Степан Агафонов
Повесть
На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 1. Пролог 2. Глава I 3. Глава II Глава I
В юности Аполлоний испытал тягу к познанию и, желая утолить сию жажду, принялся глубоко изучать учения Платона, Пифагора и Хрисиппа, известных философов Греции, стремившихся, подобно ему, познать тайны мироздания, неведомые смертным, и разделить свой свет с людьми, страстно желавшими достичь духовного преображения. Ни один из философов не произвёл на Аполлония столь сильного действия, как Пифагор, поразивший воображение юноши своим стремлением к духовной чистоте, которую видел в совершении благих поступков и отстранении от деяний, связанных с насилием. Возымев решение последовать за возлюбленным философом и стать пифагорейцем, Аполлоний принял посвящение, вознеся к небу обещание хранить добродетель и не принимать скверной пищи, добытой путём убийства живых существ. – Зевс – свидетель, – воскликнул Аполлоний, – что мои помыслы и душа чисты, и я готов следовать за истиной, изречённой учителем моим Пифагором! После же совершения торжественного посвящения Аполлоний не замедлил отказаться от полученного им от отца имущества, предав его в руки своих братьев. – Отныне я отрекаюсь от своих земных богатств, чтобы, освободившись от бремени низменных благ, посвятить душу исполнению избранного мной призвания, – сказал Аполлоний братьям и отцу, после чего, вдохновлённый их одобрительными речами, покинул родной город и начал своё путешествие в Индию: он хотел встретиться с брахманами, известными по всему миру своею мудростью, и принять от них божественное знание.
Другом и учеником юного пифагорейца стал Дамид, муж благоразумный и мудрый, всей душой своей стремившийся к истине; вместе с ним Аполлоний и отправился в своё путешествие. Дорога путников лежала через Вавилон, где Аполлоний был гостеприимно принят царём, прослышавшим, что некий философ пришёл в его город. Недолго Аполлоний пользовался радушным приёмом царя и, движимый священной жаждой встречи с брахманами, вскоре оставил вавилонского царя, поражённого глубиной познаний философа, и продолжил свой путь в Индию. Вавилон, в стенах коего жил разврат и гнездился великий сонм пороков, оказался противен чистой душе Аполлония, и он, не желая оскверняться пребыванием среди тёмных душ, счёл выход из сего города за своё освобождение. – Видел ли ты, о Дамид, – обратился Аполлоний к ученику, – лица вавилонских распутниц, пожиравших нас своими любострастными очами, изобличавшими всю низость их душ, чуждых целомудрию и добродетели? Оказавшись в сетях порока, они не смогли сбросить с себя его бремя и стали рабами сил зла. Ты помнишь лица богачей, невоздержанных в пище и вине, бивших бедных рабов ради утоления своей свирепости? Я не видел ещё города, настолько приверженного нечестию!
Спустя время, когда Аполлоний достиг наконец Индии, царь индусов, прослышав о прибытии в его край чужеземного философа, приказал радушно принять Аполлония и провести его во дворец. – Да благословят тебя боги, о царь праведный! – приветствовал Аполлоний повелителя индусов, когда вошёл в его пиршественные покои. – Скажи же, о путник, кто ты есть и зачем пришёл в наши земли? – сказал царь. – Имя моё – Аполлоний, место же рождения моего – Тиана, – отвечал философ. – Следуя за Пифагором, я занимаю себя полезным мудрствованием о сущности всего сущего. В Индию привело меня благородное стремление познать божественные законы, знанием коих владеют мудрецы ваши, называемые брахманами. Слова Аполлония понравились царю, и он, предложив ему почётное на пиру место, завёл с ним разговор. Повелителя индусов страстно интересовали философские увлечения Аполлония, равно как и описания Греции, из коей он прибыл. Юноша красноречиво поведал царю о сущности греческой философии, представив его мысленному взору особенности взглядов величайших мудрецов прошлого, и среди них – Фалеса, Гераклита, Анаксимандра, Пифагора и Платона, которых он назвал величайшими из эллинских мудрецов. «Знай же, о царь, – продолжал Аполлоний свою речь, – что Пифагор учил о вечной душе, заключённой в темнице смертного тела, которая не подвержена разложению и вечно стремится к свету. Земная жизнь, которую надлежит пройти всякому человеку, есть некое испытание, назначенное богами для души. Но тот, кто прожил добродетельную жизнь, не должен бояться грядущего наказания, приготовленного для душ нечестивых. И если кто-то хочет быть приятным богам, он должен вести жизнь достойную, избрав философию своим путеводителем. Пифагор, учение коего я признаю истинным, призывал не убивать животных ради утоления страстей и не осквернять уста и душу их телами. Когда умер великий Пифагор, прошло около ста лет, прежде чем родился Платон, мудрейший из мудрейших. Он учил, что душа вечна и бестелесна; её следует очищать от грязи порока и укрощать от страстей, дабы она не утратила величия своего и своей небесной награды. На земле моей, о царь, жило много философов, но среди них были и те, кто сомневался в божественном. В настоящее время можно отыскать ещё немало приверженцев кощунственных воззрений Демокрита, Эпикура и других мужей, утверждавших о смертности всего сущего и не желавших признавать невидимого, вечного и божественного. Во время оживлённого разговора Аполлоний спросил царя, часто ли он воюет с соседними народами, на что услышал такой ответ: – О Аполлоний, знай же, что мне удаётся поддерживать мир в своей земле: я не помню, чтобы за всё время своего правления когда-нибудь учинил войну с другими народами. Тайна моя заключается в следующем: лишь только враги объявят, что собрались на меня войной, я посылаю им в ответ богатые сокровища, дабы показать свою щедрость и нежелание враждовать. И всегда бывает, что чужеземные цари, удовлетворившись моими дарами, усмиряют в себе захватнические намеренья и, смягчённые моим миролюбием, выражают благоразумный отказ от кровопролития. Войны поддерживают те, кто питают сами жажду наживы и считают земные богатства превосходней человеческих жизней. Слова царя, исполненные великого смысла, поразили Аполлония. Подивившись любомудрию его, он сказал: – О царь! Душа моя рада сидеть с тем, кто владеет подлинной мудростью и чуждается зла. После этого взор Аполлония случайно пал на кубок, и он обратился к царю со следующим вопросом, жаждя снова насладиться мудростью из его уст: – Скажи, о царь индусов, вино, которое наполняет кубок твой, добро есть или зло? – Не приносит столько зла никакой плод древесный, сколько лоза виноградная! – отвечал царь. – И всё же нет зла от вина тому, кто владеет познанием меры: так и лекарственное зелье, употреблённое в излишнем количестве, не пользу приносит человеку, но один лишь вред. Но злом окажется вино для мужа невоздержанного и похотливого: приняв напитка сего сверх меры дозволенной, он лишается рассудка и, обращаясь в животное, облекается позором. – О, верны твои суждения, царь индусов! – воскликнул Аполлоний. – Пусть же всякий, кто хочет быть угодным небесам, воздерживается от пьянства, разврата и иных пороков, обезображивающих душу и лишающих её достоинства и величия. В течение многих дней царь радушно принимал философа. Наконец, отдохнув вдоволь от прежних странствий, Аполлоний и Дамид оставили дворец и направились к одной из близлежащих гор – обиталищу брахманов.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 1. Пролог 2. Глава I 3. Глава II |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|