HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.

Степан Агафонов

Жизнь Аполлония

Обсудить

Повесть

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.09.2023
Оглавление

8. Глава VII
9. Глава VIII
10. Глава IX

Глава VIII


 

 

 

Настал час явиться на суд и самому Аполлонию. Стража привела философа в огромный зал, стены и потолок коего были разукрашены изображениями великих героев и олимпийских богов. На центральном возвышении сидел сам император, лениво облокотившись на свой мягкий престол, с устремлённым на Аполлония грозным взором. В душе его происходило очередное противоборство светлой и тёмной стихий: он осознавал всю непорочность и невиновность Аполлония, но вместе с тем, не смея нарушить своего грозного царственного величия, был вынужден приговорить добродетельного философа к смерти. Напускная важность создавала из ничтожного тирана образ неумолимого миродержца, бога и всесильного вершителя судеб. Знатные приближённые Домициана, содрогаясь от страха перед тираном, выражали ему знаки своего неизменного преклонения, будучи готовы целовать его стопы ради сохранения императорского расположения. Аполлоний же, не разделяя общего безумия, намеренно отвёл свой взор от Домициана, желая показать, что не испытывает перед ним рабского страха. Тогда Домициан, раздосадованный несломимой храбростью философа, воскликнул, мучимый укорами тщеславия:

– Взгляни же на божество, которое явилось твоему взору!

Аполлоний же, посмеявшись в душе над тираном, возвёл очи свои ввысь, словно взирая на небесного Зевса, дабы выразить своё неверие в божественность Домициана. Уязвлённый Аполлонием, император велел слугам приготовиться отсчитывать время, которое предоставлялось заключённым для ответа на вопросы.

Вначале Домициан спросил Аполлония:

– Почему ты носишь на себе столь странную одежду, непохожую на общепринятую?

Ответ же Аполлония был следующим:

– Великомудрый Пифагор, отец всей философии эллинской, завещал ученикам своим воздерживаться от нечестивой пищи и всякого зла. Посему одевает и питает меня лишь земля, и я не нуждаюсь в жестоких плодах людского произвола. Полагаю, я тебе объяснил, император, почему не тела живых существ, но одежды из растений покрывают тело моё?

– Правда ли, – вновь спросил император, смущённый возвышенными речами философа, – что тебя называют богом?

– Подлинно, что сущность наша имеет сходство с природой божества: человек единственный из всех живых существ, населяющих землю, способен осознанно творить добродетель и познавать божественное. Посему всякий муж благочестивый вправе называть себя богом, ибо в своей праведности он уподобился небожителям.

Император увлечённо внимал всем словам Аполлония, хотя и не подавал виду. Когда же философ завершил свою оправдательную речь, Домициан, не находя, в чём обвинить его, сказал:

– Некоторые слышали, будто ты непочтительно отзывался о богах, называя приношение жертв в честь них нечестивым деянием. Неужели Пифагор, имя коего ты всечасно восхваляешь, призывал пренебрегать дарами богам?

Несмотря на то, что поставленный вопрос не имел отношения ни к одному из преступлений, в коих незаслуженно уличался Аполлоний, Домициан, приняв требовательный вид, стал дожидаться немедленного ответа философа, поскольку, по-видимому, сам был немало заинтересован взглядами пифагорейца.

Аполлоний же отвечал следующее:

– Наперекор древним заблуждениям наших предков, я, следуя миролюбивому уставу родителя философии многомудрого Пифагора, утверждаю, что боги не нуждаются в кровавых жертвах, которые смертные по жестокосердию и неразумию своему приносят в их честь. Природа божества по существу своему, как учит Платон, бесконечно благостна и никак не может являться источником человеческих бед и чьих-либо страданий. Человек как существо разумное и носитель божественных качеств, по изначальному замыслу богов, существует для преображения земли, а не её умерщвления. Неужели в том заслуга человека, что, пренебрегши зовом божественного разума, в начале всего вложенного в него демиургом, он берёт в руки оружие и идёт убивать тех, кто бессилен защититься от его бесполезной разумности! Не слишком ли превознёсся человек в своих глазах, что, отказавшись от бескровных и чистых даров матери Земли, решил, будто достоин лучшей пищи; но в своём стремлении уподобиться всесильным богам он превратился в существо низменное, жизнью своей приносящее гибель тем, кто слабей его! Для чего же тогда разрешили боги населить человеку землю, если он, заботясь лишь о собственных нуждах, счёл себя повелителем всей природы? Если хотите уподобиться богам, ведите жизнь, присущую им. Я знаю, что многие мужи, начитавшись древних поэм, в коих боги предстают в образе сластолюбивых, развратных, невоздержанных человекоподобных существ, оправдывают свою порочность злодеяниями самих богов. Знайте же, что божество обладает не только бессмертием, но и полной благостью и совершенством, которые, разумеется, не соответствуют нечестиво приписанным ему человеческим страстям. Посему, если кто-либо захочет уподобиться богам, пусть ведёт жизнь праведную, чтобы посмертная хвала и счастливое воздаяние по справедливости были присуждены ему свыше. Муж божественный не посмеет принести небожителям кровавые жертвы, ибо знает, что они не терпят никоего насилия. Если же ему и захочется воздать вышним дар, пусть на жертвенник принесёт мирные дары урожая, а возлияние совершит оливковым маслом. Впрочем, добродетельная жизнь наша – наилучший дар небесам, воссылаемый не от алтаря, но от самого сердца, чистого и незапятнанного.

 

Всё сие Аполлоний сказал в едином порыве; когда же возвышенная мысль его, парившая в обителях божественных, достигла наконец своего завершения, Домициан и все придворные его, словно позабыв, что делают в зале, некоторое время не могли опомниться от высокопарных слов философа и застывшим взором, исполненным задумчивого исступления, глядели в светлые очи Аполлония. Философ же, облачённый в сверкающую броню своего благочестия и держащий в руке своей меч разума, бесстрашно взирал своими горящими мирным пламенем добродетели очами на сражённых молнией правды человекоподобных существ, коими являлись император и его приближённые. Лишь только Домициан, с трудом вынув из своего каменного сердца острые стрелы совести, собрался с духом, чтобы возвестить о помиловании и поскорей выдворить за дверь своих покоев непобедимого мужа, как новое угрызение совести настигло его. Наконец, преодолев бурю чувств, император сказал:

– Иди, Аполлоний, из моего дворца и никогда не являйся моим очам более, ибо присутствие твоё подобно незримому воздействию некого грозного божества, а слова твои – испепеляющему действию вулкана.

 

– Где же теперь Аполлоний, учитель наш? – спросил один из пифагорейцев Дамида, когда тот, благополучно спасшись от казни ещё прежде суда над Аполлонием, пришёл в дом, где сидели почитатели Пифагора.

– Не бойтесь за него! – отвечал Дамид, садясь за круглый стол, означавший равенство всех философов между собой. – Я пробыл в темнице с Аполлонием несколько дней и услышал многие поучительные истории, которые рассказали нам другие узники. Сейчас же, не смея занимать ваш слух посторонними рассказами, я поведаю всё, что произошло с Аполлонием в темнице.

Пока пифагорейцы готовили хлеб и овощи, чтобы вместе с Дамидом отпраздновать его спасение, спутник Аполлония красноречиво передал весть им о всех радостях и злоключениях, постигших его и великого философа в заточении. В заключение же своего рассказа он утешил друзей следующими словами:

– В одном из наших последних разговоров Аполлоний уверил меня, что казнь не грозит ему. Участи своей он даже рад, ибо видит в ней возможность очистить новые души пламенем подлинной философии и направить к раскаянью душу самого императора. Однако же, быть может, я неверно понял слова Аполлония – в таком случае он примет смерть.

Философы долгое время ещё обсуждали судьбу своего учителя и размышляли об участи других узников, заключённых в одной темнице с Дамидом. Утешившись от мрачных раздумий, они вышли на природу, чтобы в милых лучах светлого Гелиоса развеять свою скорбь. Когда же ученики, всё ещё окрылённые надеждой на возвращение Аполлония, шли по цветущей дороге, тянувшейся к холму, с которого открывался вид на заходящее солнце, они услышали знакомый голос, призывавший имя Дамида. Подойдя к пещере, из которой, как показалось им, доносился неведомый звук, пифагорейцы узрели самого Аполлония, с улыбкой глядевшего на них. Загоревшись восторгом, они спросили философа, как ему удалось найти себе вызволение из хищных лап Домициана.

– Силой правды и терпения я одержал верх над свирепостью тирана, – ответил Аполлоний, после чего передал ученикам произошедший между ним и императором разговор. Затем уже в поздний час Аполлоний, омыв ноги в ручье и приняв пищу в сонме пифагорейцев, с коими всё ещё продолжал вести живой разговор, ощутил склонность ко сну. В установленный час все пифагорейцы легли на свои ложа, и чары Гипноса овладели спящими, наведя на них отрадный сон, предавший забвенью все их тяготы прожитого дня.

 

Словам Аполлония, предрекавшим неизбежную гибель тирана, надлежало сбыться: не прошло и года со дня освобождения философа от оков, как погиб ненавистный народу Домициан, будучи сражён восставшими против него приближёнными, уставшими от рабского служения его жестокой воле. В ничтожный прах низвергнулся увенчанный венком тирании безумец, вознёсший престол свой превыше обителей самих богов и узревший себя в образе всемогущего миродержца; об острые камни разбилось осквернённое кровью седалище его, вечно сумрачный Тартар принял душу нечестивца, разверзшаяся земля поглотила бренное тело его.

– Не напрасно дожил я до дня столетия своего, – сказал Аполлоний Дамиду, – ибо узрел наконец падение тирана, считавшего себя богом, но недостойного именоваться даже человеком за все совершённые его беспощадной рукой злодеяния. Достиг ли сей безумец того, чего так страстно желала душа его: стал ли божеством? Но нет – уподобившись дикому зверю, он пал, отторгнутый всеми, кто ранее с тревогою и страхом лобызал грязные стопы его! Одна участь постигла Нерона и Домициана; подобная ждёт и всякого, кто возжелает уподобиться им в неправедности.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

8. Глава VII
9. Глава VIII
10. Глава IX
Статистика тиража: по состоянию на 28.11.2023, 19:37 выпуск Журнала «Новая Литература» за 2023.10 скачали 335 раз.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!




Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


28.11.2023
Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы.
Анатолий Жариков

21.11.2023
Хороший журнал, много интересного.
Искатель

27.10.2023
В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно.
Александр Хакимов




Агенты newlit.ru получают
20 процентов от сделки
Агенты newlit.ru получают 20 процентов от сделки


Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!