Ка'ндова Яна.
Рассказ «Дуб».
Ранним июльским утром Мурат Санин, приехавший недавно в отпуск в городок Некий, что на берегу Каспийского моря, вышел прогуляться. День обещал быть знойным, а так как во все знойные летние дни Мурат имел странную привычку сидеть дома, примостившись у вентилятора, то прогуляться он решил именно утром.
Выйдя из дома, он сразу же направился к Центральной улице (единственной в городе настоящей улице – остальные были так… улочки). Несмотря на ранний час, народу было много: все занимались хозяйством, кто кормил животных, кто копошился в огороде, но это не мешало головам поворачиваться в его сторону. С любопытством разглядывали местные жители приезжего, наблюдая за ним, чтобы было о чём посплетничать вечерком с соседями. Мурат приветливо им улыбался.
Главной достопримечательностью Некого является не Центральная улица, как многие могли бы подумать. Так может подумать любой человек, не бывавший ни разу в этом городе, но если он всё же попадёт сюда и окажется на Центральной улице, то сразу смекнёт, что жемчужиной здесь является не улица, а дуб. Именно дуб. Дерево с большой буквы. Дерево старше самого города, стоявшее, когда на этом месте не было ничего: ни людей, ни жилищ, ни так называемой Центральной улицы. Может, здесь когда-то рос лес, деревья которого были и постарше, но теперь остался только он один. Он наблюдал, как в этих краях появились первые люди, как вокруг него росли первые постройки, которые постепенно превратились в городок. Он же стал его покровителем.
Именно к дубу и шёл сейчас Мурат Санин, чтобы полюбоваться на него, погладить рукой его кору, прижаться всем телом к стволу, приложить к нему ухо, в надежде услышать голос времён. Едва он вышел на Центральную улицу и увидел впереди его – высокого могучего исполина, с толстыми раскидистыми ветвями, – как забыл обо всём на свете. Очарованный, он направился к дереву. Он шёл той походкой, которой ходят все без исключения в музеях и на выставках – руки за спину, медленная поступь, вздёрнутый подбородок, вдумчивый взгляд (у каждого, конечно же, своя степень вдумчивости, зависящая от способности вдумываться, если таковая имеется)...