...Вот оно, главное. Сцепка не с тулупчиком, а с личностью. Помилование (милость), исходящая от человека, обладающего властью.
Фигура Властителя (с большой буквы) встречается в каждом произведении Пушкина. В каждом есть персонаж, обладающий властью над людьми, будь то князь, воевода, царь, император или просто богатый барин. Судя по обилию подобных фигур, Пушкина чрезвычайно привлекала тема власти. Всегда привлекала, с младых ногтей, ещё с «Руслана и Людмилы». В зрелых его произведениях мотив власти был крепко-накрепко спаян с мотивом милосердия.
В «Капитанской дочке» власть олицетворяет Пугачёв. Хотя какую именно власть? Пугачёв – мятежник и самозванец, выдающий себя за Петра III. Пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством. То есть не законную власть, а только самочинную претензию на неё. И если в «Истории пугачёвского бунта» Пушкин строго следует историческим фактам, рисует более или менее объективный портрет Пугачёва, то в «Капитанской дочке» он позволяет своей фантазии воспарить, потому что решает совсем иную творческую задачу. Обращается к своей излюбленной (вероятно, потому что не решаемой в принципе) теме. Правитель=власть и милосердие=нравственная добродетель. Правитель, помимо безраздельной власти над жизнями своих подданных, обязан нести за них ответственность. Другими словами, тот, кто выше всех, должен быть и значимее всех. Сильнее. Мужественней. Нравственней. Иначе чем будет обеспечено его право повелевать, казнить и миловать? Миловать не по сиюминутной прихоти, а в соответствие с моральным законом, который и есть милосердие, качество, присущее богатой душе.
Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» и есть попытка решить этот вопрос. Для этого Пушкин его в значительной мере идеализировал и поэтизировал – вразрез с реальной исторической фигурой. И оказалось, что нет, не годится Пугачёв на роль Правителя. Хоть он, как в сказке, трижды выручал Гринёва из беды, но истинно нравственных высот не достиг...