Произведения в стиле грязного реализма нравятся далеко не всем. Но это не отменяет наличие самого данного направления в художественной литературе. Иногда авторы, пишущие в этом стиле, опасаются наткнуться на непонимание рецензента и не получить помощи в работе над произведением. Поэтому не спешат заказывать рецензию. И действительно, а вдруг рецензент не понимает, зачем реализм делать "грязным". На это сомнение можно ответить двумя замечаниями.
1. Персональная (индивидуальная) рецензия анонимна, рецензент и автор не знают имён и координат друг друга. Задача рецензии - показать автору, что не так с его произведением, какие законы литературного творчества он нарушает и почему данному произведению не светит согласие издателей, победа в литературных конкурсах, любовь читателей. Эта рецензия показывает автору его ошибки и предлагает варианты их решения. Если рецензент считает нужным отметить положительные качества текста, то это можно сделать ради того, чтобы показать автору, на какие свои навыки он может опираться в работе над данным текстом и вообще над совершенствованием своего литературного мастерства. Если же рецензент считает, что данный текст безнадёжен и достоин только мусорной корзины, а автор - беспомощный и бесперспективный графоман, то его рецензия должна аргументированно обосновать эту позицию. Так что ни о каких "нравится" или "не нравится" не может быть и речи. Мы предлагаем профессиональную оценку авторской работы и продуктивную аргументацию, а не любительский отзыв.
2. Понимать или не понимать, зачем реализм делать "грязным", в задачи рецензента не входит. Его задача - осознать, почему автор обратился к данному стилю, удалось ли ему это, и если нет - то почему и как это исправить. Вот
ссылка, по которой написано, что грязный реализм - это не чернуха ради чернухи и не грязь ради грязи. Там написано следующее:
"‒ грязный реализм говорит о сложных вещах простым языком, бытописуя повседневную жизнь городской среды на отшибе общества.
‒ в центре внимания грязного реализма: маргиналы, люди, занятые низкооплачиваемым, низкоквалифицированным трудом, лишние люди, маленькие люди, неформалы, аутсайдеры.
‒ стиль грязного реализма характеризуется: авторской лаконичностью, жёсткостью подачи, минимализмом описаний; смысл диктуется ‒ действием и контекстом; диалоги ‒ не вычурны, скупы; глубина в них достигается ‒ контекстом и подтекстом; юмор ‒ бытовой, чёрный; лексика ‒ контекстуальна, как правило, разговорно-бытовая.
‒ стиль грязного реализма избегает: разнообразия форм художественной выразительности (метафоричности, аллюзий, расширенных рефлексий), обличения и назидательности, недвусмысленного хэппи-энда, вопросов морали и аморальности, не ставит себе целью исцеления язв общества, а исключительно концентрируется на герое (или героях) в сложившихся обстоятельствах."
Таким образом, авторам, пишущим в стиле а-ля Буковски, не стоит опасаться непонимания со стороны рецензентов журнала "Новая Литература". Направляйте свои заявки на рецензирование по электронной почте:
newlit@newlit.ru.