Раухвергер Фёдор.
Очерк «Там, где ещё дымится трубка мира».
...Когда я только приехал в Аризону, то и не думал об индейцах. Сомневаюсь, что со времени детства, я вообще о них хоть раз задумывался. Разве что, читая песнь о Гайавате. И вдруг стал видеть их каждый день. Первый же встретившийся мне навахо, в первый же день, потребовал у меня доллар. Это было рано утром, солнце только проклёвывалось через белёсые облака, и у него было похмелье. Я дал. Потом, за то время, что я был в городе, таких просивших подошел ко мне не один десяток. А позже я узнал, что в резервациях сухой закон, поэтому индейцы ездят в американские поселения так же, как финны в Петербург. Индеец взял доллар и показал мне дорогу к гостинице. Пока мы шли, он ругал весь белый свет – за отнятую землю, за побои и за бедность. Он хулил католиков и протестантов и взывал к христу через неизвестных пророков. Он спился, и понятное дело ничего уже не делал. Все те навахо, кого я видел в том городе были такими же. Кажется, именно навахо составляли когда-то конгломерат племён сиу. Тех самых сиу, что трижды поднимали кровавые восстания против янки, прежде чем последние из воинов не захлебнулись в своей же крови, и те, кто перестал сражаться, покорились судьбе. Именно они сдирали скальпы и были самыми ловкими наездниками и самыми меткими стрелками. Именно их вожди носили короны из орлиных перьев и свистели в свистки, сделанные из берцовой кости побеждённых противников. Короны эти, равно как и трубки мира и томагавки, и теперь делаются ими в резервациях. Правда, исключительно на продажу туристам...