Степан Агафонов
Повесть
![]() На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
Оглавление 4. Глава III 5. Глава IV 6. Глава V Глава IV
Когда Нерон стал преследовать философов и колдунов, некоторые из пифагорейцев явились к Аполлонию, чтобы убедить его не ходить в Рим. Но Аполлоний, преданный свой философии и не боявшийся бессмысленной угрозы, исходившей от безумного императора, не изменил своего намеренья идти в Рим. – Если меня схватят и спросят о причине неповиновения, – сказал он ученикам, – я словом заставлю смягчиться жестокие сердца судей, сих вероломных вершителей свободных человеческих судеб. Разве я раб, преклоняющийся перед изменчивой волей тирана, или изменник, предающий свою философию притворством, чтобы пытаться избежать несправедливого и столь же сурового приговора императора? Если богам будет угодно, я разделю участь Пифагора и Анаксагора, изгнанных из родины за свои слова, или, словно Сократ, приму смерть. – Но разумно ли стремиться к смерти, – спросил один из учеников Аполлония, – когда судьба предоставляет возможность благоразумно избежать её? – Если я изменю своему первоначальному намеренью, испугавшись быть подвергнутым в Риме наказанию, то проявлю низменный страх и признаю пифагорейскую философию, к коей принадлежу, нечестивой.
Движимый стремлением найти в Риме новых учеников, Аполлоний, невзирая на грозившую ему опасность, отправился в сей город. В сей же день, когда Аполлоний, собрав в Риме возле себя народ, принялся размышлять о душе и её сущности, к нему явились посланники Нерона, коим было поручено заключить в тюрьму Аполлония как человека, повинного в колдовстве. Странный слух о сверхчеловеческой способности Аполлония совершать чудеса, достигнув императора, навёл его на мысль, что сей философ есть не кто иной, как колдун, достойный казни за одно своё ремесло. Несмотря на то, что своё презрение к волхвам Нерон объяснял неверием в их чудесную силу, на самом деле он испытывал страх перед колдунами, могущими, как полагал Нерон, своими чарами навести на него несчастья. Когда хотели слуги Нерона схватить философа, Аполлоний обратился к ним со словами, исполненными разума, в коих выразил свою невиновность в чём-либо, достойном наказания, а также внушил слугам, что скверное деяние совершат они, схватив мужа, исполняющего небесное призвание. Слуги же, поражённые красотой и разумностью речи Аполлония, сочли его за существо божественное и, дабы не сникать на себя гнев свыше, сочли за благо оставить философа в покое. Аполлоний же, дождавшись ухода посланников Нерона, обратился к своим спутникам со следующими словами: – Видите ли, мудрость, в которую я облёк речи свои, спасла меня от жестокости тирана, покорив мне загрубевшие от злонравия сердца слуг его. Разве не схватили б меня, если б я, по несвойственному мне неблагоразумию впав в гнев, изрёк бы слова оскорбительные? Но слова спокойные и мудрые в силах любое сердце растопить и покорить. Посему никогда не впадайте в уныние, но, согласуя мысли и поступки свои с разумом, мужественно и бесстрашно встречайте встающие на пути вашем препятствия. – Не боишься ли ты, о благонравный муж, – обратился к Аполлонию один из римлян, – гнева Нерона, с коим никто из былых императоров не сравнится в жестокости и бессердечии? Лишь захочет он, и падёт любой, ощутив своё бессилие перед суровой волей насмешливого тирана. – Страх перед кем-либо, – отвечал Аполлоний, – есть признание человеком слабости противостоять предмету боязни. Посему выходит, что мужи, решившие во всём повиноваться Нерону из одного лишь страха, есть люди слабые, ставящие себя даже ниже тирана. Тот же, кто не устрашился глупой воли безумца, есть человек, доказавший свои силу и превосходство над ним. Знаете ли вы, о мужи эллинские, что тиран страшней дикого зверя, ибо животное, приняв ласку и заботу, становится добрее, а тиран от лести и восхвалений превращается в ещё более свирепое и безумное существо! Вы не найдёте зверя, который бы растерзал своего родителя. Нерон же, будучи человеком, умертвил свою мать, возненавидев её лишь за то, что она, отличаясь благонравием, посмела давать ему свои наставления и разумные увещевания. Ничтожен и страшен человек, узревший себя всевластным существом, ибо никакие преграды не способны уже остановить его безудержный и вечно возгорающийся пыл. Обратив в пепел всё вокруг, он осознает глупость своих деяний лишь тогда, когда увидит, что принёс зло самому себе. Чужие страдания неспособны исправить тирана: лишь собственное горе может всколыхнуть его душу, заставив биться сердце в груди с большей силой. Так говорил Аполлоний ещё около часа. Когда же солнце стало приближаться к закату, он вознамерился вместе с учениками уходить. Поскольку слухи об Аполлонии как человеке, владеющим высшим даром к чудесам, уже распространились в Риме, многие, охваченные болезнями, пришли к месту, где стоял Аполлоний, прося философа оказать им помощь своей сверхчеловеческой силой. Аполлоний же, дабы не разочаровать надежд явившихся к нему людей, успокоил каждого сладким словом утешения, ибо знал, что великое может сотворить исполненная доброты речь. По прошествии же некоторого времени многие из тех, кто разговаривал с Аполлонием, действительно нашли освобождение от своих недугов.
Однажды, когда Аполлония спросили, скоро ли жестокий Нерон расстанется с властью и какую смерть он примет, философ ответил: – Правители, подобные Нерону, не знают счастья благочестивой старости и умирают прежде установленного смертным срока. Вспомните же, верные ученики Пифагоровы, какой смертью погибли Калигула и Клавдий, нечестивые предшественники нашего тирана, и вы поймёте, что и Нерон не избежит постигшей их незавидной участи. Много о тиранах поведали нам сказители древности, дабы мы, вняв переданной им истории, извлекли из неё пользу и духовный смысл. Если верить мифу, когда Даная с малолетним сыном своим Персеем водами была выброшена на берег Серифа, царь Полидект, сначала радушно принявший её в своём дворце, затем снизошёл до великой низости, начав докучать Данае любовными притязаниями. Полидект полагал, что власть и могущество оправдают его непотребную страсть. Персей же, возмужав, обратил Полидекта в камень, когда тот сидел на своём пиру, окружённый сластолюбивыми взорами своих наложниц и одурманенный вином. Бездушным изваянием стал гордец, восхотевший затмить своей властью всемогущих богов. Вспомните теперь Эномая, вызывавшего на колесничные состязания женихов дочери своей Гипсипилы и убивавшего всех них, не способных победить его в гонке. Но явился Пелопс и хитростью победил Эномая, виновника гибели невинных женихов. Не угодны богам, о эллины, люди гордые и тщеславные – позорное поражение ожидает всех таких безумцев. – Нерон, как и все предшественники его, боится потерять власть и пасть жертвой очередного покушения, – сказал Дамид. – Полагаю, что если бы он вёл жизнь размеренную и правил разумно и справедливо, то и не страшился бы измены. Поистине прекраснейшим из императоров был досточтимый Август: он помышлял о благе своего народа и верно заслужил все те восхваления, которые воздали ему в трудах своих Вергилий и другие поэты. – Согласен я с тобою, о Дамид, – сказал Аполлоний, – ибо также убеждён, что правитель добродетельный не боится пасть жертвой восстания, ибо все подданные его питают к нему благорасположение. Вспомним же тирана Пелия, брата Эсона, через смерть коего завоевал он себе трон. Долго ли продлилось мнимое счастье Пелия? Поддавшись на слова колдуньи Медеи, обещавшей вернуть ему молодость, Пелий, движимый глупым намереньем продлить годы своей власти, бросился в приготовленный Медеей кипящий котёл и принял в нём неминуемую смерть. Жажда власти часто губит в тиранах разум, и они, предавшись обманной надежде, порождённой страхом, терпят крушение по вине собственного неразумия. – Размышляя о судьбах тиранов, нельзя забыть римскую историю о Ромуле и Реме, потомках великого Энея. Помните ли, как нечестивый Амулий захватил престол, свергнув брата, законного наследника своего отца? Но, даже приняв желанную власть, не нашёл Амулий успокоенья: боясь потерять её, он заставил Рею Сильвию, дочь Нумитора, стать жрицей Весты и принять обет безбрачия. Однако страхам Амулия суждено было исполниться: втайне от него Рея Сильвия родила двух своих великих сыновей, которые, выжив в горах, куда были брошены Амулием ещё младенцами, спустя годы свергли жестокого тирана и вернули Нумитору законно принадлежащий ему царский венок. Небеса воздали Амулию должное, явив своё возмездие через Ромула и Рема, сыновей Реи Сильвии.
Спустя несколько дней после сего разговора, Аполлонию и его ученикам пришло известие, что Нерон, будучи ещё молодым, скончался, пав жертвой восстания. Узнав об этом событии, пифагорейцы, ещё помнившие разговор, в коем Аполлоний, сам того не ведая, предрёк гибель Нерона, стали почитать его за настоящего предсказателя. С того времени слухи о сверхчеловеческих способностях Аполлония особенно возросли, сделав его имя известным для многих народов.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
Оглавление 4. Глава III 5. Глава IV 6. Глава V |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|