Степан Агафонов
Повесть
![]() На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 5. Глава IV 6. Глава V 7. Глава VI Глава V
Многих императоров порицал Аполлоний, одних уличая в жестокости и властолюбии, других – в стремлении к роскоши и развратным потехам. И всегда оставался философ невредим от зла тиранов, сохраняя в душе вечно живое мужество следовать по избранной им пифагорейской стезе. Когда же власть над Римом перешла к благонравному Титу, новый император восхотел встретиться с Аполлонием, ибо был весьма наслышан о его мудрости. – Что ты скажешь, о Аполлоний, о правлении моём, и какие напутственные увещевания можешь преподать мне? – спросил Тит Аполлония, когда философ, послушный приглашению, явился к императору. – О Тит, ты избрал благословенную стезю правды, уподобившись светлому Августу, благодаря коему государство наше, словно благоухающий цветок, расцвело и от земли поднялось к небесам. Пифагор учил, что прекрасен человек, который, прежде чем войти в объятья сна ночного, спрашивает себя о совершённом за день. Так и тебе надлежит всякий вечер размышлять, сколько благодеяний за прожитые часы явил ты миру. Таково моё тебе увещевание. И Тит сказал: – Открою тебе, Аполлоний, свою тайну: всякую ночь, опускаясь на спальное ложе, я спрашиваю себя, что сделал хорошего за день, и засыпаю тогда лишь, когда сосчитаю все свои благие дела. Похвалюсь и тем, что не бывает у меня дня, в который не проявил бы я добродетели. Угодна ли моя жизнь богам, о Аполлоний, или следует мне воздержаться от чего-либо? – Если сказанное тобой есть правда, – отвечал философ, – ты, несомненно, находишься на попечении небес; трудно сыскать правителя, подобного тебе в праведности. Единственное же, чего тебе, быть может, недостаёт – умеренность в военной жизни, ибо, как я слышал, недавно захватив Иерусалим, ты собирался предпринять ещё несколько подобных походов. Помни, что боевая доблесть не принесёт твоей душе очищения, но лишь снищет тебе похвалу подданных. Но ты стремись не столько к земным свершениям и бренным заслугам, сколько к обретению внутренней гармонии с самим собой, которая и сохранит твою душу чистой и неуязвимой от посмертных испытаний. – Я сам часто терзался мыслью о том, благочестиво ли поступил, предав разрушению Иерусалим, – сказал Тит. – Но разве не знаю я, что благо есть плод мирной жизни и что война – бессмысленный труд, виновница горя и порождение жестокости человеческой? Но тяжко нести бремя императорское, обязывающее тебя не только к свершениям благостным и отрадным, но и деяниям страшным и грозным. Поистине, правитель есть лишь несчастный исполнитель непредсказуемой воли народа. И Аполлоний сказал: – О Тит, несмотря на то, что судьба возложила на тебя бремя нелёгкое, ты, если заручишься помощью божественной и прибегнешь к спасительной философии, под коей я разумею наследие Пифагорово, сможешь с достоинством пройти свой путь. Калигула, Клавдий и Нерон польстились искушениями, созданными властью, и позорно пали. Ты же, употребив свою силу во благо, увенчай своё правление добродетелью, достойной памяти потомков.
В таком духе прошёл разговор императора и Аполлония, уверивший Тита в верности его правления и образа жизни. Спустя же некоторое время свершилось великое извержение Везувия, уничтожившее Помпеи и несколько близлежащих городов. За день до ужасного землетрясения римляне, жившие рядом с Везувием, ощутили сильные подземные толчки, однако не придали сему грозному явлению надлежащего внимания, решив, что производителями его являются подземные гиганты, иногда потрясающие, как думали они, основания земли. Страшные звуки, подобные бесконечному стону, слышали они из мрачных недр земных, но неразумно приняли сей шум за шипение чудовищ Тартара. И даже воды, вскипевшие от вулканического пламени, и пересохшие реки не убедили римлян попытаться спастись от неведомой опасности, о неминуемости коей предупреждала жителей городов сама природа. Но погибли сии люди по вине собственных заблуждений и невежества. Всё же некоторые, узрев крушение домов, сотрясённых подземной силой вулкана, которое предупредило о скором извержении Везувия, заблаговременно покинули обречённые города. Когда вулкан извергнул чудовищное пламя, вознёсшееся выше облаков, землю близ Везувия покрыл страшный мрак. Охваченные ужасом люди с безнадёжностью воздевали руки к едва видневшемуся сквозь дым и чёрную тьму дневному светилу, возлагая на него, как на божество, свои надежды. Тяжело дыша от смрада, наполнявшего весь воздух, люди падали, обессиленные и поражённые яркими вспышками, подобными молниям, которые исходили от огромного огненного столба, тянувшегося от земли до небес. Ужасен день, в который пали Помпеи и погибли его жители! Жаждая спасения, обречённые бежали к морю, чтобы на корабле покинуть опасную сушу, но тут же погибали, настигаемые смертью. В свирепых потоках раскалённой лавы были погребены Помпеи, и спаслись лишь те немногие, кто заблаговременно покинул сей город, ощутив приближение несносного бедствия. Когда император Тит узнал о свершившемся в тот день ужасном происшествии, он позаботился возместить спасённым из бедствия римлянам нанесённый им стихией ущерб. Питая сердечное сострадание к невинным жертвам, Тит внутренне страдал, ибо был не способен спокойно перенести трудное для его государства потрясение, в коем видел поданный самими богами страшный, но неведомый знак. Желая разрешить свои сомнения, Тит снова призвал Аполлония и, попросив его раскрыть причину извержения, услышал следующий ответ: – Напрасно многие эллины полагают, что землетрясения и подобные страшные проявления ужасной стихии есть насланная богами кара. Платон справедливо сказал, что божество по природе своей может совершать лишь благо и никогда не приносит зла. Значит, причина страшных бедствий заключается не в божественной воле, но в естественном порядке природы, которая время от времени возжигает пламя вулканов и выносит наружу заключённый в их недрах огонь. Люди же могут лишь предупреждать подобное бедствие с помощью той же природы, которая подаёт знаки о его приближении. Ведь неразумно полагать, что молот Гефеста может производить вулканические извержения или тело огнедышащего Тифона и трезубец Посейдона способны колебать землю. По-моему, сии мифы слишком далеки от правды, чтобы люди благоразумные наивно доверяли им. Не впадай же и ты, Тит, в пагубное заблуждение относительно враждебности богов, ибо небеса всегда милостивы и не желают чьей-либо гибели. Такими словами Аполлоний утешил Тита, после чего удостоился получить от императора слова благодарности и похвалы. Без печалей жил Аполлоний ещё долгое время, пользуясь императорским расположением, пока не пришёл к власти Домициан.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
Оглавление 5. Глава IV 6. Глава V 7. Глава VI |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|