смысл Художественный.
Критическая статья «Разрыв Тарковского с Кончаловским».
В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешённее иконы.
Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно тогда «изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений».
Естественно, что, когда крестоносцев из Константинополя изгнали (Палеологовское Возрождение и Феофан Грек первого периода творчества, как этого Возрождения эхо), то иконы стали… яростными. Ибо «злые страсти эти, развоплощаются в противоположную ценность, ценность жизненного добра». Ибо, в свою очередь «…бесстрастие состоит не в умерщвлении страстной части, а в её переводе от зла к добру» (Успенский). – Кругом-то страстно строится новая Византия. А на Руси шло к победе на Куликовом поле.
А парадоксы длятся. И впереди второй этап творчества Феофана Грека, более спокойный в иконах (см. тут). Но с «огромной внутренней одухотворённостью» (Энциклопедия “Москва”), одухотворённостью чуть ли не самого праха.
В чём дело?..