HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Эволюция и прогресс с точки зрения художественной литературы

 

 

 

18+

 

Эволюция и прогресс с точки зрения художественной литературыЕсли следовать общепринятой сегодня синтетической теории эволюции, которая строится на сочетании дарвинизма и открытий генных мутаций, то эволюция живых организмов на нашей планете, а вместе с ними и человека, не имеет никакой высшей цели, развивается в качестве противовеса процессам энтропии и единственным своим смыслом имеет продолжение жизни. Допустив это, мы немедленно придём к заключению, что человек не является венцом творения и высшим итогом развития всего живого, а стал просто случайностью, чрезмерно усложнившимся видом живых организмов, побочным эффектом эволюции. Ведь, согласно современным представлениям, живые организмы совсем не обязательно усложняются в процессе своего развития: если это необходимо для выживания, они могут измениться и в сторону упрощения. Так произошло, например, с морскими животными, вернувшимися в воду после того, как они уже стали сухопутными: конечности у них исчезли за ненадобностью, и строение организма, таким образом, упростилось. Зато они выжили.

 

Место человека в эволюции

 

Что же тогда происходит с человеком? Принято считать, что предки современных людей в один прекрасный момент потеряли возможность адаптации организма к меняющимся условиям жизни в борьбе за существование вида, свойственную всем остальным животным. По какой-то причине (вероятно, связанной с генными мутациям) они утратили возможность становиться сильнее, чувствительнее, быстрее, как это происходит с поколениями животных, если им это требуется. То есть механизмы рефлекторной адаптации и возможности изменения в органах почему-то остановились. Вымирание стало почти неминуемым. Но оставался единственный способ выжить для таких беспомощных существ – стать:

 

  • хитрыми,
  • предусмотрительными,
  • расчётливыми,
  • изворотливыми,
  • научиться перенимать опыт сородичей,
  • защищаться и нападать сообща,
  • преодолевая страх,
  • развивать волю
  • и стать наконец способными жертвовать собой ради рода и семьи.

 

То есть – развивать свой мозг. А вместе с ним – и социальные навыки, и коммуникативные способности.

Вместе с коммуникативными и социальными нововведениями неминуемо стал развиваться язык. Ведь без него невозможно действовать сообща, а значит выжить сегодня. И невозможно передать личный опыт детям, а значит дать возможность выжить следующему поколению завтра. Но очень скоро объём опыта всего вида превзошёл возможности усвоения его одним индивидуумом, и начался естественный отбор опыта: наименее важное забывалось, а самое важное – оформлялось в универсальные формы и передавалось в устойчивом виде. Так сформировалось устное народное творчество: эпос, сказания, мифы, песни. Так постепенно родилась художественная литература. Которая приобрела привычный нам вид с универсализацией рисунков, то есть – с появлением письменности. Но появление письменности вызвало новую проблему – зарождение научно-технического прогресса…

 

Научно-технический прогресс – зло или благо для человека?

 

Сегодня развитие нашего вида живых организмов – homo sapiens – принято измерять новым критерием. Имя ему – научно-технический прогресс. Считается, что чем выше его достижения, тем совершеннее становятся люди, тем выше поднимаются они по ступеням эволюции, тем больше возможностей и прав у них появляется для того чтобы властвовать над всей остальной живой и неживой природой. Во имя чего? Всё очень просто: во имя прогресса.

Увы! Эта красивая и понятная, на первый взгляд, теория в результате своей практической реализации стала выглядеть сомнительно. Дело в том, что объявляя научно-технический прогресс смыслом развития, мы вступили в противоречие с фундаментальным законом эволюции: естественный отбор как инструмент адаптации перестаёт работать. Другими словами, для того чтобы сытно кушать, безопасно спать, сладко совокупляться и забавлять себя развлечениями, человеку больше нет необходимости развивать свой мозг – тот единственный инструмент, который толкал его по эволюционной лестнице. Всё перечисленное на блюдечке с голубой каёмочкой    нам преподносит тот самый прогресс, который мы и сделали смыслом своего развития.

Ну, а раз в развитии больше нет необходимости, то путь к вымиранию открыт. И чем большим комфортом и безопасностью мы будем себя окружать, тем больше отдыхать и меньше бороться, тем скорее эволюция живых организмов избавится от нас как от своего побочного продукта. Например, как это ни обидно покажется некоторым «венцам творения», в пользу плесени и бактерий. Ведь у них больше шансов сохранить и распространить жизнь! А если не верите, то вспомните хотя бы о том, что более половины всей биомассы на нашей планете – включая человека, китов, слонов, всю рыбу, всех животных и все растения! – уже сейчас составляют мельчайшие одноклеточные организмы.

 

Какой выход предлагает художественная литература

 

Но как же быть? – воскликнет читатель. С точки зрения художественной литературы выход есть. Дело в том, что в процессе межвидовой и внутривидовой борьбы за существование эволюция нашего мозга разогналась так сильно, что мозг развился с большим запасом. Помимо задач, которые решаются им для непосредственного выживания, в его распоряжении оказались обширные незадействованные интеллектуальные резервы. Не использовать их мозг не может, поэтому перед человеком разумным в последние пару сотен лет так остро встал вопрос: как бы скоротать время? То есть, попросту, – чем занять свой мозг, это  обширный подарок природы, в то время как занять его обычно особенно-то и нечем? Отсюда берут начало многочисленные и разнообразные формы досуга. Например:

 

  1. Интеллектуальные игры (шашки, шахматы, шарады и т. п.)
  2. Азартные игры (карты, рулетка, игровые автоматы и т. п.)
  3. Спортивные занятия (рекорды, игры, экстремальные ощущения и т. п.)
  4. Зрелища (стадионы, театр, кино, телевизор и т. п.)
  5. Постановка и достижение ложных целей (коллекционирование, накопительство, борьба за власть и т. п.)
  6. Занятия искусством (создание и потребление художественной литературы, живописи, скульптуры, музыки, танцев и т. п.)

 

Сделаем по этому поводу три важных замечания:

 

  1. Этот список неполный, и каждый может продолжить его по своему усмотрению
  2. Если бы не научно-технический прогресс, высвобождающий часть мозга от забот, всего перечисленного не было бы
  3. Только последний пункт из этого списка – занятия искусством – не противоречит требованиям гармоничного развития личности. Все остальные способы досуга развивают одни её стороны и уничтожают другие.

 

Например, скопидом получает богатство, но утрачивает милосердие, игроман получает адреналин, но теряет чувство меры и безопасности, политик получает власть, но теряет совесть… И только писатель с читателем, художник со зрителем, композитор со слушателем расходуют свою интеллектуальную и эмоциональную энергию продуктивно, не вредя себе, а развивая свой мозг, и при этом гармонизируя общество. И в первую очередь сказанное относится к художественной литературе как наиболее богатому в эмоциональном и интеллектуальном плане виду искусства.

Таким образом, эволюция и прогресс не вступают друг с другом в противоречие только в сфере искусства. По крайней мере, с точки зрения художественной литературы. Между прочим, важнейшее качество художественной литературы – её способность и предназначение возбуждать в читателе воображение – с успехом используют и негармоничные способы досуга. Например, в индустрии «одноруких бандитов» у каждого игрового автомата при идентичном принципиальном сходстве с другими автоматами имеется своя «легенда», призванная не просто украсить довольно однообразное вращение барабанов с картинкам, но вызвать в воображении гэмблера ассоциации с определённой историей. Тот же аппарат Evolution (да-да, та самая «Эволюция») позволяет унестись в своих фантазиях во время игры в абстрактные размышления о месте человека в эволюции живых организмов и вспомнить, скажем, содержание этой статьи. Булькающие в тёплом первобытном океане медузы, кролики и улитки погружают чуть ли не в научно-популярную атмосферу, возбуждая не только азарт, но и воображение. Впрочем, и то и другое тут связано между собой. Бесплатно и без регистрации сыграть в Evolution можно в демо-режиме на этом сайте: gmsdeluxeonline.com.

 

Автор: Андрей Ларин

 

Дата публикации: 02.02.2016

 

 

 

610 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 30.05.2025, 19:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!