Ольга Андреева
Сборник стихотворенийОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.03.2009Оглавление
"И кризис, и холодная зима..."Узнаю тебя, жизнь, принимаю…А. Блок И кризис, и холодная зима – но есть БГ. Семь бед – за все отвечу. Наушники не стоит вынимать – без них так страшно. Нелогичен вечер, негармоничен – этот лязг и визг недружественный, слякоть, оригами двумерных ёлок, плоских, грузовик наполнивших рядами, штабелями, и радио в маршрутке. Стёб да стёб кругом. И кризис бродит по Европе. Бьёт склянку колокол. И музыка растёт в наушниках. Свободна от оброка произнести, не применяя ямб тот монолог, что сам в меня вселился. Мороз крепчал – надёжный старый штамп, мороз крепчал – и Чехов веселился. Её материал – сплошной бетон, а ты в него вгрызаешься зубами, пока не разглядишь, что небосклон не над тобой уже, а под ногами, вокруг, везде… И призраки мостов встают в тумане. Встречных глаз унынье. Звезда над филармонией. Ростов – сверхперенаселённая пустыня. По мне звонит в кармане телефон. Спасибо. Доживём до новых вёсен. Я принимаю, узнаю, и звон мобильника приветствует – прорвёмся. * * *Кто в песочных часах отмеряет песокв час, когда акушерка серьёзно и строго ставит точку – завязывает пупок, привнося свою лепту в творение Бога? * * *Когда зажгутся звёзды хризантемза каждым покосившимся забором, и за очками, за чужим зонтом от холода и ветра не укрыться, ты закури. Пока летит тотем – осенний лист, хранящий этот город, всё хорошо. Оставь же на потом привычно покосившиеся лица. Ты болен осенью. Паршивая болезнь, при осложненьи переходит в зиму – и всё тогда. За бодренькой рысцой не спрячешь пустоты своей и страха. Ты в этот тихий омут зря полез – забытый долг растянутой резиной доходит через заднее крыльцо и с клёна рвёт последнюю рубаху. Сюда нельзя – моральный кодекс прост. Туда опять нельзя – шизофрения. Молчи и жди, когда калека-мост залечит позвонки свои больные, и рассосутся пробки (тромбы вен Садовой, Портовой), и трель резная стократно повторится в голове, как Отче наш, которой ты не знаешь. * * *Это дерево дикое –выросло на перекрёстке трёх опасных дорог – из него ты не выстроишь дом. Ночью стены белить и замешивать звёзды в извёстку – пусть искрятся, поют над холодным ничейным прудом, где с трудом, без труда ли – ни рыбы, ни мяса, ни ила, только тот, кто пугает енота, творожит туман и в печную трубу пробирается, словно в карман, хочет выкрасть огонь, что и так догорает вполсилы. * * *Звездой в ночи – дежурный магазинс рекламно-сладким суррогатным счастьем. Ты в улице пустынной – не один, а некуда идти – так возвращайся. Его не закрывают на обед, сюда за хлебом никогда не поздно, здесь нищенка бормочет вялый бред, корыстный – но насквозь религиозный. Пусть бредят. Ты их веры не лишай, их блажь дороже здравого рассудка, когда всё то, чем держится душа, едва-едва дотягивает сутки. Тебе-то проще – дать ей пять рублей и воспарить душой в иные сферы, но это ж не избавит от проблем евроремонта собственной пещеры. Всё – суета. Весны паллиатив отодвигает холод преисподней. Неизлечимо-радостный Сизиф опять пойдёт с утра творить свой подвиг, являя всем натруженным лицом старательную тупость эпигона. Старухе нищей не свести концов, не отмолить зомбированный город. Спи в позе эмбриона. Ночь темна, досмотрен фильм по первому каналу, и нищенка поклоны бьёт за нас – неискренне, но профессионально. Поезд «Ростов-Москва»Что ты нахмурилось, лето? Гляди веселей –рябью запуганной тихой реки-недотроги, ровным пробором лимонно-зелёных полей, схваченных узкой серебряной лентой дороги. Я разгляжу торичеллевую нищету, мокрые избы и церкви, забытые Богом, словно в плохой мелодраме – возьму и сойду где-то на маленькой станции Сбоку Припёка. Выброшу сборник сканвордов «Реши для души». Где-то под горкой пронзительно вспыхнули маки. В этом раю, в обойдённой страною глуши что-то о вечности ведают даже собаки. Я разыщу под Рязанью заброшенный пруд, дрянью заросший – и время замедлит скольженье, и полюблю монотонный бессмысленный труд – тот, для которого в мире используют женщин – надо же что-то любить в этой жизни. Весну, шок половодья, березки, ромашки, колодцы, буду грибы собирать, ежедневно тонуть в сладко-дремучем алёнушкином болотце. Что-то библейское в лицах людей на заре. Только меня недозревшее солнце не греет. Эти леса, заливные снега в ноябре видно, уже никогда не признают своею, выбросят – в скорый, грохочущий мимо судьбы, в рокот метро, формирующий клиповость мысли. Буду колодцы и маки, пруды и грибы переключать на экране компьютерной мышью… Новый Афон, пещераТам солнце рыщет спаниелем рыжим,но непрямоугольные миры и первобытный хаос неподвижны внутри курчавой Иверской горы, лишь факельных огней протуберанцы. Не обернусь, но знаю наизусть – такой организацией пространства теперь я никогда не надышусь. Под трещинами каменного неба неровный серый грубый известняк, зелёные отметки наводнений, подземные овраги – и сквозняк там, где неверной левой я ступала на твой ребристый серебристый спуск, в колонию кальцитовых кристаллов, не раскрывая створок, как моллюск, от рукокрылых прячась в нишах скользких, в меандрах холодея на ходу. Мне скажет Персефона – ты не бойся, иди, не так уж страшно здесь, в аду. В энергию застывших водопадов, в холодный бунт мерцающих озёр, клыков известняковых эскапады ты обратишь свой страх и свой позор. Прошу – «Приятель, убери свой Nikon» – уже одной из местных Персефон, – как в храме – ну нельзя на фоне ликов! – так здесь – нельзя, здесь сам ты – только фон! Нет воли разозлиться, крикнуть – «тише!», их болтовня пуста – да неспроста. Они галдят – чтобы себя не слышать – и всё же их спасает красота, по капле, не спеша, как сталактиты растут в веках – так в нас растёт душа Вселенной, так тысячелетья слиты в спартанский твой космический ландшафт. А поклониться каменной Медузе лишь избранным дано – так за алтарь не каждого пускают. Разве – музы по кружевным полам, да пара стай нетопырей. А в карстовых глазницах звучит орган. Не поросли бы мхом! И как бы мне в сердцах не разразиться наивно-назидательным стихом… "Воскресение. Чайно-ореховый омут..."Ты можешь подвести коня к реке,но ты не можешь заставить его пить. Восточная мудрость. Воскресение. Чайно-ореховый омут глаз напротив. Как редко играем мы с ней! Наши шахматы можно назвать по-другому, потому что Алёнка жалеет коней – и своих, и моих. Отдаёт, не колеблясь, и красавца ферзя, и тупую ладью, но четыре лошадки, изящных, как лебеди, неизменно должны оставаться в строю. От волненья у пешки затылок искусан, в каждой партии странные строим миры. Я иду вслед за ней в этом важном искусстве, я учусь выходить за пределы игры. Надо выдержать паузу, выдержать спину и подробно прожить откровения дня. Эта партия сыграна наполовину. В ферзи я не хочу. Отыграю коня. Торжество справедливости – странная помесь пустоты и досады – сквозь пальцы улов. Выхожу на спираль – если вовремя вспомню, что великий квадрат не имеет углов* Ни корон, ни дворцов, ни слонов, ни пехоты, перейду чёрно-белых границ череду, распущу свою армию за поворотом и коня вороного к реке поведу. *Из «Дао-де-цзин». * * *Пять вечера. Локальная свободаи, кажется, весна. Кислей лимона косит светило из-за крыш хрущёвок. Сегодня отдохни на мне, природа. Мир оказался густонаселённым – гляди, нехарактерный для Ростова прохожий непохожий чернокожий по витамину Д скучает тоже. Языческий призыв «Весне дорогу!» бессилен, хоть дороги все открыты. Что ж я пишу темнее Гераклита? Троллейбус мой ползёт – и слава Богу. Будь проще – завещал великий Дарвин. Мы снова под собой страны не чуем – такая уж страна. И не врачуют на длинных ножках хищные тюльпаны – пространство деформируют бездарно, и даже дождь не смоет грязь с экрана. Как хорошо, что есть ещё мобильник, немногословный, но любвеобильный. А то бы день рассыпался, наверно, во всю шизофрению постмодерна. Короткое дыхание свободы – но в гоблинском корявом переводе… ЭмигрантскоеСмятение – будто бы поезд не твой –но дверь закрывают, стоянка кончается, и на горизонте подсолнух качается, и скатки матрасные над головой, и ты удивлён, ты напуган и нем, и странен себе самому, пассажирам, а поезд летит, и колёса стучат, и окна, стоп-кран, подстаканники, чай… Ты жалкий подкидыш, подброшенный миром твоим, самым главным – в какой-то другой, транзитный, случайно летевший навстречу, ты – мокрый младенец, твой путь – самый млечный, но тучи смыкаются над головой. …Ты смотришь в окно – там козлёнок пасётся, тончайшее солнце в кленовой листве оплавило боль, раскололо на две, на три, на четы… ничего, утрясётся… А поезд несётся. Русскому языкуЯзык мой, враг мой,среди тысяч слов твоих, кишащих роем насекомых, – нет, попугаев в тропиках, улов мой небогат и зелен до оскомы, и слишком слаб, чтоб миру отвечать – когда мгновенье бьётся жидкой ртутью, косноязычье виснет на плечах – а значит, ослабляет амплитуду. Я не могу поссориться с дождём – наверно, русский речь меня покинул. И старый добрый дзэн меня не ждёт. Шопеновская юбка балерины не прикрывает кривоногих тем, морфем и идиом – но я причастна! И я, твоя зарвавшаяся тень, ныряю в несжимаемое счастье. «Царь-колокол». «Гром-камень». «Встань-трава». О, не лиши меня попытки слова, пока такие ж сладкие слова не разыщу на глобусе Ростова! Вступили в реку – будем гнать волну. Что ж нам, тонуть? Куда теперь деваться? Всё разглядим – и выберем одну из тысячи возможных девиаций – верней – она нам выберет звезду. И полетит сюжет, как поезд скорый, и я в него запрыгну на ходу пускай плохим – но искренним актёром. * * *Автобус. Ливень. Кислорода нет –в подводной лодке окна не откроешь. Поехали. Четверг, двадцать второе, плюс аллергия – весело вдвойне. За что-то мстят мне кофе и вино. Я в прошлой жизни выбирала пепси? Букет моих безжалостных рефлексий сегодня с атмосферой заодно. Но проступают на деревьях руны – и очень робко обещает день не десять соколов на стадо лебедей – а вещие персты на злые струны. Иголкой острой протыкаю город и, вынырнув на этой стороне, природу Будды, спящую во мне, сверяю с указаньем светофора. Кто победил, понятно и ежу. Что Будда? Он и слова не проронит. А я уже на площадь выхожу, готовая к труду и обороне, к безделью и к побегу в странный день. Ну сколько можно – многоруким Шивой? Теперь одна проблема – похудеть. Всё остальное как-то разрешилось. Не передаст мой ломаный язык всех тонкостей ростовского базара! Вот так столкнёшься с запахом кинзы – и улетишь из колеса Сансары до вечера. Спасёт остатки дня мимозной крошкой звёздное плацебо. И вдоль реки воды река огня безропотно впадает в море неба. * * *Мир наэлектризован. Сотни мыслейслетелись к непокрытой голове, искрят, трещат, толкаются на входе – не тут-то было. Не в моей природе впускать так много. Ну одну, ну две, а там – чем дальше в лес, тем больше шишек – давай ты завтра мне перезвонишь? На скользких сколах раненого камня заблудшие овечки Мураками, – мне сосчитать их надо. Извини. Я ж капитан дырявой нашей шлюпки – меня на берег списывать нельзя. В энергосберегающем режиме так, не любили, а слегка дружили. Вперёд. Чем твёрже шаг, тем больше пыли. оно верней, и ноги не скользят. Всё хорошо, и я бы попросила не подставлять мне барского плеча. Краеугольный камень преткновенья – период моего полузабвенья. Теперь я долго буду излучать. * * *И Дания тюрьма, и здесь – тюрьманичуть не лучше. Принц, а ты свободен теперь? Не перемётная сума слепой судьбы – а голый нерв Господень? Офелия, в руках своих согрей шалфей и мяту в этом горьком поле. Из нервных клеток выпущу зверей – пусть хоть они потешатся на воле. Такая раздражённая пришла весна – швырнула блики, почки, стаи, от ветра юбки бьют в колокола и расцветают яркими цветами. Живое – прочь, в укрытие, в тепло, и голосов их на ветру не слышно, и – пыль столбом – поганою метлой сметает хлам с лица Земли Всевышний. Я спрыгнула с обрыва – но цела. Отвязанность, ты знаешь, – не свобода. Моя изба – без красного угла. Лишь тень Отца порой мелькнёт у входа. * * *Запах корвалола – как стена.Стоп. Кирпич. Шлагбаум. Дальше некуда. как ни упоительна война, вам обоим не закинуть невода в эту реку. Истина живой не даётся, но живым позволено становиться ветром и листвой под защитой звона колокольного. * * *Новый лист, изумрудный и липкий, постой, не расти,я ещё не рассталась с резным, прошлогодним, лимонным, зацепившим вчера, уколовшим крылом махаона и мерцанием спутника. Не успеваю, прости! Мир, постой, пощади этот всё отражающий мозг, говорящее зеркало – тёплое, слишком живое, чтобы зеркалом быть. Я хочу быть тобою. Нас двое – мир и я. В этом столько борьбы. В полный рост не успею, не выдержит мой метроном. Невод пуст – ох, мешают колонны и стены плохому танцору! Не гожусь в музыканты, поэтому как ни сажусь – не поймать эту музыку. Да, не из всякого сора… Это пламя дрожит и коптит – потому что болит, потому что живое и ровно гореть не умеет. Разве можно из каждой перловицы резать камею? Жизнь целее в мохнатой ракушке на дне. И в пыли воробей лучше чучела в лаке музейном. Слеза о спасённых из хаоса строках светла и резонна. Впереди только море затылков, и зрительный зал бесконечен, а сцена теряется за горизонтом. 24 октябряЕсли кто-то берёт твоё сердце и жмёт в кулаке –не проси его быть осторожнее: он не услышит. Скоро вы поплывёте по медленной серой реке. А пока ещё утренний голос смиренней и выше облаков – только не для тебя, ты идёшь, невесом, глух и слеп для всего – только камень твой вечно с тобою. Он сливается цветом с твоим потемневшим лицом, удушая тебя всей своей неподъёмной любовью. Больше нет ничего, кроме лютой собачьей тоски, виновато влекущей свой хвост по асфальту и грязи. Дай мне руку, старик, помоги добрести до реки, донести до неё свой навек прояснившийся разум. Отче наш повторяя с инертностью маховика, соразмерив свой шаг с этим холодом, впрыснутым в вены, словно пуля, поддетая лёгким движеньем курка, буду тихо лететь, чтобы чётко впечататься в стену. * * *Такси! –-дермисту закажи мою фигуру ню а ля мадам Тюссо. А время убегает сквозь песок водой – вода, увы, не друг огню. Перевернуть песочные часы и пожалеть уснувшего бомжа. Потом, покрепче карандаш зажав… Да ты смеёшься? Если это – цирк, обиду я, как шпагу, проглочу. И выпью леденящий душу квас. Не стоит зря проветривать слова – ты знаешь всё, что я сказать хочу. У вас четверг? А у меня шаббат. Сижу фанза, пью чай и жгу мосты. Игра не стоит свеч. Сгорят листы пожаром аллергии на губах. Там, в переулке, дерево-змея. Там каждый вечер падает звезда. Её найдёт тинейджер, а не я, и скажет восхищённо: «тема, да?!» "Родной хризантемовый запах..."Дорогу измерит идущий,пространство покроет летящий. С. Сущий Родной хризантемовый запах опять возвращается в город – наверно, из рая. Погода и правда сегодня такая. в волошинские пейзажи. Туман обращает предгорья в его пустоту и свободу. Покорно и грустно спускаюсь Автобус-дракон поглощает свою добровольную жертву. Дорогу осилит идущий. Коня оседлает летящий. Кто знает – молчит интровертно, а кто говорит – тот не знает. Вам кофе в постель или в чашку? Согреть онемевшие души и выпить, что Чехов пропишет, и сняв притяжения глыбу, пройти по промокшему небу – и снова уйти в несознанку. Молчит можжевеловой рыбой и делает вид, что не слышит, блестит непрощающим снегом посланник – по-гречески ангел. А мира уже не исправить – зачем ты с меня начинаешь? Считает себя просветлённым – такой и зарезать может. Я вынесу, переморгаю сермяжной морали приправу. И пахнет сырым и солёным. Не липким. Не кровью, а морем. * * *Лапкой куриной начертаны в мокром пескешесть иероглифов – Сей Сёнагон отдыхает. Где эта вздорная курица ныне порхает? Вольного неба тебе и дыханья в строке! Это не лестница вверх и не соты пчелы, подвиг трёхмерный творящей с упорством завидным, это попытка нащупать в пространстве узлы, точки прорыва, каналы. Снаружи не видно вечной готовности всем пренебречь и пролечь вдоль по лучу, растворив анфиладу засовов, словно стрела Одиссея – двенадцать колец разом пройти и найти потрясённое слово, волка с луною роднящее… Главное – быть. Нам не дожить до конца фельетонной эпохи, но спасены навсегда от нелепой судьбы жертвой безмолвной стоять на краю катастрофы. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|