Форум журнала "Новая Литература"

12 Сентябрь 2024, 15:25:13
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Повесть «Демон IV, или Вариации на тему подвига»  (Прочитано 4224 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« : 09 Январь 2018, 18:22:25 »

Лачин. Повесть «Демон IV, или Вариации на тему подвига».

...Идиотизм, думал Руслан, разбуженный и вышагивающий под ветром ночным, при чём тут дед, да и память оставил он добрую… Идиотизм. Меж тем Мирза пояснял, дабы ввести в курс дела по дороге: идея Амира такова: каждый может стать героем, но не каждый – быть гением. Ясно ведь, что и при всём желании никто из нас не в силах писать портреты Веласкеса и бетховеновские сонаты, это, так сказать, для большинства невозможно физически, отсутствуют природные данные, но стерпеть пытки и улыбнуться гильотине может в принципе каждый, если очень захочет. Это просто: возьми и улыбнись. Природной преграды здесь нет. Нельзя пристыдить человека, что он не пишет «Илиаду», но стыдно устрашиться боли. Он и Рылеева перефразировал: поэтом можно и не быть, но быть героем ты обязан. И потому, продолжал Мирза, подпрыгивая на ходу от предутреннего холода, по амировской мысли, поскольку одаренность не заслуга, Паскалю нечем гордиться перед продавцом огурцов, это лотерея: кому сколько выдаст природа, почётны только геройство, выдержка и физическая смелость, он не хочет хвастаться прозой своей, другой ему надобен повод для гордости. Изложил беспристрастно (так подумал Руслан, ускоряя шаги), не поймёшь, сам согласен иль нет. Он хотел и себе задать тот же вопрос, но не стал, а всё слушал Мирзу. Потому-то, как считает Амир, обыватели смеются над героями лишь, но не людьми гениальными, никто Леонардо не высмеет, расскажи про Декарта ему – не изругает, но поведай торговцу редиской про молчавших под истязанием: не поверит мужик, рассмеётся мужик, обругает и под ноги сплюнет. Амир говорит, в этом логика есть – знает торговец, что неможно ему быть Декартом, не его тут вина, и потому стыдиться нечего, а героем стать мог бы, вот только не стал, и отсюда злость его, насмешка, стремление подвиг опорочить. Обыватели любят гениев, но ненавидят героев.

Потому именно, по мысли Амира, вся уличная сволочь, да и многие «интеллектуалы» тоже, ведь средний интеллигент ещё трусливее, чем обыватель (тут странное выражение приняло лицо Мирзы: лукавое, с оттенком цинизма, и – с ещё более тонким – самоиронии оттенком), потому и рады они гибели советской власти – героизм почитала она наравне с гениальностью, если не более того, опасно (и стыдно) было признаться в малодушии открыто, помнишь, говорил Мирза (и непонятно было, передаёт он по-прежнему слова Амира или это его наблюдение, или то и другое вместе, а если только Амира, то насколько с ним согласен Мирза: ничего понять нельзя было), помнишь наши школьные годы в Союзе, редкий трус мог бы прямо сказать, что боязно помереть за идеалы, малодушные молчали в тряпочку, сейчас они смело открыли – нет, не открыли, разинули – рты, и свой голос – нет, не голос, а рык – подают они смело, и если люди, одарённые чрезмерно, остались в прежнем почёте (почти прежнем, если совсем откровенно), то на героев может теперь излить обыватель всё раздраженье накопившееся, и открыто гогочет, плюётся мужик. Вот Амир и решил – приструнить мужика.

И тут ещё одна деталь психопатом подмечена (да, усмехнулся, я в сердцах его так называю), деталь, что на руку играет малодушным: если творения одарённых сверх меры, оставаясь в веках, самим своим существованием доказывают гениальность их породивших, то поступки исключительной воли и храбрости не оставляют материальных свидетельств, в них легко усомниться, и один тут способ заткнуть обывателя – это взять и повторить...

Записан
Петр Згонников
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 209

Петр Згонников


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 11 Январь 2018, 00:19:30 »

Как раз тема претерпения пыток, вынесенная автором в заголовок, возможно, и определяемая им как главная, не показалпсь мне таковой. После " Жанны Д'Арк" Дрейера, после"  Муция Сцеволы" Хайндравы, после реального  Муция Сцеволы, после Сотникова у Шепитько в " Восхождении", Карбышева, наконец, примеров торжества  духа над плотью множество. Не верится, что Лачин в открытые двери будет рваться. Стиль  дёрганный , нервный, спотыкающийся, будто надо успеть, а времени нет, подошла очередь, и последний смертельный поэт оборачивается: " Поспеши! Сделай выбор!". И показывает кончиком пера, зажатого в руке, минуя взглядом огонь, минуя  глазом палача, готового содрать с него кожу:" Вон шарик воздушный... он надут неразумным ребёнком и ветром угнан: теперь достаточно укола одного, нажима, чтоб лопнул – долго ли, думаешь, продержится он? А в состоянии спущенном он был неуязвим – придавишь каблуком: нипочём. Так и с людьми происходит. Растёшь духовно, обостряются мысли и чувства, и жесточе ранит мерзость жизни, сильней впечатляют обиды невинных – шаром воздушным разрастается дух, от наплыва мыслей и чувств становясь уязвимей, и довольно укола булавочного, нажима лёгкого, дабы лопнул к чертям".

Грустная и тревожная философская притча. Написана поэтом о поэтах.
« Последнее редактирование: 11 Январь 2018, 00:27:44 от Петр Згонников » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 11 Январь 2018, 01:10:44 »

     Пожалуй, нужно было ещё примечание, к словам:
     "это же ворон Эдгара, чертыхался Руслан, а точнее, монета заир: явившись раз, преследует всечасно".
     Монета заир - из рассказа Борхеса, где главный герой сходит с ума, поскольку непроизвольно ежесекундно думает об увиденной монете. Рассказ так и называется (даже весь сборник, кажется).
     Ну а с вороном Эдгара По вроде всё ясно.
« Последнее редактирование: 11 Январь 2018, 03:08:13 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 12 Январь 2018, 23:06:51 »

     Оценку повести дали также Надежда Залоцкая в рецензии "Мерцание" http://newlit.ru/~zalockaya/5584.html и два читателя, чьи мнения приведены в обсуждении той же рецензии (посты 5 и 6).
     За что им и спасибо.-) 
« Последнее редактирование: 13 Январь 2018, 01:18:58 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 21 Январь 2018, 04:23:29 »

     Хайндрава, упомянутый Згонниковым - современный грузинский писатель.
« Последнее редактирование: 26 Январь 2018, 22:29:56 от Лачин » Записан
Лачин
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 03 Апрель 2018, 23:17:52 »

     "и поразительный контраст представляли друг другу, так смотрелись Леонардо с Микеланджело, на флорентийских улицах столкнувшись...".
     Леонадо да Винчи был высоким и атлетически сложенным блондином, а Микеланджело Буонарроти маленьким щуплым брюнетом, крайне грязным, буквально похожим на бомжа. Поэтому среди классиков, лично встречавшихся, трудно найти внешне менее схожих. Чем и объясняется данное сравнение.   
« Последнее редактирование: 15 Сентябрь 2019, 01:16:10 от Лачин » Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!