонентом, но очень важным для повествовательных жанров: временем. Каждый, даже самый неискушённый читатель скажет: вот этот рассказ де затянут, а этот наоборот скороговорен. А вот Пушкин или Вальтер Скотт – вот они-то писали в самый раз и не растянуто и не скоропалительно. Естественно. Ага, естественно. Держи карман шире со своей естественностью. Хотел бы знать, куда ты её приляпаешь. По крайней мере, совершенно очевидно, что повествовательное время – это совсем не то, что реальное время. Пушкин и Вальтер Скотт кажутся естественными не потому, что время действия их произведений совпадает с реальным временем протекания описываемых ими событий. А совсем наоборот...</p>

Соглашусь с Вами, Владимир, повествование предполагает последовательность и логику.
Такой навык у человечества, в лице наиболее одаренных, появился недавно.
Именно поэтому все так называемые "древние" латинские и греческие повествования и письменные труды великих антиков, писавших весьма гладко и содержательно -  подделка позднего средневековья.

Хотя, кажется, еще наш уважаемый Лачин пытался защищать мнимую подлинность высокого стиля "Писем Плиния Младшего к древнеримскому историку Тациту", относящихся к 1 веку от Р. Х.
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Влад Чучалин
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 89


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 03 Июль 2015, 12:48:24 »

Каждый, даже самый неискушённый читатель скажет: вот этот рассказ де затянут, а этот наоборот скороговорен.  (с)
вот не соглашусь.
Вообще, с т.з. семантики-психолингвистики  понимание - это перевод значения (знаков) в смыслы. т.е. существует некое соотношение между знаковым конструктом и смыслом и  чем "больше" это соотношение тем больше "кпд" понимания. Кстати, у меня был дипломное исследование: на один и тот же образный ряд (реклама) был наложен разный текст (односмысленный и дисмысленный). так вот с достоверно (статистически) было установлено, что ролик с дисмысленным текстом  воспринимается как более динамичный (быстрый) и более интересный. И совершенно неважно какие глаголы используются в тексте, важно "вхождение" образа в сознание читателя - насколько понимание активно.
так что время в худ. произведении - это динамика образа, который складывается не из глаголов, а из авторского понимания задачи.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!